Получи документы

Проект мини-музея «Сказка в гости к нам спешит»

Елена Гурьянова
Проект мини-музея «Сказка в гости к нам спешит»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воротынский детский сад №2 «Светлячок»

Проект мини-музея «Сказка в гости к нам спешит»

Педагог: Гурьянова Е. Ю.

п. Воротынец, 2014г.

Содержание

1. Аспекты музейной деятельности

2. Положения

3. Паспортные данные мини-музея

4. План работы по созданию музея

5. Характеристика мини-музея

6. Тематический план проведения занятий в мини-музее

Публикация «Проект мини-музея „Сказка в гости к нам спешит“» размещена в разделах

7. Перспектива развития мини-музея

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и

возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей- результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет:

• реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

фондовая;

поисковая;

экспозиционная;

познавательная.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

Музей «Сказка в гости к нам спешит»

МБДОУ Воротынский детский сад № 2 «Светлячок»

1) Музей является тематически систематизированным собранием экспонатов: волшебные предметы, разные виды театров, собрание книг, дидактических игр, альбомов. Работа музея тесно связана с различными формами образовательной деятельности дошкольного учреждения.

2) Цели и задачи

1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к приобщению детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

2. Задачами музея являются:

• Поддержка образовательной деятельности, и её участие в пропаганде культуры родного края.

• Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3) Содержание и формы работы

1. Актив, музея проводит следующую работу:

• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;

• Систематически дополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

• Обеспечивает сохранность музейных предметов;

• Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения их родителей, педагогов.

• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в образовательной деятельности дошкольного учреждения.

4) Руководство работой музея

1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.

3. Совет музея создаёт группы; поисковые, экскурсионные и лекторские.

Паспортные данные проекта

Вид проекта : познавательный

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, специалисты. Родители воспитанников.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый-его защитить! На вопросы ответ получать

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают! А. Лесных.

Актуальность

Когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки.

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках. А на современных мультфильмах. Многие родители не находят времени сесть с ребёнком и почитать книгу.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению книг уделяется очень мало времени.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, познавательного развития детей.

Тема проекта : «Сказка в гости к нам спешит» возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Развитие речи» (Приобщение к художественной литературе).

Цель проекта : Формировать интерес к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления.

Задачи:

Для детей:

1. Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам;

2. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры;

3. Расширять представления детей о сказках;

4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

5. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки, интерес к коллекционированию;

6. Обогащать предметно-развивающую среду детского сада;

7. Воспитывать бережное отношение к книге.

Для родителей:

1. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме;

2. Создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка с учётом опыта детей приобщённого в детском саду.

Для педагогов:

1. Развитие творческого потенциала ребёнка;

2. Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2. Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип наглядности;

4. Принцип содержательности;

5. Принцип сочетания предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;

6. Принцип последовательности ознакомления детей с музейными коллекциями;

7. Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Характеристика помещения: мини-музей расположен на полках и стендах группы.

Разделы и экспонаты:

1. Раздел: «Волшебные предметы».

Экспонаты:

1. Волшебный клубочек из сказки «Царевна-лягушка» (р. н. с);

2. Волшебный горшочек из сказки «Волшебный горшочек» (братья Гримм);

3. Волшебное зеркальце из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (А. С. Пушкин);

4. «Волшебное веретено из сказки «Спящая красавица» (Шарль Перро);

5. «Скатерть-самобранка» из сказки «Скатерть-самобранка» (р. н. с);

6. Тарелочка с наливным яблочком из сказки «Наливное яблочко-золотое блюдечко» (р. н. с).

7. Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба» (р. Н. с);

8. Петушок из сказки «Петушок золотой гребешок» (р. Н. с);

9. Золушка из сказки «Золушка» (Шарль Перро);

10. Сапоги-скороходы из сказки «Мальчик с пальчик»;

11. «Колобок» из сказки «Колобок» (р. н. с)

2. Раздел: «Волшебный театр».

Экспонаты:

1. Театр Бибабо (сказки : «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»);

2. Фланелеграф (сказки : «Три медведя», «Курочка ряба»);

3. Пальчиковый театр («Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя»)

4. Театр на лопаточках («Колобок);

5. Театр на стаканчиках («Курочка Ряба», «Репка»);

6) Раздел «Библиотека сказок».

Экспонаты-книги:

«Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Царевна лягушка», «Кот в сапогах», «Сборник сказок».

