Лучший педагог года

Проект «Мы из Сибири»

Анна Гусакова
Проект «Мы из Сибири»

Пояснительная записка.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».

Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Публикация «Проект „Мы из Сибири“» размещена в разделах

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Мы живем в богатом и прекрасном крае - Кузбассе. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.

Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотические чувства? Потому что чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. Но как у маленького ребенка развить интерес к истории родной страны? Главное - сделать процесс ознакомления увлекательным и понятным; дать ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: потрогать руками русскую печку, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша.

В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий.

Чтобы сделать процесс ознакомления с историей Родины интересным и увлекательным мною разработан проект «Мы из Сибири»

Проект «Мы из Сибири»

Цель проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение календарных праздников народов Сибири.

Задачи проекта :

создание культурно-образовательной среды в группе;

• знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Западной Сибири : особенностями заподносибирских обрядов и их место в общерусской традиции, структура и функции праздников, основные тенденции развития праздничной культуры;

• вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь;

• обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

• воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Западной Сибири; взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Участники проекта :

Дети подготовительной группы, родители (законные представители, педагоги МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Рябинка».

Продолжительность проекта : 1 год (в подготовительной группе).

Сроки реализации проекта : сентябрь 2012г. – август 2013г.

6

Проект реализуется в 3 этапа:

1. организационно-подготовительный этап;

2. этап реализации;

3. заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапе были проведены:

1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

2. Изучение специальной литературы о календарных праздниках

народов Западной Сибири.

3. Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.

4. Разработка проекта.

5. Налаживание взаимодействия с родителями (законными представителями), привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.

Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах Западной Сибири; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений применять полученные навыки в различных видах деятельности. Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту, низкий (отдельные компоненты не развиты).

Методы диагностики: наблюдение за детьми, беседа с детьми, анкетирование родителей (законных представителей).

Критерии сформированности основ русской народной культуры:

7

1. Когнитивный критерий

Показатели:

• Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Западной Сибири;

• Знания и представления детей о проведении календарных праздников Западной Сибири;

2. Эмоционально-мотивационный критерий

Показатели:

• Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Западной Сибири;

• Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Западной Сибири;

• Эмоционально-положительное отношение к народам Западной Сибири.

3. Деятельностный критерий

Показатели:

• Умение детей организовывать народные игры;

• Умение детей действовать с предметами быта народов Западной Сибири;

На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

2. Создание образовательно – культурной среды в группе: «Пословицы и поговорки народов Западной Сибири», «Игры народов Западной Сибири»; «Календарные праздники народов Западной Сибири»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по

8

ознакомлению с традициями и культурой народов Западной Сибири.

4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:

1. Заключительная диагностика.

2. Анализ и обобщение полученных результатов.

3. Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в подготовительной группе).

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах Западной Сибири, культуры поведения дошкольников;

• раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";

• укрепление, расширение образовательного поля "ребенок –

учреждение – семья – общество".

Гипотеза: патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Методы проекта :

с кадрами: изучение документальной и познавательной литературы, консультации, конкурсы, акции, поисковая деятельность;

с родителями (законными представителями) : ознакомление с проектом, консультации, выпуск информационных листков, конкурсы, акции, поисковая деятельность;

с детьми: игры: дидактические, дидактические с элементами движения,

9

Сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные; беседы; непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции; рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток; просмотр видеофильмов; экскурсии; развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей (законных представителей); использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках; слушание музыкальных произведений, исполнение песен.

Выполнение проекта : практическая часть

Сроки

Виды работы

Участники

Сентябрь

2012 Презентация проекта

Изучение документальной и познавательной литературы о быте, традициях и обычаях Западной Сибири

Приобретение детских русских народных костюмов

Тематический день «День Петра и Павла – рябинник» Воспитатели МБДОУ, родители (законные представители, дети подготовительной группы

Воспитатели и дети подготовительной группы

Октябрь

2012 Экскурсия в музей «Народные костюмы сибиряков»

Беседа «Быт сибиряков»

Тематический день «День Сергия Радонежского» (Капустник)

Тематический день «Покров. Первое зазимье» Воспитатели и дети подготовительной группы

Ноябрь

2012 Беседа по картине Н. Дмитриева – Оренбургского «Уборка ржи»

Беседа «Обряды и традиции сибиряков»

Изготовление мешочка-оберега

Тематический день «День Зиновия, синичкин день» Воспитатели и дети подготовительной группы

Декабрь

2012 Посиделки «Русские народные песни»

Открытие мини-музея «Предметы старины глубокой»

Тематический день «Никола зимний» Воспитатели и дети подготовительной группы

Январь

2013 Посещение музыкальной школы

Беседа по картинам Н. Пиманенко «Святочные гадания», А. Кившенко «Колядки»

Тематический день «Васильев вечер» Воспитатели и дети подготовительной группы

Воспитатели, родители (законные представители, дети подготовительной группы)

Февраль

2013 Беседа «Жилище сибиряков»

Выставка «Жили – были»

Тематический день «Сретение Господне» Воспитатели и дети подготовительной группы

Март

2013 Беседа «Одежда сибиряков»

Выставка рисунков «Народный костюм»

Посиделки «Русские народные песни»

Тематический день «Иванов день» Воспитатели и дети подготовительной группы

Апрель

2013 Беседа «Пища сибиряков»

Приготовление любимого блюда сибиряков

Тематический день «Благовещенье» Воспитатели и дети подготовительной группы

Май

2013 Беседа «Народный календарь, приметы, пословицы»

Тематический день «Никола Вешний, Никола Теплый» Воспитатели и дети подготовительной группы

Июнь

2013 Тематический день «День Федосьи, колосятницы» Воспитатели и дети подготовительной группы

Июль

2013 Тематический день «День Ивана Купалы» Воспитатели и дети подготовительной группы

Август

2013 Тематический день «Ильин день» Воспитатели и дети подготовительной группы

11

На организационно - подготовительном этапе был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению подготовительной группы к русской народной культуре жителей Западной Сибири. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Проведено анкетирование родителей. Был составлен календарь народных праздников, с которым планировалось знакомить детей в процессе работы в соответствии с возрастными особенностями. Подбирались беседы, занятия, потешки, заклички, игры, которые соответствовали календарным праздникам. Был огткрыт и постоянно пополнялся мини – музей «Предметы старины глубокой».

На этапе реализации проекта проводились тематические дни, посвященные календарным праздникам, беседы с детьми о быте, одежде, пище, традициях и обычаях сибиряков. Посещался музей, проводились посиделки, проходило прослушивание русских народных песен, распространенных в Западной Сибири. Дети принимали активное участие в праздниках, народных играх. Родители помогали собирать материал и поделиться им с детьми.

На заключительном этапе был проведен итоговый мониторинг выявления сформированности основ русской народной культуры детей подготовительной группы, что и подтвердило эффективность данного проекта.

Сравнительная диаграмма уровня сформированности основ русской народной культуры детей подготовительной за 2012 – 2013год

12

В результате проведения итогового мониторинга можно сделать вывод, что после реализации проекта уровень сформированности основ русской народной культуры значительно повысился, высокий уровень повысился на 36%, средний уровень повысился на 16%, детей с низким уровнем сформированности основ русской народной культуры нет.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Публикации по теме:

Проект «Интервьюирование» Введение Целостность педагогического процесса в МБДОУ №176 г. Владикавказа обеспечивается реализацией: - Основной общеобразовательной.

Фотоотчет о межрегиональном конкурсе «Жемчужины Сибири»Фотоотчет о межрегиональном конкурсе «Жемчужины Сибири» «УРА! Наше первое ГРАН-ПРИ!» С 19 по 21 января 2018 года в г. Белокуриха проходил II межрегиональный творческий фестиваль «Жемчужины.

Педагогический проект педагогический проект «Мой любимый город» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос.

Проект «Чистюлики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Лебедянь Липецкой области Проект:.

Проект «Я пешеход» Цель проекта: формирование у детей навыка безопасного поведения на дороге, осознанного выполнения правил дорожного движения, обеспечивающих.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы живем в Сибири» Вид проекта: практико-ориентированный, информационный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители Срок реализации: январь-март.

Проект в старшей группе «В ожидании чуда». Новогодний проект с использованием адвент-календаряПроект в старшей группе «В ожидании чуда». Новогодний проект с использованием адвент-календаря .

Проект «Василий Иванович Суриков — великий художник Сибири» ВведениеНаименование проекта: «Василий Иванович Суриков – великий художник Сибири» Вид проекта: информационно-практико-ориентированный:.

Проект «Эх, да Масленица» Токарева С. Л. ,МБДОУ №57. "Наша Масленица, ты широкая,в детскиий сад к нам пришла и весну принесла". Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный,.

Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири» Тема проекта: «Культура и быт коренных народов Западной Сибири» Организатор проекта: воспитатель Тип проекта: познавательно – творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы из Сибири»
Опубликовано: 3 октября 2018 в 09:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД