Надежда Дягилева
Проект «Кубанские подсолнушки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №41,Краснодарский край, город Армавир.
Проект :
Соавторы: Дягилева Надежда Георгиевна
– старший воспитатель МБДОУ № 41
Пустоварова Ольга Викторовна
–Воспитатель 2 младшей группы
Актуальность проекта : Кубань богата своими традициями, обрядами, легендами, героями. Приобщение к истокам Кубанской культуры является одной из задач нравственного воспитания дошкольников. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям., поэтому многое было утрачено. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Для этого мы должны сохранить дошедшие до нас традиции и обряды, вернуть детям утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины
Публикация «Проект „Кубанские подсолнушки“» размещена в разделах
- Кубань
- Подсолнух. Все о подсолнухах для детей
- Подсолнух. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Проблема. Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 2-й младшей группы, мы пересмотрели много литературы и интернет ресурсы. Информация о фольклоре народов Кубани имеется, только в основном она направлена на старший дошкольный и школьный возраст. Мы выявили проблему отсутствия методических и учебных материалов, на основе которых воспитатели могут знакомить детей (3-4 лет) с фольклором и бытом Кубанского казачества.
Новизна педагогической идеи проекта : Собран редкий фольклорный материал из разных источников, доступный для восприятия детям с 3-х до 4-х лет.
Универсальность и применимость: данными разработками могут пользоваться родители и педагоги из других ДОУ. По завершению проекта материалы будут размещены на интернет страничке.
Цель: Пробудить интерес детей к истории Кубани и традиционной кубанской культуре
Задачи:
• Приобщать детей к истокам народной культуры;
• Развивать интерес к народным традициям, обычаям, через народный фольклор (потешки, пословицы, сказки, игры)
• Формировать интерес к малой Родине и первичные представления о ней.
Вид проекта : творческо-игровой.
Тип проекта : долгосрочный (10 месяцев, в рамках одной возрастной группы.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руков-ль, родители. Необходимые материалы: сюжетные картинки, альбомы на тему «Родная Кубань», художественная литература, материал для настольного театра, аудиозапись детских песенок фольклорного ансамбля «Казачата».
Ожидаемые результаты: У детей будет сформирован интерес к Кубанскому фольклору, в ходе проекта будут созданы условия для удовлетворения потребности детей в самовыражении и позитивная атмосфера для развития личности.
Дети должны знать: потешки, пестушки, подпевать песенки, сопровождать движениями заклички, знать и активно участвовать в подвижных играх. Включая региональный компонент во все образовательные области, мы ориентируемся на главный результат - усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Родители, как участники образовательного процесса:
- повысят свою компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания своих детей через получение консультаций от воспитателей, участие в «День открытых дверей» и др. мероприятиях ДОУ;
- поддержат реализацию проекта в семейном кругу (вместе с детьми печь пироги, украшать дом к празднику, сделать подарки на Рождество, петь вместе народные песни, разучивать пословицы, посещать городские фольклорные торжества, повторять то, что учат в группе);
- будут содействовать формированию у своего ребёнка представления о семейном укладе и кубанской культуре.
Предполагаемый продукт проекта :
- Детско-родительское развлечение «Кубанские посиделки» с мастер-классом;
- буклет по видам жанров Кубанского фольклора (в помощь воспитателям) : потешки, пестушки, загадки, заклички, песенки т. д.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
Сбор материала (наглядный и тематический, адаптирование материала к младшему возрасту.
2 этап - основной:
Проект будет реализован в творческо - игровое время, а элементы фольклора будут использоваться в обучающей деятельности.
ОО «Речевое развитие» : беседа «Город, в котором я живу», заучивание потешек, пестушек, разгадывание загадок.
ОО «Познавательное развитие» : рассматривание иллюстраций о своем городе и крае, экскурсия по детскому саду «В гости к старшим» и рассматривание уголка «Дом казака».
ОО «Физическое развитие» : подвижные игры «Подкова», «Достань платочек», «Смотай клубочек», «Кубанка», «Мельница» и. т. д.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : коллективная работа «Колосок» по одноименной сказке (лепка, разучивание песенок.
3 этап – итоговый:
- выпуск буклета;
- детско-родительское развлечение «Кубанские посиделки»
- выступление на ПДС;
- фотоотчет проекта.
Вывод:
Если у большинства детей появится интерес к культуре и жизни нашего края, дети будут использовать в игре элементы фольклора, то проект можно будет считать реализованным.
Список литературы:
• Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
• Лукьянов Л. С. «Литература Кубани, 2008
• Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000
• Овчинников С. А. «Кубанское казачество», 2000
• Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
• Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004
Приложение 1
Фольклор - основа основ воспитания детей
Жанры Кубанского фольклора :
• Потешки
• Пестушки
• Загадки
• Подвижные игры
• Дразнилки
• Считалки
• Заклички
• Колыбельные песни
• Страшилки
• Пословицы
• Частушки
1. Пестушки
• Распеленав ребенка, его кладут на подушку или постель. Отдохнуть от пелёнок, ласково поглаживая.
Потягунюшки,
Порастунюшки
В ножки – ходунюшки,
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
• Ребёнок садится на стул, куклу сажает на свой носок ноги и в такт пестушки легко покачивает.
Гой да, гой дася, Дэ кобылка, там лося,
Там грязнуля - порося (грозит указательным пальчиком кукле по носику).
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
2. Колыбельная песня
В фольклоре, как в капельке воды, отражается прошлое наших предков. С рождения ребёнок слышит ласковый голос матери, тихо напевающий колыбельную песню:
Люли, люли, люленьки,
Летят, сизы гуленьки.
Летят, гули вон, вон.
Несут казаку сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.
Будут гули говорить,
Чем детку накормить.
Полетят они в лесок,
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком,
И румяным пирожком.
3. Заклички:
Исстари человек верил в магическую силу слов, в то, что песнями и обрядовыми действиями можно повлиять на природу, и обращался за помощью к матери-земле, солнцу. Воде. Этой цели и служили заклички.
Дождик, дождик поливай,
На Кубани урожай,
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
В огороде лук, бобы,
В лесу ягоды, грибы,
А в саду зелёный хмель,
Лей-ка дождик, целый день.
4. Потешки
Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Как Мирон-то, простота,
Купил лошадь без хвоста
Все смеются над Мироном,
Что он ходит как ворона.
На коровушке верхом
Едет дедушка Пахом
Иванушка – вот чудак,
Кота рыжего запряг.
Ай, чуки-чуки-чук,
Наловил казак щук.
Баба рыбу пекла,
Сковородка потекла.
Исполняя потешку, в такт ей легко постукивает ручкой по пяточкам куклы.
Куй, куй, чоботок.
Подай, баба, молоток,
Не подашь молоток,
Не пидкую чоботок.
А в ротик говорунок,
А в головку разумок!
5. Подвижные игры
Эти игры не требуют большого количества участников, в них легко могут играть дети с родителями. Совместные игры с детьми доставят массу положительных впечатлений, как ребенку, так и мамам и папам.
«Прыганье через шапку»
Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг
У казака Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.
«Кубанка» (шапка казака)
Варианты игры:
Все играющие, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше тот и побеждает.
«Мельница»
Все играющие, встают в круг. И каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай.
И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит.
«Жаворонок»
Дети ведут хоровод, приговаривая:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве.
Казак песенку найдёт, будет весел целый год.
Ребёнок-жаворонок, звеня колокольчиком бежит за кругом в противоположном направлении от хоровода. Дети присев, закрывают глаза. «Жаворонок» прячет на полу за спиной у одного из игроков колокольчик. Дети по звуку должны угадать, у кого спрятан колокольчик.
«Мышка»
Число играющих – пять. Четверо, из которых становятся по углам. Пятый - мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие, по углам, играющие, меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.
«Подкова»
(по типу кто первый возьмет) В старину считалось: «Кто подкову найдет, тому она счастье принесет.
«Достань платочек»
Ведущий держит на кончике сабли платочек, мальчик подходит, подпрыгивает, достает платочек и дарит девочке.
Казачка: Ну-ка, наши, казаки,
На подъем все так легки
Кто платочек достанет,
Тот подруженьке подарит.
6. Пословицы.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак в беде не плачет.
- Казак сам голодает, а коня накормит.
- Редкий гость, никогда не в тягость
- Гости – люди подневольные. Где посадят, там и сидят.
- Гостю почет, хозяину честь!
- Туда голуби летают, где их привечают.
7. Частушки
Мы с веселой песней дружим,
По - кубански говорим.
Хорошо живем, не тужим.
Со сметаной хлеб едим.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О кубанском нашем крае
Песни звонкие поем.
Ты играй, играй гармошка
Гармошка кубанская.
Мы девчонки боевые
С края Краснодарского!