Лучший педагог года

Проект «Курай — башкирский национальный инструмент»

Гульфина Сахибгареева
Проект «Курай — башкирский национальный инструмент»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

«Курай — башкирский национальный

музыкальный инструмент»

Составили:

музыкальный руководитель

Сахибгареева Г. Р.

воспитатель

Абдрахимова Н. А

материалы взяты из просторов интернета

с. Субханкулово, 2022 г.

Познавательно творческий проект : «Курай — башкирский национальный музыкальный инструмент»

Публикация «Проект „Курай — башкирский национальный инструмент“» размещена в разделах

Вид проекта : Познавательно – творческий

Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель

Сроки реализации проекта : краткосрочный 3.10.2022 по 14.10.2022

Цель проекта :

Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с башкирским народным музыкальным инструментом - кураем.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с национальными музыкальным инструментом Башкортостана : курай.

2. Познакомить детей с цветком курая.

3. Развивать познавательный интерес к башкирской культуре через знакомство с музыкальными инструментами, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.

4. Раскрывать творческие способности, развивать речь, пополнять словарный запас

5. Воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю, прививать интерес к башкирскому искусству.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный этап.

- изучение материала по теме проекта;

- обоснование его актуальности, проблематики;

- определение цели и задач, сроков реализации;

- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;

- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстраций по теме проекта;

- Сбор фотографий, иллюстраций

- подбор музыкальных дидактических игр

- введение воспитанников в проблематику данного проекта.

2. Основной этап.

Проведение ООД, бесед, музыкальных дидактических игр, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, концерт музыкантов из музыкальной школы, слушание музыки в режимных моментах.

3. Заключительный этап:

- Выставка детских работ - аппликация «Цветок курая»

- Рисование «Музыкальные инструменты»

-Тематическое мероприятие «Цвети мой край, родной башкортостан.

Введение.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Сейчас к нам постепенно возвращается нравственность, национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Стилизованное соцветие курая стало частью официальных символов Башкортостана - Государственного герба и Государственного флага, принятых в 1993 году. В нашем понимании семь лепестков курая - это народы, которые проживают на обширных просторах Южного Урала, на древней земле башкир. В историческом же плане - это символ единения всех родов племени, процветания и духовного обновления башкирского народа.

У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир. Курай – это история башкирского народа, его культура и судьба. Это символ самосохранения нации, её сплочения, гордости.

Проблема.

Опрос среди воспитанников показал, что у них недостаточно знаний о башкирских музыкальных инструментах. Показав башкирский народный инструмент курай, большинство воспитанников ответили, что это дудочка.

Актуальность

В настоящее время мир музыкальных инструментов очень богат. Но как же редко современные дети видят и слышат богатое разнообразие народной музыки! У детей, не достаточно знаний о истории возникновения башкирских народных музыкальных инструментов. Родителям некогда или некуда сходить и послушать звучание народной музыки. Большие концертные залы недоступны жителям нашего маленького поселка. И в связи с этим дети, знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.

На примере башкирского народного инструмента - курай, чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться национальный музыкой, возникла идея проекта «Курай - башкирский национальный музыкальный инструмент»

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта у воспитанников :

- сформируются знания о башкирском национальном инструменте - курай, об истории его возникновения;

- расширятся представления об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;

- сформируются у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, появится чувство ответственности по отношению к своей родине;

- воспитаются патриотические чувства и любовь к родному краю.

- расширятся кругозор детей в области музыкальных инструментов и их многообразии

Методы проекта : беседы, оформление альбомов, ООД, просмотр презентации, документального фильма, оформление выставки рисунков

Продукт проекта :

-Выставка детских работ - аппликация «Цветок курая»,

-развлечение «Цвети мой край -Башкортостан»

Реализация проекта.

1 этап – подготовительный.

Работу над проектом я начала со сбора информации. Сначала изучила литературу по теме: Гайнетдинов Ю. И. Курай и кураисты. - Уфа: «Мир планеты», 2011., Камаев Ф. Х. Напевы курая : фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991., Беляев В. М. Музыкальные инструменты народов СССР, Зелинский Р. Ф. Башкирский курай, Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения.

Изучила историю возникновения курая, информацию о знаменитых кураистах, подобрала иллюстрации, фотографии, сказки и легенды, загадки для чтения воспитанникам, музыку.

Получив необходимый объем знаний, я определила цель и задачи проекта, сроки реализации, разработала план работы с воспитанниками старшей группы:

Этапы реализации проекта.

Мероприятия.

Сроки

ответственные

1 Подготовитель-ный этап.

- изучение материала по теме проекта;

- обоснование его актуальности, проблематики;

- определение цели и задач, сроков реализации;

- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;

- Сбор художественной литературы: стихи, рассказы и иллюстраций по теме проекта;

-Сбор музыкального материала

- подбор музыкальных дидактических игр.

- введение воспитанников в проблематику данного проекта.

До 30 сентября

2 Основной этап.

- Беседа:

«Что ты знаешь о курае»

Просмотр презентации.