4. Раздел: 1. «Дидактические игры:

«Составь из нескольких частей сказку», «Узнай по описанию», «Из какой сказки волшебная вещь»;

2. Альбом «Сказки»;

3. Картотека загадок про сказки, физкультминуток.

Руководитель музея: Гурьянова Елена Юрьевна-воспитатель подготовительной группы.

Структура управления музеем:

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположилась на полке. Вторая зона расположилась на столе.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта :

1. Подготовительный этап

2. Практический этап

3. Заключительный этап

№п/п Этапы Содержание работы Сроки Ожидаемый результат

1 Подготовительный этап Педсовет.

Выбор темы и название: «Сказка в гости к нам спешит». Выбор места (групповая комната). Определение содержания экспозиции. Родительское собрание, анкетирование, наблюдения, чтение книг, беседы.

Подбор экспонатов.

Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея. Разработка форм работы с экспозициями.

Планирование организации поисково-познавательной деятельности.

С 1по 5 декабря 1. Определениетемы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2 Практический этап Сбор информации из разных источников.

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Определение темы и содержания экскурсии:

а) составление плана экскурсии;

б) целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия;

в) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

С 8 по 19 декабря. Создание мини-музея.

3 Заключительный этап Обобщение и систематизация полученных знаний. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение мини-музеев других групп. С 22 по 31 декабря Дети с воспитателем проводят экскурсии в мини-музее.

Предполагаемый результат

Дети будут иметь представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1. Беседы;

2. Театрализованные досуги;

3. Экскурсии, просветительская работа;

4. Обмен опытом;

5. Выставки творческих работ детей;

6. Работа с родителями.

Месяц Совместная деятельность педагогов и детей Задачи

1-5 декабря Рассматривание альбомов: «Сказки»,

«Предметы быта русской избы»

Образовательная область «Познавательное развитие». НОД Тема: «На полянку пойдём, там сказку найдём» Вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы. Расширять и углублять представления о домашней утвари, героях сказок.

Продолжать формировать чувство любви к Родине на основе русских народных сказок, потешек, загадок. Развивать разговорную речь.

Чтение художественной литературы: «Рукавичка», «Жихарка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Снегурочка», «Заюшкина избушка».

Дидактические игры: «Назови сказку», «Составь сказку».

Показ воспитателем театра по сказке «Заюшкина избушка».

Беседа «Кто рисует картинки к сказкам».

Образовательная область «Развитие речи». НОД Тема: «Сказка за сказкой».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Аппликация). НОД «Заюшкина избушка». Продолжать учить детей слушать сказки.

Закрепить знания о сказках, учить составлять рисунок из нескольких частей.

Расширять театрально-игровой опыт детей, воспитывать интерес к литературе.

Познакомить детей с художниками.

Воспитывать интерес к народным сказкам.

Развивать связную речь, умение правильно согласовывать слова в предложении.

Помогать применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях. Закрепить умения разрезать полосу бумаги, создавать изображение из полос разной длины.

С 8 по 12 декабря Беседа «На кого из сказочных героев я похож».

Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «сказка на новый лад».

Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Что сначала, что потом».

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Три медведя».

Рассматривание иллюстраций к сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В, Конашевича.

П/и «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившемся героем.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать сказку.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Продолжать приучать детей слушать сказки.

Продолжать развивать активность детей в играх.

С 15 по 19 декабря Образовательная область «Речевое развитие». НОД. Тема: «Сказка».

Экскурсия в музей «Русская изба».

Подвижная игра «Волк и семеро козлят».

Чтение художественной литературы: «Теремок», «Лиса и журавль», «Смоляной бычок».

Настольно-печатные игры «Сказки о животных», «Любимые сказки».

Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Рисование). НОД Тема: «Три медведя».

Инсценированные сказки «Теремок». Воспитывать стремление к взаимопомощи и сотрудничеству, формировать умение образовывать прилагательные от существительных, сочетать существительные с числительными.

Развивать умение составлять слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Показать ребятам наглядно предметы русского быта. Закрепить знания детей о русской избе.

Упражнять детей в прыжках через скакалку.

Закреплять умение повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного.

Продолжать учить рисовать животных методом тычка.

Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения. Развивать воображение, интерес к изобразительному искусству.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к народному творчеству.

Развивать умение передавать в инсценировке простые по содержанию диалоги сказочных персонажей.

Регулировать тембр и силу голоса, отрабатывать интонационную выразительность речи.

Закреплять навыки счёта в пределах пяти.

С 22 по 31 декабря Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Царевна лягушка», «По щучьему велению».

Литературная викторина «В стране сказок».

Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Лепка). НОД Тема: «Колобок».

Оформление выставки рисунков совместно с детьми на тему: «Русские народные сказки».

Игра-инсценировка «Репка».

Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.

Образовательная область «Речевое развитие». (Развитие речи). НОД Тема: «Сказочное путешествие в волшебный лес».

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Формировать умение узнавать сказки, их героев.

Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературного произведения.

Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Закреплять приёмы лепки скатывания, раскатывания, соединения частей приёмом примазывания.

Развивать творчество, воображение.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, формировать доверительные отношения.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, любовь к природе.

Развивать фонематическое восприятие.

Продолжать учить использовать обобщающие понятия, употреблять имена существительных в родительном падеже.

Развивать связную речь.

№п/п Тема Цель Методические приёмы

1 Родительское собрание на тему: «Мини-музей, новая форма работы». Познакомить родителей с задачами развития музейной педагогики. Предложить посетить музей, если выпадет такая возможность Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребёнка?»

2 «Консультации: «Сказки в жизни ребёнка»,

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Обогащать педагогические умения родителей.

Дать знания родителям о необходимости чтения детям книг, о роли сказки в умственном, духовно-нравственном воспитании ребёнка. Беседа. Рекомендации по данному вопросу.

3 Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка». Изучить уровень образования родителей по данной теме. Заполнение анкеты, опрос.

4 Участие родителей в сборе экспонатов Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Сказка в гости к нам спешит».

5 Семинар-практикум «Мини-музей «Сказка в гости к нам спешит».

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сказкам. Формировать знания, умения, практические навыки по изготовлению атрибутов к сказкам. Рассматривание иллюстраций.

Ознакомление с приёмами изготовления.

6 Изготовление родителей совместно с детьми театров разных видов. Консультации. Рассматривание иллюстраций.

7 Участие родителей в выставке рисунков «Русские народные сказки». Развивать совместное творчество родителей и детей. Беседы.

Сотрудничество с семьёй по проекту «Сказка в гости к нам спешит».

Значение и использование мини-музея «Сказка в гости к нам спешит».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о сказках;

2) Детям были прочитаны сказки, проводились НОД на данную тему. На занятиях дети рисовали, лепили, делали аппликацию на сюжеты сказок.

Для просвещения родителей проведено собрание, консультации, оформили выставку рисунков «Жили-были сказки». Были изготовлены разные виды театров по сказкам. Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, драматизации, в эмоциональной сфере детей.

Работа будет продолжаться и дальше.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Новый год спешит к нам в гости»Фотоотчет «Новый год спешит к нам в гости» Цели: Вызвать интерес к предстоящему празднику. Создать праздничное новогоднее настроение. Задачи: Учить детей делать новогодние поделки.

Педагогический проект «Организация мини-музея «Мульти-пульти» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» комбинированного вида Организация мини-музея.

Проект мини-музея «Новогодняя игрушка»Проект мини-музея «Новогодняя игрушка» Проект мини-музея «Новогодняя игрушка» История новогодней игрушки В коллекции присутствуют игрушки дореволюционных времен, которые изготавливались.

Проект «Журиничская роспись». Создание мини-музея «Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА! Ты строга, нетороплива, величава и игрива. Ты любовью рождена, мастерством одарена. Душу русскую неси.

Проект создания мини-музея «Я поведу тебя в музей» Обоснование для разработки проекта: У детей недостаточно сформированы знания об истории происхождения музеев. Скуден запас знаний о разновидностях.

Проект создания мини-музея «Невидимые санитары озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о невидимых санитарах озера Байкал их роли в механизме самоочищения воды поверхностны,.

Проект создания мини-музея «Растительный мир Прибайкалья» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о растительном мире Байкала поверхностны, часто ошибочны В рассказах о растительном.

Проект создания мини-музея «Серебристое богатство озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о рыбном богатстве озера Байкал поверхностны, часто ошибочны В рассказах о подводных.

Проект создания мини-музея «Славное море — священный Байкал». Старший дошкольный возраст Цель проекта: Уточнить и систематизировать знания детей о своеобразии и уникальности озера Байкал. Задачи проекта: Образовательные: Формировать.

Проект мини-музея в первой младшей группе «Матрешки в гостях у детей» ПРОЕКТ МИНИ – МУЗЕЯ ПО ТЕМЕ «Матрешки в гостях у детей» 1 младшая группа Автор проекта: Аникина Татьяна Владимировна Срок реализации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Сказка в гости к нам спешит»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 11:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД