Eвгения Скидина
Проект «Музыкальная логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА»
Введение
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика воспитанников, проведенная музыкальным руководителем, показала, что у 55% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
Публикация «Проект „Музыкальная логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, я убедилась, что они являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.
Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Основные требования к построению логоритмической деятельности.
Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть музыкального руководителя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности.
Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.
Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти. После прослушивания произведения я провожу беседу о характере и содержании музыки, стараюсь стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаю детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер. Я опираюсь в организации этого вида деятельности на рекомендации О. Радыновой о том, что двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.
Для развития устойчивого интереса к данному виду деятельности я подбираю разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возрастных особенностей. Практика показала эффективность использования произведений изобразительного характера, таких как «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др. Они помогают развить у детей воображение и память. После прослушивания таких произведений мы с детьми их инсценируем с помощью игры, которую нередко придумывают сами дети.
Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т. е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.
Мы убедились, что сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.
Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.
Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных, использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.
Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как : «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
В ходе работы над текстом разучиваемой песни, провожу работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого провожу специально подобранные упражнения. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).
В работе над дикцией мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.
Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я использую игровой самомассаж биологически активных точек.
Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.
В целом, все вышеперечисленные приемы способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи ( звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).
Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.
Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.
Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время воспитателем). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться» : по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.
Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.
Заключение
В процессе проводимой работы столкнулись с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.
В целом, работа по данному направлению:
стимулировала введение в практику музыкальной деятельности новой авторской методики Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»;
способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особо логопедической группы.
Важным условием эффективного применения предлагаемой методики по музыкальному воспитанию для коррекции речедвигательных нарушений является:
соблюдение в организации работы дидактических принципов: систематичности, последовательности, активности самого ребенка, доступности и постепенности усложнения материала;
высокий уровень профессиональной подготовки педагога по проблеме;
наличие комплекта методического и дидактического материала;
заинтересованность педагога в оказании своевременной помощи детям, имеющим речедвигательные нарушения.
Матрица проекта
1. Название проекта : «Музыкальная логоритмика»
2. Тема недели: 1. Комнатные растения 2. Моя страна – Россия. Москва – столица России. 3. В мире полезных вещей. Азбука безопасности (инструменты, электроприборы). 4. Защитники отечества. Военная техника. Военные профессии.
3. Проблема (актуальность) : Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.
Внедрение логоритмических упражнений в структуру музыкального занятия позволяет в увлекательной форме решать задачи как музыкального, так и задачи по развитию речи и коррекции речевых нарушений. Практика показывает, что регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Музыка, слово и движение - это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.
4. Цель: преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.
5. Описание продукта, полученного в результате проекта : аудиоподборка логопедических распевок (автор Е. Железнова,
6. Вид проекта : долгосрочный с 01.02.2024г. по 29.02.2024г.
7. Состав участников: дети подготовительной группы компенсирующей направленности «Солнышко», воспитатели группы
8. Интеграция ОО:
Название ОО Задачи
Познавательное развитие Развивать любознательность и познавательную активность.
Речевое развитие Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, обогащать словарный запас. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.
Физическое развитие Развитие и укрепление артикуляционного аппарата, дыхания.
9. Материально-технические ресурсы (оборудование, необходимые для выполнения проекта : музыкальная колонка; ноутбук; мультимедийная презентация; аудиоматериалы для слушания, пения, музыкально-ритмической деятельности; музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, трещетки и т. д.); маски; атрибуты для театральной деятельности; костюмы для инсценирования сказок; дидактический материал в соответствии с тематикой; зеркала.
10. Этапы реализации проекта :
Этап Сроки
Поисково - аналитический 1.02.23г – 3.02.23г
Практический 4.02.23г – 28.02.23г
Обобщающий 29.02.23г
11. Организационные формы работы над проектом (если несколько участников, то каждый специалист заполняет данную таблицу) :
Воспитатели группы «Солнышко» : Кобзарь Т. В., Скидина Е. В.
Формы работы Содержание работы
Организованная образовательная деятельность (занятия) • Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела», «Где обедал воробей»
• Упражнение «Угадайте, где мы были», упражнение с круговыми движениями рук.
• Игра с мячом «Передай мяч другому», «Назови инструмент».
• Упражнение – массаж «Кенгуру».
• Ритмическая игра «Топотушки».
• Чистоговорка. «Журавель».
• Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
• Игровой самомассаж
• Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.
Взаимодействие с родителями • Выпуски буклетов: «Движение – это жизнь», «Учимся говорить и двигаться красиво»
Музыкальный руководитель :
Формы работы Содержание работы
Организованная образовательная деятельность (занятия) • Упражнения на дыхание «Жук», «Водичка» (отработка звука С, «Дятел» (для постановки звука «Р», «Лошадки» цоканье языком, «Змейки» : вдох через нос, выдох через рот со звуком «Ш», «Ежики» : вдох через нос, выдох через рот со звуком «Ф» и др.
• Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных с музыкальным сопровождением и без него.
• Музыкальное приветствие (на развитие чувства ритма) : «Бим-Бам-Бом», «Привет» (под музыку Делибо Пиццикато) и др.
• Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения согласно теме недели (занятия).
• Пальчиковые игры «Зарядка для пальчиков» И. Бодраченко, «Озорные пальчики» И. Бодраченко, «Взяли в руки пластилин» И. Бодраченко и др.
• Упражнение «Нарисуй, о чем рассказала музыка».
• Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
• Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма.
• Музыкально-дидактические игры : «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
• Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения.
Взаимодействие с родителями • Папка-передвижка «Логоритмические игры и упражнения дома».
Взаимодействие с воспитателями группы • Использование логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением в режимных моментах.
Учитель-логопед :
Формы работы
Организованная образовательная деятельность (занятия) •