Слушание звучания курая в режимных моментах (вход на занятия, утренний прием, зарядка, во время прогулки)

- Чтение художественной литературы

- Башкирская народная сказка «Сказка о курае»

- Просмотр документального фильма «Курая задушевный звук»

- ООД музыкальное развитие. Тема: «Башкирские народные инструменты»

- Рассматривание альбома «Башкирские народные музыкальные инструменты

- Дидактическая игра «Найди башкирский народный инструмент»,

- ООД Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Цветок курая»

- Дидактическая игра «Собери музыкальный инструмент»

- Дидактическая игра «Узнай инструмент по звучанию»

-концерт учеников музыкальной школы

3.10.22

ежедневно

4.10.22

7.10.22

6.10.22

7.10.22

воспитатель

10.10.22

11.10.22

….

3 этап

Выставка детских работ:

Аппликация «Цветок курая»

Изготовление курая из бросового материала

- Оформление фотоальбома «Мой любимый башкирский народный музыкальный инструмент»

Развлечение «Цвети мой край родной -Башкортостан»

12.10.22

Свой проект «Курай - башкирский народный инструмент», я реализовала через организацию различных видов деятельности воспитанников и взрослых.

Использовала в воспитательно – образовательном процессе эффективные методы, приемы и формы работы по формированию знаний воспитанников о башкирском народном инструменте курай.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний воспитанников. Познакомила воспитанников с историей возникновения курая.

На организованно образовательных деятельностях по художественно — эстетическому воспитанию с воспитателем дети рисовали различные музыкальные инструменты. В режимных моментах, большое внимание уделяла воспитанию патриотических чувств воспитанников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора: воспитанники проявляли большой интерес к дидактическим играм: «Четвертый лишний», «Собери башкирский народный инструмент», «Найди башкирский народный инструмент» ; в ходе бесед воспитанники узнали о знаменитых кураистах, как изготавливают курай; просмотрели документальный фильм «Курая задушевный звук», «Семь чудес Башкортостана». А так же совместно с воспитателем читали башкирские сказки и легенды о курае, разучивали стихотворения, разгадывали загадки.

3 этап – заключительный.

На заключительном этапе мы с воспитанниками оформили фотоальбом «Мой любимый народный музыкальный инструмент», организовали выставку рисунков «Музыкальные инструменты», аппликация «Цветок курая»,самодельные инструменты. Торжественный, яркий праздник прошел в нашем детском саду, посвященный Дню суверенитета Республики Башкортостан.

На празднике дети побывали в ролях настоящих батыров и башкирских красавиц. Дети рассказывали стихи, пели песни, танцевали, узнали много нового и интересного, прослушали гимн РБ, играли в национальные игры «Курай», «Юрта». И в завершении праздника отведали башкирское национальное блюдо «Чак-чак».

Вывод.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у воспитанников.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, народно - прикладному искусству, музыкальной культуре. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Все те мероприятия, игры, праздники, ООД, которые мы проводим в детском саду, я надеюсь, так же останутся в памяти воспитанников как приятные воспоминания.

На сегодняшний день все запланированные цели и задачи достигнуты, я добилась следующих результатов в своей работе:

- у детей сформировались знания о башкирском нациольном инструменте - курай, об истории его возникновения;

- расширились представления воспитанников об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;

- у воспитанников сформировался познавательный интерес к окружающему миру родного края, появилось чувство ответственности по отношению к своей малой Родине;

- у детей сформировались патриотические чувства и любовь к родному краю.

Перспектива: в дальнейшем я планирую углубленную работу с воспитанниками по ознакомлению с башкирскими национальными инструментами, с их разнообразием, историей.

Использованная литература:

1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.

2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева

3. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

А. М. Виноградова

4. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.

5. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.

7. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Загадочный музыкальный инструмент» для детей от 4 летДидактическая игра «Загадочный музыкальный инструмент» для детей от 4 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Фольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». ФотоотчетФольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». Фотоотчет Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом.

Фотоотчет НОД «Инструмент для письма» в старшей группеФотоотчет НОД «Инструмент для письма» в старшей группе Цель: Ознакомить детей с историей инструмента письменности Задачи: 1. Ознакомить детей с историей инструмента письма с угля с костра до современной.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Магнитный «конструктор-инструмент» для развития детейМагнитный «конструктор-инструмент» для развития детей Пользу магнитного конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий.

Мастер-класс по аппликации «Музыкальный инструмент — балалайка»Мастер-класс по аппликации «Музыкальный инструмент — балалайка» Аппликация: " музыкальный инструмент-балалайка". Цель: расширять представления детей о музыкальных инструментах через выполнение аппликации.

Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка»Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка» Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению музыкального инструмента трещотка своими руками. Изготавливаются трещотки.

Музыкальный инструмент из бросового материалаМузыкальный инструмент из бросового материала Мастер-класс по изготовления музыкального инструмента " Яйцо-шейкер". Это погремушки - шейкеры, изготовленные из киндер-яйца. Многие родители.

Проект «Адыгейский национальный костюм»Проект «Адыгейский национальный костюм» Проектная деятельность по теме: «Адыгейский национальный костюм» Разработан: М. И. Ачмизова Музыкальный руководитель Актуальность проекта:.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Курай — башкирский национальный инструмент»
Опубликовано: 13 мая 2023 в 14:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД