Алёна Губайдулина
Проект «Моя Родина — большая и малая» (нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Губайдулина А. В. воспитатель МБДОУ "Светлячок" п. Пеледуй
Паспорт проекта
Образовательная область:
познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Участники проекта :
Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта :
Познавательно- творческий
Актуальность:
Публикация «Проект „Моя Родина — большая и малая“ (нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своей Родине, родном крае, об их историческом прошлом.
Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Цель проекта :
• создать в группе условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию детей, воспитывающие чувство привязанности к своему родному поселку, республике, стране.
воспитывать любовь к стране, родному краю, поселку и гордость за их прошлое и настоящее;
• воспитывать уважение к традициям народов России, Якутии и проявление национальной толерантности;
• формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного и животного мира Якутии;
• вызвать интерес родителей к проекту; привлечь к активному участию в жизни ребёнка, детского сада.
Этапы проведения и реализации проекта :
Подготовительный этап:
• ознакомление с перечнем тематических недель на 2013-2014у. г.
• подбор и изучение научной и методической литературы;
• обзор интернет - сайтов по данной теме;
• разработка слайдовых презентаций по темам проекта;
• подбор художественной литературы, энциклопедий к темам;
• подбор и изготовление дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.
Основной этап:
Тема недели: «День народного единства»
Цели:
• формирование первичных ценностных представлений о России, как о многонациональной, но единой стране;
• закрепление знаний о символике государства;
• вызвать интерес к истории своей Родины;
• воспитывать любовь и чувство гордости за свою страну, её героев.
Работа с родителями :
привлечь к подготовке и проведению недели;
сотворчество с детьми: коллективная аппликация «Когда мы едины, мы – непобедимы».
Работа с детьми:
Коммуникативная деят-ть:
• беседы, рассказы воспитателя «День народного единства», «Моя Родина – Россия», «Богатыри земли русской»;
• рассматривание иллюстраций «Минин и Пожарский», «Москва», «Три богатыря».
Чтение худ. лит-ры: «Сказки о народном ополчении», «Заступница», былины о богатырях, стихи о Родине.
Игровая деят-ть: д. и. «Сложи флаг России», «Путешествие по карте России», «Назови нацию», «Ассоциации», «Богатырские доспехи».
Продуктивная деят-ть:
• оформление альбомов «Города России», «Богатыри», «Нации России»;
• рисование: «Богатыри», д. р. «Буквы Мы едины»;
• лепка «Богатырский конь»;
• аппликация «Хоровод».
Музыкально-художественная деят-ть: слушание гимна России, песен о Родине.
Итоговые мероприятия:
• викторина «Единая Россия»;
• спортивное развлечение: «Подвижные игры народов России».
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Цели:
• формировать представление детей о принадлежности к культуре и традициям русского народа;
Работа с родителями :
• привлечь к подготовке и проведению недели;
• пошив сарафанов, кокошников;
• сотворчество с детьми: выставка рисунков, посвященных национальному костюму народов России;
Работа с детьми:
Коммуникативная деят-ть: беседы и рассказ воспитателя «Как жили наши предки», «Народные промыслы», «Народные приметы», «Русская матрёшка», «Народный костюм».
Чтение худ. лит-ры: потешки, р. н. сказки, загадывание загадок о предметах русского быта, народных приметах, промыслах и др.
Игровая деят-ть:
• д. и. «Угадай народный промысел», «Назови предмет русского быта», карточки «Народные музыкальные инструменты»;
• п. и. «Гуси-лебеди», «Горелки», «Ловишки».
Продуктивная деят-ть:
• оформление альбомов «Русские костюмы», «Народные промыслы»;
• ручной труд «Берегиня», «Русская изба»;
• аппликация «Украшение сарафана и рубашки»;
• лепка «Предметы быта в русской избе»;
• рисование «Дымковская игрушка», украшение розетки «Хохлома».
Музыкально-художественная деят-ть: разучивание песен, танцев и хороводов.
Итоговое мероприятие «Русские посиделки», «Масленица»
Тема недели: Природа родного края
Цели:
• способствовать формированию представлений детей о разнообразии растительного и животного мира Якутии, их значении в жизни человека;
• формировать представления детей о реке Лене, ее обитателях и значимости в жизни человека;
• природных достопримечательностях на берегах Лены;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитание умения видеть красоту родного края, радоваться ей;
Работа с родителями :
• привлечь к подготовке и проведению недели;
• выставка детского рисунка «Флора и Фауна Якутии»;
Работа с детьми:
Коммуникативная деят-ть:
• беседы и рассказы воспитателя «Заповедные зоны Якутии», «Лечебные растения края»; «Птицы северного края», «Красавица Лена»;
• составление рассказов: «На рыбалке», «Мое любимое животное, дерево, птица, рыба»;
• обсуждение поступков людей по отношению к природе;
Познавательно-исследовательская деят-ть:
• эксперименты: «Нюхаем, пробуем, слушаем»;
• оформление альбомов «Животные Якутии», «Растения Якутии», «Обитатели реки Лена», «Жалобная книга природы»;
• просмотр слайдовых презентаций: «Растительный мир Якутии», «Животный мир Якутии».
