Приложение МААМ

Проект для дошкольников «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила!» (15 фото)

Воропаева Наталья Николаевна
Проект для дошкольников «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила!»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети России – граждане многонациональной страны.

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Государственный гимн Российской Федерации)

Проблема.

В группу пришёл ребёнок из другой страны, говорящий на своём языке. Дети заинтересовались и начали задавать вопросы: откуда он приехал, почему не говорит по-русски. Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

Публикация «Проект для дошкольников „Мы разные — в этом наше богатство, Мы вместе — в этом наша сила!“» размещена в разделах

Актуальность.

Россия многонациональная страна. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть и в школах и в детских садах используют 89 языков. Большинство национальностей, проживающих на территории России, являются коренными, то есть это народы, которые обитали на своих территориях до прихода туда переселенцев из других мест. Таких народов в России подавляющее большинство. В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова). Проблема воспитания патриотизма, на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

В процессе беседы с детьми выяснилось, что большинство из них недостаточно сформированы представления о своей стране и ее жителях.

Вид проекта : творческий, познавательный, долгосрочный.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: долгосрочный (октября 2020 – мая 2021 г)

Цель проекта : формирование у детей элементарного представления о многонациональности нашей Родины : изучение многонациональной культуры народов России, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России, патриотизм.

Задачи проекта.

Образовательные:

обобщить и расширить знания детей о традициях, праздниках, играх и музыкальной культуре народов России (русских, татар, молдаван, украинцев, узбеков);

формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности;

развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Методы и формы работы:

наблюдение;

чтение художественной литературы;

заучивание;

художественное творчество;

рассматривание произведений искусства;

беседы;

подвижные, пальчиковые игры;

народные танцы;

песни.

Ожидаемые результаты (продукт проекта) : воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

Сущность проекта : все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о многонациональной России. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, украинцев, казахов и других национальностей. Об особенностях быта и культуры народов России. Обогатить словарь новыми понятиями (тюбетейка, чайхана, колядки, сочельник, пиала). Об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация о России, игры, загадки и стихи.

Проект проходил в три этапа. Этапы проекта

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированных материалов по тематике проекта;

Чтение методической и художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Народов России»;

Подборка пословиц, поговорок, загадок разных народов России;

Подборка «Сказки народов России» (оформление мини-выставки в книжном уголке);

Знакомство с народными играми

Продуктивная деятельность «Костюмы разных народов»; "Предметы быта"

Знакомство с бытом, одеждой русского народа и других национальностей;

Просмотр научно-популярных фильмов, презентаций о народах России;

Организационно-практический:

Перспективный план образовательной деятельности по реализации проекта

Месяц Тема, задачи Содержание

Октябрь

Тема: «Россия – Родина моя!»

Задачи: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства; дать понять о повседневном и праздничном костюме, научить видеть и знать какие, на одежде национальные орнаменты, какого цвету отдают предпочтение; развивать связанную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы. Ознакомительные беседы с детьми о государственных символах, о Родине - России, о столице России;

Беседы о многонациональности нашей страны;

Проведение цикла тематических бесед, просмотр презентаций;

Разучивание песенок, пословиц, поговорок и загадок о Родине, о России;

Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви, одежды.

Чтение сказок, стихов русских писателей, загадки, пословицы.

Рисование национального костюма.

Музыкальное развлечение «Капустник»

Разучивание подвижных национальных игр.

Дегустация национальных блюд.

Ноябрь Тема: «Путешествие по Молдавии»

Задачи: создать условия для развития интереса к культуре молдавского народа. Развивать связанную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывать уважительное отношение к молдавскому народу

Чтение сказок: «Козел обманщик», «Дафин и Вестра»

Дегустация национальных блюд.

Разучивание подвижных национальных игр.

Декабрь Тема: «Путешествие в республику Узбекистан»

Задачи: закрепить знания детей о народностях ближнего зарубежья. Об их быте, культуре, ремеслах, жилищах, растительном и животном мире. Развивать связанную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Познакомить детей с новейшей историей узбекского народа.

Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви, одежды.

Разучивание подвижных национальных игр.

Новогодний утренник «Цирк – дружбы народов»

Просмотр презентации о символике и достопримечательностях Узбекистана;

Дидактические игры: "Раскрась платье невесты узбекским орнаментом".

Дегустация национальных блюд.

Чтение узбекская сказки «Бадал-богатырь», «Красавица тысяча Косичек», пословиц, загадок

Январь Тема: «Знакомство с культурой республики Татарстан»

Задачи: создать условия для развития интереса к культуре татарского народа. Развивать связанную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывать уважительное отношение к татарскому народу

Татарские сказки: «Шах-петух», «Соловей», пословицы, загадки.

Дегустация национальных блюд.

Разучивание подвижных национальных игр.

Изготовления национальных головных уборов (тюбетеек)

Февраль Тема: «Путешествие в Украину»

Задачи: формирование интереса к культуре народа Украины; дать понять о повседневном и праздничном костюме, научить видеть и знать какие, на одежде национальные орнаменты, какого цвету отдают предпочтение.

Дегустация национальных блюд.

Просмотр мультфильмов «Жил – был пес»

Чтение сказки «Как пастух, перехитрил царевну», «Царевна – змея», «Сказка про злыдень»

Аппликация «Цветы для венка»

Разучивание подвижных национальных игр.

Март Тема: «Путешествие по Армении»

Цель: Формировать представление об окружающем мире. Познакомить детей с новой республикой - Армения; с государственной символикой Армении, достопримечательностями Еревана - столицы Армении.

Воспитывать у детей уважительное отношение к людям других национальностей. Развивать познавательный интерес, креативное мышление. Рассматривание иллюстраций «Армянские музыкальные инструменты»

Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви, одежды.

Просмотр презентации о символике и достопримечательностях Армении.

Чтение стихотворения «Арарат»,

сказка «Безрукая девушка», «Вкус пахлавы».

Утренник к 8 Марта «Путешествие для мам»

Дегустация национальных блюд.

Апрель Тема: «Знакомство с культурой республики Тбилиси» (Грузия)

Задачи: закрепить знания детей о народностях ближнего зарубежья. Об их быте, культуре, ремеслах, жилищах, растительном и животном мире. Развивать связанную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир Рассказ о народных костюмах, о умельцах, которые их создают. Познакомить со спецификой национального костюма, орнаментальным оформлением.

Дидактические игра: "Составь узор".

Раскраска "Народные костюмы".

Дегустация национальных блюд.

Сказки «Голубой ковер», «Добрый пастух и любопытная девочка».

Май Тема: «Путешествие по Белоруссии»

Задачи: формирование интереса к культуре народа Белоруссии; дать понять о повседневном и праздничном костюме, научить видеть и знать какие, на одежде национальные орнаменты, какого цвету отдают предпочтение.

Белорусские сказки: «Глупая пани и «разумный» пан», «Лисица хитрица»

Дегустация национальных блюд.

Декоративное рисование «Роспись фартука» национальными узорами.

- Ознакомительные беседы с детьми о государственных символах, о Родине- России, о столице России, о великих людях России;

-Беседы о многонациональности нашей страны;

-Проведение цикла тематических бесед, просмотр презентаций;

-Разучивание песенок, пословиц, поговорок и загадок о Родине, о России;

-Знакомство и проведение с детьми народных игр и забав (татарские народные игры, украинские народные игры, русские народные игры)

Заключительный этап:

Картотеки народных подвижных игр для использования их в повседневной жизни детей (на музыкальных занятиях и прогулках);

Дегустация национальных блюд;

Создание альбома – «Мы едины»

Открытый показ утренника на 8 Марта «Путешествие для любимых мам»

Работа с родителями:

1. Изготовление костюмов

2 Приготовление нац. блюд

3. Исполнение родителями нац. песен.

4. Поиск родителями национальных пословиц и поговорок, сказок ( могут выучить с детьми пословицы и поговорки:

«В своём болоте и лягушка поёт»

«Дома и стены помогают»

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»

«Где родной край, там и рай»

«Где родился, там и пригодился» и т. д.

Заключение

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать

красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна

из задач воспитания в семье.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются

представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём

наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова,1981) Эти особенности позволяют

формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал,

что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя в фольклорных произведениях национальную

самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Используемая литература:

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России».

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ., 2005.

3. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

4. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

6. Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.

7. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

8. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

13. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.

14. Интернет ресурсы

Проект для дошкольников «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила!»
Фото «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила!»
Проект для дошкольников - фото
Дети России граждане многонациональной страны Славься Отечество наше свободное Братских народов союз вековой Предками данная мудрость народная Славься страна Мы гордимся тобой Государственный гимн Российской Федерации Проблема В группу пришёл ребёнок из другой страны говорящий на своём языке Дети заинтересовались и начали задавать вопросы откуда он приехал почему не говорит по русски Где и когда бы мы не находились нас всегда окружают люди разных национальностей Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов Мы многонациональный народ Российской Федерации соединенный общей судьбой на своей земле Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях которые носят разрушающий деструктивный характер Целенаправленная работа по воспитанию Проекты толерантности у подрастающего поколения велась всегда И наше время не является исключением Понятия патриотизм гражданственность толерантность приобретают сегодня особый смысл и огромное значение Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве особенно в начальном звене так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте
Публикации по теме:

Комиссия! Как много в этом слове…Комиссия! Как много в этом слове… Пожалуй самое горячее время для воспитателей дошкольных учреждений-это приемка к новому учебному году. Колоссальный груз ответственности.

Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группеКонспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» Тема: «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце» (рисование по замыслу). Задачи. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений.

Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явленииНеобычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явлении Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке» Стихи о этом явлении. Сегодня 19 мая, весна и мы продолжаем наблюдения в природе.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Конспект познавательной беседы с детьми «Москва… как много в этом звуке» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Конспект познавательной беседы с детьми «Москва… как много в этом звуке» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Посткроссинг снова идет по планете МААМ! На днях мы получили письмо от наших друзей-москвичей! Как же мы обрадовались! В письме было.

Проект в средней группе «Хлеб — наше богатство» ВИД ПРОЕКТА: информационно-исследовательский. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети средней группы,.

Сценарий квеста по ОБЖ «Безопасность — это важно! Знать об этом должен каждый!»Сценарий квеста по ОБЖ «Безопасность — это важно! Знать об этом должен каждый!» Цель: закрепление знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. Задачи: 1. Формирование у детей навыков правильного поведения.

Совместный спортивный досуг «Мы вместе — в этом наша сила!»Совместный спортивный досуг «Мы вместе — в этом наша сила!» Совместный спортивный досуг «Мы вместе- в этом наша сила!» В семье воспитание детей строится на любви, опыте, традициях, личном примере.

Взаимодействие с родителями по подготовке и благоустройству участка к летнему периоду в этом годуВзаимодействие с родителями по подготовке и благоустройству участка к летнему периоду в этом году "Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величествен сам он, тем продуктивнее, красивее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для дошкольников «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила!»
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 13:16
+270Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для дошкольников «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила!»» (включая файлы) размещена пользователем Воропаева Наталья Николаевна (УИ 1655204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД