Получи документы

Проект «Кубанские подсолнушки»

Надежда Дягилева
Проект «Кубанские подсолнушки»

МБДОУ №41,Краснодарский край, город Армавир.

Проект :

«Кубанские подсолнушки».

Соавторы: Дягилева Надежда Георгиевна

– старший воспитатель МБДОУ № 41

Пустоварова Ольга Викторовна

–Воспитатель 2 младшей группы

Актуальность проекта : Кубань богата своими традициями, обрядами, легендами, героями. Приобщение к истокам Кубанской культуры является одной из задач нравственного воспитания дошкольников. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям., поэтому многое было утрачено. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Для этого мы должны сохранить дошедшие до нас традиции и обряды, вернуть детям утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины

Публикация «Проект „Кубанские подсолнушки“» размещена в разделах

Проблема. Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми 2-й младшей группы, мы пересмотрели много литературы и интернет ресурсы. Информация о фольклоре народов Кубани имеется, только в основном она направлена на старший дошкольный и школьный возраст. Мы выявили проблему отсутствия методических и учебных материалов, на основе которых воспитатели могут знакомить детей (3-4 лет) с фольклором и бытом Кубанского казачества.

Новизна педагогической идеи проекта : Собран редкий фольклорный материал из разных источников, доступный для восприятия детям с 3-х до 4-х лет.

Универсальность и применимость: данными разработками могут пользоваться родители и педагоги из других ДОУ. По завершению проекта материалы будут размещены на интернет страничке.

Цель: Пробудить интерес детей к истории Кубани и традиционной кубанской культуре

Задачи:

• Приобщать детей к истокам народной культуры;

• Развивать интерес к народным традициям, обычаям, через народный фольклор (потешки, пословицы, сказки, игры)

• Формировать интерес к малой Родине и первичные представления о ней.

Вид проекта : творческо-игровой.

Тип проекта : долгосрочный (10 месяцев, в рамках одной возрастной группы.

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руков-ль, родители. Необходимые материалы: сюжетные картинки, альбомы на тему «Родная Кубань», художественная литература, материал для настольного театра, аудиозапись детских песенок фольклорного ансамбля «Казачата».

Ожидаемые результаты: У детей будет сформирован интерес к Кубанскому фольклору, в ходе проекта будут созданы условия для удовлетворения потребности детей в самовыражении и позитивная атмосфера для развития личности.

Дети должны знать: потешки, пестушки, подпевать песенки, сопровождать движениями заклички, знать и активно участвовать в подвижных играх. Включая региональный компонент во все образовательные области, мы ориентируемся на главный результат - усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Родители, как участники образовательного процесса:

- повысят свою компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания своих детей через получение консультаций от воспитателей, участие в «День открытых дверей» и др. мероприятиях ДОУ;

- поддержат реализацию проекта в семейном кругу (вместе с детьми печь пироги, украшать дом к празднику, сделать подарки на Рождество, петь вместе народные песни, разучивать пословицы, посещать городские фольклорные торжества, повторять то, что учат в группе);

- будут содействовать формированию у своего ребёнка представления о семейном укладе и кубанской культуре.

Предполагаемый продукт проекта :

- Детско-родительское развлечение «Кубанские посиделки» с мастер-классом;

- буклет по видам жанров Кубанского фольклора (в помощь воспитателям) : потешки, пестушки, загадки, заклички, песенки т. д.

Этапы реализации проекта :

1 этап - подготовительный:

Сбор материала (наглядный и тематический, адаптирование материала к младшему возрасту.

2 этап - основной:

Проект будет реализован в творческо - игровое время, а элементы фольклора будут использоваться в обучающей деятельности.

ОО «Речевое развитие» : беседа «Город, в котором я живу», заучивание потешек, пестушек, разгадывание загадок.

ОО «Познавательное развитие» : рассматривание иллюстраций о своем городе и крае, экскурсия по детскому саду «В гости к старшим» и рассматривание уголка «Дом казака».

ОО «Физическое развитие» : подвижные игры «Подкова», «Достань платочек», «Смотай клубочек», «Кубанка», «Мельница» и. т. д.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : коллективная работа «Колосок» по одноименной сказке (лепка, разучивание песенок.

3 этап – итоговый:

- выпуск буклета;

- детско-родительское развлечение «Кубанские посиделки»

- выступление на ПДС;

- фотоотчет проекта.

Вывод:

Если у большинства детей появится интерес к культуре и жизни нашего края, дети будут использовать в игре элементы фольклора, то проект можно будет считать реализованным.

Список литературы:

• Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998

• Лукьянов Л. С. «Литература Кубани, 2008

• Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000

• Овчинников С. А. «Кубанское казачество», 2000

• Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002

• Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004

Приложение 1

Фольклор - основа основ воспитания детей

Жанры Кубанского фольклора :

• Потешки

• Пестушки

• Загадки

• Подвижные игры

• Дразнилки

• Считалки

• Заклички

• Колыбельные песни

• Страшилки

• Пословицы

• Частушки

1. Пестушки

• Распеленав ребенка, его кладут на подушку или постель. Отдохнуть от пелёнок, ласково поглаживая.

Потягунюшки,

Порастунюшки

В ножки – ходунюшки,

А в роток – говорок,

А в голову – разумок.

• Ребёнок садится на стул, куклу сажает на свой носок ноги и в такт пестушки легко покачивает.

Гой да, гой дася, Дэ кобылка, там лося,

Там грязнуля - порося (грозит указательным пальчиком кукле по носику).

Тяги, тяги, потягушеньки,

На детку порастушеньки!

Расти, деточка, здоровая,

Как яблонька садовая!

На кота потягушеньки,

На дитя порастушеньки,

А в ручки хватушки,

2. Колыбельная песня

В фольклоре, как в капельке воды, отражается прошлое наших предков. С рождения ребёнок слышит ласковый голос матери, тихо напевающий колыбельную песню:

Люли, люли, люленьки,

Летят, сизы гуленьки.

Летят, гули вон, вон.

Несут казаку сон.

Будут гули ворковать,

Будет детка крепко спать.

Будут гули говорить,

Чем детку накормить.

Полетят они в лесок,

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут детку кормить,

Белой кашкой с молочком,

И румяным пирожком.

3. Заклички:

Исстари человек верил в магическую силу слов, в то, что песнями и обрядовыми действиями можно повлиять на природу, и обращался за помощью к матери-земле, солнцу. Воде. Этой цели и служили заклички.

Дождик, дождик поливай,

На Кубани урожай,

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

В огороде лук, бобы,

В лесу ягоды, грибы,

А в саду зелёный хмель,

Лей-ка дождик, целый день.

4. Потешки

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Как Мирон-то, простота,

Купил лошадь без хвоста

Все смеются над Мироном,

Что он ходит как ворона.

На коровушке верхом

Едет дедушка Пахом

Иванушка – вот чудак,

Кота рыжего запряг.

Ай, чуки-чуки-чук,

Наловил казак щук.

Баба рыбу пекла,

Сковородка потекла.

Исполняя потешку, в такт ей легко постукивает ручкой по пяточкам куклы.

Куй, куй, чоботок.

Подай, баба, молоток,

Не подашь молоток,

Не пидкую чоботок.

А в ротик говорунок,

А в головку разумок!

5. Подвижные игры

Эти игры не требуют большого количества участников, в них легко могут играть дети с родителями. Совместные игры с детьми доставят массу положительных впечатлений, как ребенку, так и мамам и папам.

«Прыганье через шапку»

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг

У казака Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.

«Кубанка» (шапка казака)

Варианты игры:

Все играющие, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше тот и побеждает.

«Мельница»

Все играющие, встают в круг. И каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай.

И в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов!

Съеден хлеб наш черный,

Съеден белый хлебик.

Мели новый, мельник!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит.

«Жаворонок»

Дети ведут хоровод, приговаривая:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве.

Казак песенку найдёт, будет весел целый год.

Ребёнок-жаворонок, звеня колокольчиком бежит за кругом в противоположном направлении от хоровода. Дети присев, закрывают глаза. «Жаворонок» прячет на полу за спиной у одного из игроков колокольчик. Дети по звуку должны угадать, у кого спрятан колокольчик.

«Мышка»

Число играющих – пять. Четверо, из которых становятся по углам. Пятый - мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие, по углам, играющие, меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

«Подкова»

(по типу кто первый возьмет) В старину считалось: «Кто подкову найдет, тому она счастье принесет.

«Достань платочек»

Ведущий держит на кончике сабли платочек, мальчик подходит, подпрыгивает, достает платочек и дарит девочке.

Казачка: Ну-ка, наши, казаки,

На подъем все так легки

Кто платочек достанет,

Тот подруженьке подарит.

6. Пословицы.

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак в беде не плачет.

- Казак сам голодает, а коня накормит.

- Редкий гость, никогда не в тягость

- Гости – люди подневольные. Где посадят, там и сидят.

- Гостю почет, хозяину честь!

- Туда голуби летают, где их привечают.

7. Частушки

Мы с веселой песней дружим,

По - кубански говорим.

Хорошо живем, не тужим.

Со сметаной хлеб едим.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем,

О кубанском нашем крае

Песни звонкие поем.

Ты играй, играй гармошка

Гармошка кубанская.

Мы девчонки боевые

С края Краснодарского!

Публикации по теме:

Моя Кубань Автор: Копцева Ольга Дмитриевна, воспитатель Детского сада № 12 города Горячий Ключ Краснодарского края «Моя Кубань» Занятие для детей старшего.

Проект «Русская Масленица» Актуальность проекта: Россия богата своими традициями,обычаями,и конечно же,народными праздниками. Одним из таких праздников является Масленица-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кубанские подсолнушки»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 17:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД