МААМ-картинки

Проект «Кубань — земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Ольга Дубинина
Проект «Кубань — земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Проект

«Кубань-земля родная»

нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ ДСКВ №25

Дубинина Ольга Анатольевна

г. Ейск, 2020 г.

Введение

Публикация «Проект „Кубань — земля родная“ по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и город имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев. В своей группе на основе анализа индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:

- дети имеют поверхностные знания о родном городе Ейске, Краснодарском крае, о Родине в целом;

- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в городе, расположенном на берегу Таганрогского залива, на юге России. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном, городе, районе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным, но какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, заложить духовные основы средствами традиционной культуры Кубани, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения.

Тема проекта: «Кубань – земля родная».

Вид проекта: нравственно-патриотический, познавательный.

Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:

• формировать знания детей о родном городе, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.

• познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;

• дать представление о возникновении городов, станиц и хуторов;

• совершенствовать знания о своём родном городе;

• воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;

• воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;

• формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;

• воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;

• активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.

Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.

Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, воспитатель.

Сроки реализации проекта: долгосрочный, 1год.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Сформированные представления о Родине, крае, городе Ейске.

2. Общее представление о территории Краснодарского края.

3. Знакомство с ландшафтом края, городами, достопримечательностями.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие навыка социального общения со взрослыми.

6. Повышение гражданской позиции участников проекта.

Родители:

Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, досугах и развлечениях.

Педагоги:

Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно – прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.

Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.

• Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

• Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

• Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

• Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

• Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Условия реализации проекта:

Ознакомление дошкольников с родным городом, краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, (выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству родного города, охране природы и т. д.).

Привлечение детей к участию в районных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День Матери-Казачки, День урожая, День защиты детей, Масленица, праздник Светлой Пасхи и др.). Создание такой предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (кубанский уголок в группе, передвижная выставка «Мини-музей Кубанского казачьего быта», предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Кубани должны передаваться детям.

Использованные ресурсы.

Ноутбук Samsung 590

Мультимедийный проектор Aser X113

Мультимедийная установка Optoma

Фотоаппарат «Samsung», МФУ.

Музыкальный центр Panasonic SA-VK 750

Мультимедиаресурсы:

- видеофрагменты:

- презентации:

- фотографии.

Основные тематические блоки работы педагога с детьми, педагогами, родителями:

1. Мой родной город.

2. Культурное наследие Кубани.

3. Природа Краснодарского края.

Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным краем, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику Кубани, достойному гражданину своей Родины.

Тематическое планирование

Тематический план работы со старшими дошкольниками

1 Раздел. Мой родной город.

Сроки проведения Содержание мероприятий

Дети Родители Педагоги

сентябрь Беседа: «История возникновения родного города Ейск»

Цель: Дать понятие о рождении города, откуда произошло его название. Консультация:

«Традиционная духовная культура России и Кубани»

Беседа: «Флаг, герб и гимн Ейского района»

Цель: Познакомить детей с символикой Ейского района.

Праздник-развлечение «Хлеб всему голова»

Посещение «Ейского историко-краеведческого музея имени В. В. Самсонова» в парке И. М Поддубного

октябрь Беседа «Улицы родного города» (название и расположение)

Цель: формирование представления о городе как о своей малой Родине. Буклет:

«Происхождение казачества на Кубани» Педагогические чтения:

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: важнейшая задача воспитания – формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

Беседа «Быт кубанской семьи» (рассматривание кукол в кубанских костюмах)

Цель: Дать представление детям о кубанской одежде, одежде казаков.

Проведение кубанских игр «Напои коня», «Передай подкову», «Брыль».

ноябрь Беседа «Знакомство с хатой казака»

Цель: Дать представление детям о жилище-хате, ее интерьере. Консультация:

«Сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры»

Выставка совместного творчества

(из природного материала) «Дары Кубани»

Беседа: «Где работают наши родители»

Цель: Знакомство детей с промышленными объектами, на которых работают родители детей.

Праздник-развлечение «День Матери-Казачки»

декабрь Беседа: «Зима на Кубани»

Цель: прививать любовь к природе родного города

«Зимние православные праздники»

Консультация.

«Взаимосвязь задач духовно-нравственного воспитания с задачами всех образовательных областей»

Выставка совместного творчества «Зимняя сказка»

Кубанская народная игра «Молчан»

Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми.

«Зимние народные развлечения и игры»

2 Раздел. Культурное наследие Кубани.

январь Беседа «Культурное наследие Кубани» Консультация:

«Духовное здоровье дошкольника в семье»

Беседа «Флаг, герб и гимн Краснодарского края»

Цель: Познакомить детей с символикой Краснодарского края.

февраль Беседа «Из бабушкиного сундучка»

Цель: Знакомство детей с народными кубанскими ремеслами – вышивкой. Участие в празднике Масленицы:

«Блинная неделя» Семинар

«Формы работы с родителями

по духовно-нравственному воспитанию»

Беседа «Географическая карта Краснодарского края»

Цель: Знакомство детей с географической картой Краснодарского края

Проведение кубанских игр «Напои коня», «Передай подкову», «Брыль».

Развлечение «Масленица на Кубани».

Цель: Знакомство детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народа

март Беседа «История возникновения почты». Экскурсия в почтовое отделение связи.

Цель: Познакомить с работой почтальона. Стенд

«Весенние православные праздники»

Консультация

«Весенний месяцеслов»

Беседа о транспорте «Как сказка стала былью»

Кубанская народная игра «Селезень и утка»

Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми

Развлечение «Кубанские посиделки»

Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани.

3 Раздел. Природа Краснодарского края.

апрель Беседа «Полевые работы кубанских тружеников» Круглый стол

«Традиции семьи в Пасхальное воскресение» Консультация

«Страницы истории»

Целевая прогулка в парк «Кубанская весна»

Цель: Показать красоту Кубанской весны.

Праздник «Светлая Пасха на Кубани»

май «Ни кто не забыт - ни что не забыто» Буклет: «Наши знаменитые земляки»

Консультация: «Знаменитые люди нашего города»

Викторина «Колесо истории»

Цель: Выявить какие знания дети усвоили для себя о своей малой Родине Кубани

Кубанская народная игра «Кошка и мышка»

Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми.

Литература:

1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.

2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е «Мы живем в России», М. ООО Издательство Скрипторий, 2007г.

3. Лотышев И. П. Сердечная В. В. «Мой край родной», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2013г.

4. Паскевич Н. Я «Любимый уголок земли», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2005г.

5. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.

6. Степанов В. «Моя Родина – Россия», М. ООО Издательство Фламинго, 2004г.

7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

«Военные профессии». Дидактическая игра-лото по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста«Военные профессии». Дидактическая игра-лото по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию дидактическую игру, имеющую огромное познавательное и воспитательное значение в формировании нравственно-патриотического.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возрастаПедагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: 75 лет Победы в Севастополе Актуальность проекта: патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих.

Презентация. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для старшего возраста 9 МАЯ. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Червона калына»Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Червона калына» Актуальность. С раннего детства ребенок впитывает ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кубань — земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 12:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД