Папки-передвижки

Проект модели организованной образовательной деятельности

Маргарита Силиверстова
Проект модели организованной образовательной деятельности

ТЕМА

Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5 лет (старшая группа)

По теме “Домовенок в гостях”

Автор проекта

Силиверстова Маргарита Вениаминовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Аленушка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Введение

Публикация «Проект модели организованной образовательной деятельности» размещена в разделах

Постановка проблемы: Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. Психологические основы становления познавательного интереса в дошкольном возрасте это:

- возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового

- переход от чувственного познания мира, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности

-расширение диапазона интересующих вопросов ребенка

-познание от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений

-повышение устойчивости в направлении от ситуативного к устойчивому поиску необходимой информации.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [2,7].

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения [7,64].

Познавательное развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. № 273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Ориентировка направлена на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями [1,82].

На основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка[5, 3].

Направления стратегических преобразований, и реализация приведет к качественному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Центральным идеей этих преобразований является приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В качестве центральных принципов ФГОС определяют принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования [11,22].

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей [4,47].

Дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности.

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Проект «Домовенок в гостях» разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

Цель проекта : Изучить теоретически, обосновать методически и разработать для практической реализации проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5 лет (старшая группа)

Задачи проекта :

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Подбор и систематизация необходимого материала.

3. Разработка плана мероприятия.

4. Подготовка к реализации содержания проекта.

5. Определения и уточнения методик и диагностик

6. определения эффективности и результативности проекта

Целевая группа проекта : дети 5 лет (старшая группа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 31 «Аленушка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Срок реализации проекта : май 2015 – декабрь 2015 г.

Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Аленушка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (12.05 – 22.05 2015 г.).

Анализ научно-методической литературы. Подбор и систематизация необходимого материала. Дополнение развивающей среды. Разработка плана мероприятия. Подготовка информации для родителей.

2. Основной этап (сентябрь - декабрь 2015г.)

Реализация содержания проекта.

Совместная деятельность с родителями

1. Создание выставку «Растения – не только Земли украшения».

3. Заключительный этап (декабрь 2015г.)

(диагностика, определение эффективности проекта, подведение итогов, обобщение опыта, определение планов на будущее)

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный

1 Анализ научно – методической литературы. МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ май

2015г Воспитатель:

Силиверстова М. В.

2 Подбор и систематизация необходимого материала МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ май

2015г Воспитатель:

Силиверстова М. В

3 Дополнение развивающей среды. МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ май

2015г Воспитатель:

Силиверстова М. В

4

Разработка плана мероприятия МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ май

2015г Воспитатель:

Силиверстова М. В.

5. Подготовка информации для родителей МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ май

2015г Воспитатель:

Силиверстова М. В

6 Презентация «Удивительные деревья».

Выбор в группе уголка проекта «Деревья – наши друзья». МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ сентябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

7 Беседа «Деревья – наши друзья». МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ сентябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

8 Экскурсия в парк

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ сентябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В Заведующий МБДОУ

9 Организованная образовательная деятельность «Мудрое дерево». МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ сентябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

10 Изготовление макета дерева МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ сентябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

11 Загадывание тематических загадок. Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений о деревьях. МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ октябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

12 Подвижные игры: «С какого дерева листок»,

«Кошка на дереве, собака на земле»

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ октябрь -ноябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В.

13 Рассматривание листьев, гербария через увеличительное стекло МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ

октябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

14 Пальчиковая игра «Ветер и листья»

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ октябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

15 Чтение экологических сказок; сказка Г. Х. Андерсена

«Последний сон старого дуба» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ ноябрь

2015 г

Воспитатель:

Силиверстова М. В

16 Создание альбома «Растения – не только Земли украшения». МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ ноябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

17 Дидактические игры: «Кто живет в на дереве, в дупле?»

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ ноябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

18 Показ презентации «Как из желудя вырос дуб» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ ноябрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

19 Экспериментальная деятельность :

«Как вы думаете растут ли растения зимой?» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ декабрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

20 Рисование «Белая береза под моим окном». МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ декабрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

21 Экологический праздник «Зеленая елка – острая иголка» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ декабрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В Музыкальный руководитель

Заведующий МБДОУ

22 Диагностика, определение эффективности проекта МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ декабрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

23 Подведение итогов, обобщение опыта МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31

«Аленушка» Бугульминского муниципального района РТ декабрь

2015 г Воспитатель:

Силиверстова М. В

Ресурсы

Условия Необходимо Имеется Источники Сроки

Нормативно-правовые:

1. Изучение и анализ документа: Закон об образовании в Р. Ф.

2. Изучение и анализ документа ФГОС ДО

3. Изучение и анализ документа:

Федеральный закон

"Об охране

окружающей среды"

4. Изучение и анализ документа

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (20 ноября 1989 г.)

+

+

+

+

интернет -сайт

интернет –сайт

интернет –сайт

интернет –сайт

май

2015

Материально-технические:

1. Использование проектора

2. Приобритение оборудования для лабораторных опытов

+

+

Руководитель ДОУ

Руководитель ДОУ

сентябрь

2015 г

Кадровые:

1. Музыкальный руководитель

2. Воспитатели

3. Руководители

+

+

+

Научно-методические:

1. Использование книг из серии «Всё обо всём».

2. Использование методических разработок из журнала «Дошкольное воспитание»

3. Использование методического материала ресурсов интернета

+

+

+

интернет

май

2015 г.

Информационные:

1. Выступление на педсовете.

2. Размещение информации на стенде группы.

3. Выступление на родительском собрании.

4. Размещение информации на сайте ДОУ.

+

+

+

+

воспитатель

Силиверстова М. В.

Воспитатель:

Силиверстова М. В.

воспитатель

Силиверстова М. В.

Заведующий

Ноябрь

2015 г.

октябрь

2015 г.

декабрь

2015 г

декабрь

2015 г.

Мотивационные:

1. Повышение мотивации у педагогов через:

обучение на курсах повышения квалификации;

педсоветы

семинары

2. Повышение мотивации у детей через совместную деятельность.

3. Повышение мотивации у родителей через проведение родительских собраний, консультаций, бесед.

+

+

+

Воспитатели

Силиверстова М. В.

Воспитатели

Силиверстова М. В.

В течение года

Организационные :

1. Подготовка помещения для проведения мероприятий (музыкальный зал, групповая комната)

2. Организация экскурсии в детский парк.

Тема: «В мире деревьев»

3. Приобретение раздаточного материала по теме проекта

+

+

+

Воспитатели

Силиверстова М. В.

Заведующий

Воспитатель:

Силиверстова М. В Заведующий

сентябрь

2015 г.

Финансовые:

1. Приобретение инвентаря.

2. Приобретение художественной литературы, энциклопедий

+

+ Воспитатель:

Силиверстова М. В Заведующий

Воспитатель:

Силиверстова М. В заведующий сентябрь

2015 г.

сентябрь – декабрь

2015 г.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

1. Сформированность у воспитателей компетенции в области формирования у детей осознанного, бережного отношения к растениям, как к важному природному ресурсу.

2. Сформированность у детей 5 лет (старшая группа) представлениий о некоторых природных объектах (растительный мир, явлениях, закономерностях, готовности к проведению опытов и экспериментов.

3. Сформированность у родителей воспитанников готовности к совместной реализации познавательно-исследовательской деятельности.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

1. Диагностика экологических знаний старших дошкольников

(соответствует авторской методике О. А. Соломенниковой по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Цель. Выявить уровень представлений детей о растительном мире.

Литература.

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

5. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (20 ноября 1989 г.)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Основная литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика- Синтез, 2014.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. — М., 2012.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина. - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192с.

4. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающем миром. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2006. — 144с.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

6. Королева Л. А., Позновательно – исследовательская деятельность в ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 64с.

7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

8. Молодова Л. П., Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. – Минск: ООО «Асар», 2004. – 512с.

9. Николаева С. Н. ,Методика экологического воспитания дошкольников.. — М. :АКАДЕМИЯ, 2009. — 184с.

10. Николаева С. Н. ,Юный эколог. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 152с.

11. Скоролупова О. А., «О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании», «Дошкольное воспитание», №5 2010, с. 21

12. Соломенникова О. А. ,Экологическое воспитание в детском саду. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 112с.

13. Соломенникова О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников, «Дошкольное воспитание», №7 2002, с. 21

Дополнительная литература:

1. Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 27-37.

2. https://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия «WHAT THIS».

3. https://www.apus.ru Портал о живой природе

4. https://lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета»

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности «Лента времени» МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области» Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности «Игра в отражения» КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности на тему: «Игра в отражения» Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное развитие».

Конспект организованной образовательной деятельности «Машины» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (аппликация) во 2-й.

Конспект организованной образовательной деятельности «Петушок и его семья» Цель: Познакомить детей с домашними птицами. Задачи: 1. Учить узнавать и называть домашних птиц: курочку, петушка, цыплят. 2. Побуждать детей.

Конспект организованной образовательной деятельности «По тропинке в лес осенний». Конспект организованной образовательной деятельности «По тропинке в лес осенний». Возрастная группа: средняя группа ОО «Познавательное.

Конспект организованной образовательной деятельности «Мамочка моя» Конспект ООД (Коммуникативное, познавательное развитие)-Тема: «Мамочка моя» Цель: Учить детей устанавливать родственные связи со своей.

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД «Пешеходный переход» Цели и задачи: 1. Образовательные: -расширить представление о работе светофора; -закрепить знания о транспорте, о правилах перехода улицы.

Конспект организованной образовательной деятельности «Весенняя сказка» Цель. Совершенствовать умение детей проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов, читать слоги, различать твердость и мягкость согласных.

Конспект организованной образовательной деятельности «Тестопластика. Фоторамка»Конспект организованной образовательной деятельности «Тестопластика. Фоторамка» «Движения руки человека непосредственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей.

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки» Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие Средства: Наглядные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект модели организованной образовательной деятельности
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 20:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД