Татьяна Уразова
Проект «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Публикация «Проект „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный – 1 месяц.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.
6. “Простые опыты с водой, воздухом”, Султанова М., «Хатбер-пресс».2014г.
7. “Простые опыты с бумагой”, Султанова М., «Хатбер-пресс».2014г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление “детской лаборатории в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нам нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Почему не тонут айсберги?
- Как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Экспериментальная деятельность с детьми.
- Экскурсия в “Детскую лабораторию”.
Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
«Волшебница вода»:
-Беседа - эксперимент “Какая бывает вода”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, вкуса, цвета, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
-Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.
-Эксперимент “Куда делась вода”. Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
«Что мы знаем о стекле?»
-Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
-Эксперимент “Волшебные стёклышки”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
-Эксперимент “Родственники стекла”. Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
«Воздух»
-Эксперимент “Обнаружение воздуха в пространстве”, “Вдох - выдох”. Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Уточнить способы обнаружения воздуха. Узнать время, в течении которого человек может находиться без воздуха.
-Эксперимент “Этот удивительный воздух”. Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
-Эксперимент “Почему дует ветер”. Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
-Эксперимент «Реактивный шарик». Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Если отпустить надутый шарик, воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
«Магнетизм»
-Эксперимент “Испытание магнита”. Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; найти предметы, взаимодействующие с магнитом. Выявить из каких материалов они сделаны.
-Эксперимент “Два магнита”. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
«Бумага»
-Эксперимент «Исследование свойств бумаги» Цель: Уточнить представления об основных свойствах бумаги. Опытным путем определить, что бумага бывает разная и свойства отличаются от вида бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
-Эксперимент «Проверка на прочность» Цель: Узнать, может ли бумага служить мостом, можно ли удержать бумагой сыпучий материал, исследовать прочность бумаги на разрыв (плотная и скрученная бумага разрывается с трудом)
«Движение»
-Эксперимент “Сила тяготения”. Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. Дать понятие «свободное падение».
-Эксперимент “Почему предметы движутся”. Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; найти объяснение, почему предметы движутся, ввести понятие «сила». Объяснить, что если на предметы не воздействуют силы, то они остаются в состоянии покоя.
«Живая природа»
-Эксперимент “Влияние света на рост растений”. Цель: опытным путем выяснить, как влияет свет на растения. Уточнить и расширить знания детей о свете, как об одном из источников, необходимых для роста растений. Формировать у детей умение делать выводы, добывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
-Наблюдение за ростом растений «Огород на окне». Цель: изучение благоприятных условий для развития растений. Закрепить, что для роста посадок и всех растений необходимы свет, воздух и вода.
Самостоятельная деятельность детей
- Игры с водой: «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода», «Поливаем цветы», «Выжми мочалку», «Кораблики», «В час по чайной ложке», «Шарики в воде», «Разлей поровну».
- Игры с бумагой: «Согни – разогни», д/и «Где растет бумага?», «Рисуем на бумаге», «Оригами», «Вырезаем из бумаги красивые цветы».
- Дидактические игры: «Кому нужна вода?», «Кто где живет?», «Чьи следы на снегу?», «Нарисуй ветер», «Что изменилось?», «Правда или нет?», «Найди отличия».
- Игры на духовых музыкальных инструментах, надувание воздушных шариков, мыльные пузыри, игры с магнитом, с природным материалом, с ветрячками.
-Наблюдения: за снегом, за таянием снега, сосульками, рассматривание снежинок через лупу, за ручейками, где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце?; за облаками, ветром, за направлением ветра.
Работа с родителями
1. Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
2. Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах. 3. Предложить родителям провести эксперименты дома вместе с детьми: - Что происходит с водой при низкой температуре?; “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”. Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
- Узнать, имеет ли вода форму;
- Испарение воды;
- Влияние воды на рост растений;
- Опыты с природными материалами;
- Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
- Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.
- Элементарное экспериментирование «Тайны человеческого сердца» (влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений, влияние физической нагрузки на частоту дыхания, правила дозирования физической нагрузки с учётом особенностей своего здоровья).
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Заключение: Экспериментальная деятельность ребенка дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.