Продуктивная деят-ть:
• рисование «Деревья» (по-мокрому, «Красная книга Якутии»;
• лепка «Мое любимое животное, птица, рыба»;
• аппликация коллаж «Природа родного края»;
Игровая деят-ть:
д. и. «Лес, поле, огород», «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «Назови рыбу»;
п. и. «Сова и лемминги», «Ловля оленей», «Соколиный бой», «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Сокол и лиса».
Чтение худ. лит-ры: энциклопедии, атлас Якутии, А. Лопатин «Сказка про веточку», М. Скребцов «История сосновой шишечки», стихи С. Данилова, И. Гоголева.
Итоговое мероприятие: викторина «Знатоки природы».
Тема недели: «Моя Якутия»
Цели:
• формировать представление детей о Республике Саха (Якутия);
• о народах, населяющих Республику;
• о неповторимости и богатстве ее культурных традиций;
• о символике республики;
• воспитывать чувство гордости за достижения Республики;
• уважение к людям труда;
• интерес к произведениям народного творчества.
Работа с родителями :
• привлечь к подготовке и проведению недели;
• изготовление бастынг;
Работа с детьми:
Коммуникативная деят-ть: беседы и рассказы воспитателя «Символика Якутии», «Моя Якутия», «Народы Якутии», «Путешествие по Якутии», о народных промыслах.
Познавательно-исследовательская деят-ть:
• путешествие по карте Якутии (глобус);
• рассматривание картин «Оленья упряжка», «Животные севера», «Якутская семья»;
• оформление альбомов «Богатства Якутии», «Якутск», «Якутские костюмы»;
• просмотр слайдовых презентаций «Якутия», «Якутск».
• экскурсия в библиотеку «Писатели Якутии»;
Продуктивная деят-ть:
• рисование «Украшение чорона», «Якутские орнаменты», «Северное сияние»;
• лепка «Чорон», «Оленеводы»;
• аппликация коллаж «О. Якутия…»;
• худ. констр. «Яранга».
Игровая деят-ть:
• д. и. «Собери флаг Якутии», «Назови правильно (народы)», «Скажи правильно (якутский язык)», «Покажи на карте (глобусе)» «Где это добывают?»;
• п. и. : «Сова и лемминги», «Ловля оленей», «Соколиный бой», «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Сокол и лиса», «Платок», «Перетягивание палки».
Чтение худ. лит-ры: якутские народные сказки, чтение стихов о Якутии, Н. Курилов «Как появилось северное сияние», «Почему олень рассмеялся?».
Музыкально-художественная деят-ть: слушание – гимн Якутии, наигрыш хомуса, «Тонконогий оленёнок», «Увезу тебя я в тундру», разучивание танцев «Якутяночка», «Большой хоровод».
Итоговые мероприятия:
• музыкальное занятие «О, Якутия, дали бескрайние…»;
• спортивный досуг «Якутские народные игры»;
• викторина совместно с родителями «Якутия – Родина моя».
Тема недели: «Пеледуй - наша малая Родина»
Цели:
• формировать представление детей о своей малой Родине;
• чувство гордости за свой поселок;
• воспитывать уважение к профессии речника;
• закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• формирование общих представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка;
• воспитание умения видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей.
Работа с родителями :
• привлечь к подготовке и проведению недели;
• конкурс плакатов «Пеледуй в будущем»;
Работа с детьми:
Коммуникативная деят-ть:
• беседы и рассказы воспитателя о Пеледуе, знаменитых людях посёлка, «Пеледуй – поселок речников», «Населенные пункты на берегах Лены»;
• составление рассказов «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя улица»;
• загадки о профессиях.
Познавательно-исследовательская деят-ть:
• изготовление и путешествие по плану «Улицы Пеледуя»;
• оформление альбомов «Мой Пеледуй», «Знаменитые люди Пеледуя», «Красавица Лена», «Речной флот Пеледуя»;
• просмотр слайдовой презентации «Пеледуй»;
• экскурсии «На работу к маме и папе», в блок цехов, затон, ПЛ №6, хлебозавод, школу, к памятнику воинам ВОВ;
Продуктивная деят-ть:
• рисование «Дом в котором я живу», «Ледоход на реке»;
• лепка «Профессия пекарь» (кондитерские изделия);
• аппликация «Моя улица», «Корабли уходят в рейс»;
• конструирование корабликов из различного материала.
Игровая деят-ть: д. и. «Угадай профессию», «Назови улицу», «Узнай и назови здание», «Кому что нужно?».
Чтение худ. лит-ры: сборник стихов о Пеледуе «Есть такая ленская страна».
Итоговые мероприятия:
• викторина с родителями «Знай и люби посёлок свой»;
• конкурс чтецов «Стихи о красавице Лене».
Заключительный этап
• презентация проекта
• беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся патриотическим воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Литература
Сборник «Наша Родина»
Н. Б. Зацепина «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Журналы «Дошкольное воспитание»
Интернет-сайты