Ковылкина Ирина Григорьевна
Проект «Как свет к нам в дом пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как свет к нам в дом пришел»
Информационно – познавательный проект
Оглавление.
1. Паспорт проекта___3
2. Введение___ 4
• Актуальность.
• Цель проекта.
• Задачи.
• Ожидаемые результаты.
3. Основная часть___6
• Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Завершающий этап
4. Заключение ___9
5. Использованная литература___10
6. Приложение ___11
Паспорт проекта.
Тип проекта :информационно – познавательный.
Публикация «Проект „Как свет к нам в дом пришел“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Вид проекта : групповой.
Длительность проекта : краткосрочный (две недели).
Возрастная группа: подготовительная (дети 6 – 7 лет).
Участники проекта : педагоги, дети и родители подготовительной группы.
Введение.
Актуальность.
Зима – самое темное время года. В это время мы больше всего пользуемся электричеством: включаем свет в домах, смотрим телевизор, работаем за компьютером, слушаем музыку.
Стемнело. Протягиваем руку к выключателю. Щелчок – и темноты как не бывало! Зажглась лампа, и появился свет, без которого мы просто не можем жить.
Что будет, если не будет света? Трудно представить.
В один из зимних дней, когда дети возвратились с прогулки и ждали обеда, у нас в саду погас свет. Темно, грустно, все вокруг стало неуютным и серым. Хорошо, что это продолжалось недолго. Через некоторое время лампы опять ярко светили и радовали нас.
Правда, у детей возникло много вопросов, на которые нужно было ответить или вместе найти ответ: «Как у нас появилась лампочка? Что такое электричество? Откуда оно берется? Бытовая техника и электрическая лампочка работают одинаково? Почему мамы и папы не разрешают нам включать многие электроприборы? Говорят, что это опасно, а почему? Зачем надо экономить свет? Как это сделать лучше?».
Так возникла идея создания информационно – познавательного проекта «Как свет к нам в дом пришел?»
Цель проекта : узнать, что такое электричество, как с ним обращаться, экономно использовать.
Задачи проекта :
• Расширить знания об электричестве, электроприборах, о пользе и опасности электричества; о правилах пользования им; об истории возникновения осветительных приборов.
• Прививать культуру грамотного и экономного обращения с электричеством.
• Активизировать речь и мыслительную деятельность.
• Развивать внимание, воображение, память, речь (рассказывание стихов); мелкую моторику рук (аппликация, рисование, конструирование, лепка, игры и др.).
• Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электроприборами.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети узнают :
• Откуда свет к нам в дом пришел?
• Что такое электричество, и как люди раньше жили без него?
• Что такое энергия, и почему ее нужно экономить?
• Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
• Овладение детьми навыками правильных действий пользования электроприборами.
• Осознанное выполнение правил электрической безопасности.
Будут созданы условия для реализации и поддержки детской инициативы, сотворчества детей и взрослых. Мы закрепим правила безопасного поведения с электроприборами в быту.
Основная часть.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• Подбор иллюстраций, наглядных пособий и оборудования, материала для памяток по энергосбережению.
• Изучение методической и познавательной литературы для подготовки к совместной деятельности (подвижные,дидактические игры, беседы и др.).
• Закрепление правил экономного и безопасного использования электроэнергии.
• Подбор презентаций и художественной литературы.
• Беседы с родителями о проведении проекта.
• Домашнее задание: подобрать вместе с родителями и принести (по возможности) лампы, используемые ранее (керосиновые, подвесные и т. д., подсвечники.
• Разработка (планирование) проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Наблюдения, экскурсии, прогулки
Экскурсия на кухню. Наблюдение за работой повара. Какие электроприборы повар использует для приготовления пищи?
Экскурсия в электрощитовую.
Экскурсия в прачечную. Наблюдение за работой прачки. Какие электроприборы и бытовую технику она использует?
Экскурсия по улице. Осматривание трансформаторной будки, проводов, проходящих над улицей.
Экскурсия в музей, рассматривание выставки «Лампы разные бывают»
Работа с литературой (художественной, познавательной)
Басня И. Ревю «Электричество – мой друг». (Приложение 1)
Загадки об электричестве, лампах,электроприборах. (Приложение 2)
Уроки безопасности. Стихи О. Емельяновой «Что включается в розетку» (Приложение 3)
Стихи А. Валевского «Электричество», «Бытовые приборы» (Приложение 4)
Стихи С. Маршака «Вчера и сегодня» (Приложение 5)
Рассказ К. Мольковой «Про мальчика Васю» (Приложение 6)
Познавательная деятельность.
«Свет, да будет свет» (Приложение 7)
«Путешествие в прошлое осветительных приборов» (Приложение 8)
«Его величество – электричество» (Приложение 9)
Продуктивная деятельность (художественное творчество)
«Лампа энергосберегающая, лампа накаливания» (рисование карандашами) (Приложение 10)
«Электроприборы – наши помощники» (аппликация) (Приложение 11)
«Свечка, свечечка, свеча» (лепка) (Приложение 12)
Игры (Приложение 13)
«Электрический ток – мощный поток» (подвижная).
«Как к нам лампа в дом пришла?» (дидактическая).
«Можно-нельзя» (дидактическая).
«Собери картинку» (дидактическая).
«Будь внимателен» (дидактическая).
Беседы
«Как люди раньше освещали свои жилища?» (Приложение 14)
«Откуда к нам приходит электричество?» (Приложение 15)
«Электроприборы – наши помощники» (Приложение 16)
Итоговая познавательная деятельность «Волшебное электричество» (Приложение 17)
Основной этап:
• Организация деятельности с детьми.
• Проведение познавательных бесед по соответствующим темам (показ плакатов, другого иллюстративного материала).
Беседа на тему: «Как люди раньше освещали свои жилища»
Цель: Познакомить с предметами освещения до появления электричества.
Рассказать об изменение условий быта человека с появлением электричества.
Развивать речь, память, мышление. Закрепить правила обращения с огнём
электричеством.
Беседа на тему: «Откуда к нам приходит электричество?»
Цель: дать детям представление о том, что электричество в наши дома, на
улицы и фабрики приходит с больших электростанций, которые производят его;для того, чтобы выработать электричество, используются бурные реки или тепло от сжигаемого угля или нефти; сформировать потребность в экономии электроэнергии.
Беседа: «Электроприборы – наши помощники»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту
• Закрепить названия электроприборов, их название в доме.
• Дать знания о том, почему они так называются, как с ними надо обращаться.
• Показать детям гуманистическую мотивацию преобразовательной деятельности человека: он создает все эти предметы, потому что хочет сделать жизнь более комфортной.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Активизировать словарь по данной теме
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Чтение стихотворений, рассказов.
• Продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка и др.).
НОД «Лампа энергосберегающая, лампа накаливания»
(рисование карандашами)
Цель: Познакомить с историей электрической лампочки. Закреплять знания о безопасном и экономном использовании электричества. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкое изображение рисуемых объектов.
НОД «Электроприборы – наши помощники» (аппликация)
Цели: обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в
быту, создающих комфорт; расширять представления о том, где"живет" электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Закреплять умение вырезать предметы круглой и овальной формы и наклеивать изображения
знакомого предмета; составлять несложную композицию; соизмерять изображение с величиной листа, красиво располагать изображения на листе, использовать в работе подручные материалы.
НОД «Свечка, свечечка, свеча» (лепка)
Задачи:
- Учить лепить подсвечник, передавая его декоративные особенности;
- Учить самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ лепки, использовать прием вытягивания, прищипывания, сглаживать поверхность изделия пальцами.
- Учить соединять части прижатием, примазыванием;
- Закреплять умение украшать подсвечник налепами и декоративными элементами, закреплять умение работать стекой;
- Воспитывать самостоятельность, развивать творческие способности.
• Познавательная деятельность.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«Свет, да будет свет!»
Цель:
1. Вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное.
2. Закрепление знание детей о значении солнца (свет, тепло) на планете Земля. Закрепление знания детей об изменениях, происходящих в природе, связанных с изменением светового дня.
3. Ознакомление детей с элементарным понятием «электричество».
4. Формирование у детей первоначальных представлений о возникновении и совершенствовании приборов в истории человека.
5. Формирование основ безопасности при взаимодействии с электричеством.
Конспект познавательной деятельности
«Путешествие в прошлое осветительных приборов».
Цель: Познакомить детей с историей осветительных приборов, вызвать интерес к прошлому этих вещей.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности
«Его Величество – Электричество».
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи: Образовательные: познакомить детей с достижением человечества электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.
• Разучивание и проведение игр.
• Сбор экспонатов и оформление выставки «Лампы разные бывают».
• Ознакомление с правилами безопасного и экономного использования электроэнергии.
• Оснащение предметно-развивающей среды. Оформление группы, раздевалки,изготовление дидактических игр.
Завершающий этап:
• Систематизация материалов.
• Проведение выставки.
• Раздача памяток об экономном использовании электроэнергии.
• Подготовка и проведение итоговой познавательной деятельности «Волшебное электричество» (сценарий, костюмы, игры
и др.).
Волшебное электричество. Итоговое развлечение.
Цели. Расширить знания об электричестве, осветительных и
электроприборах. Закреплять знания о безопасном и экономном использовании электричества. Развивать зрительное внимание, мышление, память; коммуникативные навыки в совместной деятельности. Формировать навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством. Воспитывать доброжелательное отношение к людям и желание им помочь.
• Подведение итогов. Анализ совместной работы (Что получилось и не
получилось? Что узнали интересного и нового? Что запомнилось и понравилось).
Заключение.
• В процессе реализации этого проекта дети очень много узнали для себя нового и интересного.
• Узнали, что такое свет, как люди раньше обходились без электричества.
• Дети познакомились с тем, как нужно экономить электроэнергию.
• У детей расширились знания об электричестве, электроприборах, о пользе и опасности электричества; о правилах пользования им; об истории возникновения осветительных приборов.
• Дети узнали о грамотном и экономном обращении с электричеством.
• Активизировалась речь и мыслительная деятельность.
• Активизировались такие процессы как внимание, воображение, память, речь; мелкая моторика рук.
• Совместно с родителями и детьми организована выставка «Волшебный мир светильников»
Список использованной литературы.
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.
3. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред. Л. А. Парамоновой.
4. Журнал «Дошкольное воспитание».
5. Журнал «Детский сад. Все для воспитателя»
6. Журнал «Ребенок в детском саду»
7. Интернет ресурсы.
8. Ирис Ревю. Басня «Электричество – мой друг»
9. Олеся Емельянова. Уроки безопасности. Что включается в розетку.
10. С. Маршак «Вчера и сегодня»
11. А. Валевский «Электричество»
12. Загадки.