Проект «Маленький исследователь»

Анна Бородкина
Проект «Маленький исследователь»

Для более глубокой работы мной был разработан и внедрён в практику познавательный проект «Маленький исследователь».

Проведена непосредственно – образовательная работа с детьми по данной теме, для более полного развития использовались игры – эксперименты.

Именно такая работа позволяет наиболее эффективно развивать познавательную активность детей, через экспериментирование.

Актуальность

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддъяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Проблема

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Принципы

1. развивающего обучения;

2. научности;

3. целостности;

4. систематичности и последовательности;

5. индивидуально-личностной ориентации воспитания.

6. доступности;

7. активного обучения;

8. результативности.

Методы и подходы

Методы: анализ научной и методической литературы.

Подходы: комплексный и системный.

Цель

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно – диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Новизна

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Практическая значимость

Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по экспериментальной деятельности

Сентябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Выводы и примечания

1 неделя

Экспериментирование с песком и глиной.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке.

Тема: Песок, глина – наши помощники. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

2 неделя

Экспериментирование с песком.

Образовательная ситуация

Строительные игры

Тема: Песочные часы.

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.

Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.

Вывод: песок может двигаться.

Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы.

3 неделя

Наблюдение за жизнью растений.

Опыт

Дидактическая игра

Тема: «Как растёт лук?»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Тема: «Угадай растение». Цель: учить описывать внешний вид растения.

Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.

Зарисовка опыта.

4неделя

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация.

Тема: Этот удивительный воздух.

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Октябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель.

Выводы и примечания.

1 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт

Чтение художественной литературы

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Тема: два магнита. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3)

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

2 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: Свойства воды.

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

«Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

3неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников.

Дидактическая игра

Тема: Термометр и температура.

Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.

Тема: пейзаж в разное время года.

Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха.

Тема: «Оденемся на прогулку».

Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

4неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа

Тема: Мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги

Тема: для чего человеку бумага

Цель: формировать представление о роли бумаги для человека.

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

Ноябрь

1 неделя

Экспериментирование с водой

Опыт

Дидактическая игра

Исследовательская деятельность на прогулке

Тема: Замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Тема: «Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека.

Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды)

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.

2 неделя

Опыты со снегом

Образовательная ситуация

Наблюдение на прогулке

Словесная игра

Почему идет снег?

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Тема: снег, его свойства.

Цель: выявить свойства снега

Тема: четыре стихии. Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: Легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из пластмассы.

Тема: что из чего сделано?

Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.

Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется)

4неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование

Словесная игра

Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Тема: скажи, какой? Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, дерево – деревянный)

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Перспективы

Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;

Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

Пополнять предметно – развивающую среду;

Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".

Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.

Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию «Маленький патриот» Проект по нравственно – патриотическому воспитанию. Тип проекта: образовательно-познавательный Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,.

Информационно-экспериментальный проект «Я — исследователь» для детей старшего дошкольного возраста Проблема проекта: Расширение представлений детей о качестве предмета и его величины. Цель проекта: Расширение представлений о свойстве предметов.

Перспективное планирование в средней группе ДОУ в рамках кружка «Юный исследователь» по познавательному развитию Тема Программное содержание Материал и оборудования Литература Сентябрь Мониторинг «Посадим дерево» «Где вода?» «Волшебный материал».

Перспективное планирование в старшей группе ДОУ в рамках кружка «Юный исследователь» по познавательному развитию Содержание материала 1 этап – старшая группа (5 – 6 лет) Содержание раздела программы Временная продолжительность реализации содержания.

Проект для средней группы «Я маленький дизайнер» Проект «Я маленький дизайнер» Автор: Менщикова Светлана Сергеевна Цель: Привить детям младшего дошкольного возраста Нравственно эстетические.

Проект «Маленький музей русской матрёшки»Проект «Маленький музей русской матрёшки» Расположение: находится на нижней полочке в шкафу, что доступно для самостоятельных игр малышей. Название проекта: «Маленький музей русской.

Проект «Маленький музей русской матрёшки»Проект «Маленький музей русской матрёшки» Расположение: находится на нижней полочке в шкафу, что доступно для самостоятельных игр малышей. Название проекта: «Маленький музей русской.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Маленький почемучка»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Маленький почемучка» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Предмет исследования: вода, воздух,.

Проект по патриотическому воспитанию «Маленький гражданин Великой страны!» Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение с. Еткуль детский сад «Одуванчик» ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Всероссийский конкурс. Региональный тур «Я — исследователь-2015». Победа!Всероссийский конкурс. Региональный тур «Я — исследователь-2015». Победа! В этом учебном году наши дети и педагоги с интересом работают над дизайн - проектом "Экологический огород "У бабушки Лукерьи". А так как.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Маленький исследователь»
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 08:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий конкурс по ПДД для воспитанников ДОО «Вежливые пешеходы»
конспект "Вежливые пешеходы" Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в...
Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе УМК Школа России
Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие среди других...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла — весне дорогу»
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Сценарий спортивного массового досугового мероприятия «Зимние забавы» для среднего и...
Сценарий разработан в форме командной игры «open-air» и рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста с возможным участием родителей....
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: Подснежник. Цели: - Расширять представление детей о весне, об изменениях происходящих...