Лучший педагог года

Проект «Путешествие в мир русской культуры» Видео

Лариса Корнева
Проект «Путешествие в мир русской культуры» Видео

«Путешествие в мир русской культуры»

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры.

Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности.

Без духовности – нет личности, без личности – нет

народа как исторической личности.

Анализ проблемной ситуации.

Ознакомление с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, традиционных ремесел положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Публикация «Проект „Путешествие в мир русской культуры“ Видео» размещена в разделах

Определение противоречий.

Для того, чтобы дети стали носителями русской народной культуры, необходимо воспитывать их в национальных традициях. Но возникает противоречие: программа, представленная в ДОУ, поверхностно затрагивает темы воспитания детей в русских традициях. А социум в противовес всему навязывает детям чуждые духовные ценности

Постановка проблемы.

Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий в противовес насаждаемым чуждым нам традициям и ценностям.

Актуальность проекта.

Современная действительность остро ставит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции нашего времени таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Гипотеза проекта заключается в том, что если знакомить детей, 6- 7лет, с русской народной культурой через реализацию платных дополнительных услуг (кружок «Созвездие талантов») и расширение связей с социумом (посещение музеев, это будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Цель проекта: создание условий для формирования и развития основ духовно – нравственной культуры посредством ознакомления с произведениями народных промыслов России.

Задачи проекта:

1. Изучить историю дымковской игрушки и особенности росписи, колорите, основных элементах узора и уметь отличать ее от других народных игрушек.

2. Освоить приемы лепки глиняной игрушки.

3. Создать композицию из вылепленных и расписанных игрушек по мотивам мастеров из села Дымково.

4. Познакомить детей с предметным миром музея «Русская изба» (МДОУ «Детский сад «Солнышко» и музея крестьянского быта (МБОУ Лицей № 3 имени А. И. Данилова).

5. Приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу;

6. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

7. Способствовать развитию познавательных интересов, желанию изучать культурные ценности своего народа.

8. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

9. Сформировать чувство национального достоинства.

Концептуальная основа

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Участники проекта

Воспитанники группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе (14 человек).

Родители.

Педагоги.

Социум (МБОУ «Лицей № 3 им. А. И. Данилова).

Поэтапный план реализации проекта:

Первый этап организационно-подготовительный

Разработка и оформление паспорта проекта

Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др

Организация развивающей среды в группе (размещение репродукций картин, плакатов, коллекций открыток, альбомов по искусству)

Обсуждение плана с семьями на родительском собрании

Заключение договора с В. Н. Таровым -руководителем музея крестьянского быта, расоположенного на базе МБОУ «Лицей № 3 о сотрудничестве и взаимодействии

Первый модуль – знакомство с предметным миром музей.

Экскурсия в музей «Русская изба» МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Экскурсия в музей крестьянского быта на базе МБОУ «Лицей № 3 им. А. И. Данилова№.

Размещение на персональном сайте педагога Корневой Л. А. фотоотчета о экскурсии в музей крестьянского быта.

http://15344.maam.ru/maps/events/19754.html

Работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация)

Второй модуль - просмотр видеофильма о традиционной дымковской игрушке, беседы, рассматривание альбомов по искусству, изучение элементов дымковской росписи.

Новогодний утренник в фольклорном стиле «Как русские красавицы и богатыри Деда Мороза выручали».

Третий модуль - проведение дополнительной образовательной деятельности по плану творческой мастерской «Созвездие талантов» - работа с глиной, изготовление глиняных игрушек, побелка, роспись.

Размещение на персональном сайте педагога фотоотчетов о проведенных мероприятиях по изготовлению из глины дымковских козлика, лошадки, барыни.

http://15344.maam.ru/maps/events/20074.html

http://15344.maam.ru/maps/events/20849.html

Заключительный этап

Создание временной экспозиции дымковских игрушек, изготовленных детьми в музее «Русская изба»

Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Ожидаемые результаты:

1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.

2. Формирование чувств национального достоинства.

3. Сформированность интереса к традиционному промыслу «Дымковская игрушка».

4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Список использованной литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.

2. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с

3.. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М. : Детство, 2003. – 395

4. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.

5. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с

6. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10

7. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М. : Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с

8. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М. : Детство, 2003. - 395 с

9. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

На 1 этапе (аналитическом) был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей 5-7 лет к русской народной культуре путем реализации дополнительных образовательных услуг и посещения музея крестьянского быта. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Проведено анкетирование родителей, после анкетирования на родительском собрании родителям было предложено участие в проекте. Разрабатывался перспективный план дополнительных образовательных услуг. Был заключен договор с руководителем Музея крестьянского быта Виктором Николаевичем Таровым о сотрудничестве. Подготовлена страничка на персональном сайте воспитателя для взаимосвязи с родителями.

Был составлен перспективный план работы в кружке «Созвездие талантов» (Приложение1). Подбирались беседы, занятия, темы экскурсий в музей «Русская изба» МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и музей крестьянского быта МБОУ «Лицей № 3 им. А. И. Данилова».

На 2 этапе (практическом) я разработала и апробировала систему по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Система включает работу по образовательным областям:

Образовательная область «Познание»:

1. Занятия («Устное народное творчество», «Из истории русского народного костюма» и др.);

2. Совместную деятельность (пополнение экспозиции музея «Русская изба»);

3. Беседы («Голубая волшебница глина», «Дымка» и др.)

4. Просмотр видеофильма «Дымковская игрушка»

Образовательная область «Социализация» включает:

- Подвижные игры;

- Дидактические игры;

- Сюжетно - ролевые игры.

Образовательная область «Художественное творчество»:

1. Рисование «Элементы дымковской росписи», раскраски «Козлик», «Лошадка», «Барыня».

2. Лепку («Дымковская лошадка», «Дымковский козлик», «Барыня»);

3. Программу творческой мастерской «Созвездие талантов»

Образовательная область «Музыка»:

1. Музыкальные занятия;

2. Развлечения: «Рождественские колядки», «Вербное», «Масленица».

Новогодний утренник в фольклорном стиле «Как русские богатыри и красавицы Деда Мороза выручали» и др.

Велась работа с родителями. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении экскурсий, утренников, развлечений.

На 3 этапе (итоговом) был проведен итоговый мониторинг выявления сформированности основ русской народной культуры у детей 6-7 лет, что и подтвердило эффективность данного проекта.

Материально-техническое обеспечение.

Методическая литература по педагогике, психологии, программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра».

Группа, музыкальный зал, музей «Русская изба» МБДОУ «Детский сад «Солнышко», Музей крестьянского быта МБОУ «Лицей № 3 им. А. И. Данилова», народные костюмы, компьютер с выходом в Интернет. Подбор, разработка содержания диагностического инструментария.

Методическое обеспечение проекта

опора на содержание:

- «Программы развития МБДОУ «Детский сад «Солнышко»;

- образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Солнышко»,

- выявление проблем в формировании основ русской народной культуры у детей 5-7лет;

- разработка содержания проекта;

- перспективно-тематическое планирование НОД, экскурсий, праздников;

- перспективно-тематическое планирование работы творческой мастерской «Созвездие талантов»

- разработка конспектов;

- подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений, костюмов;

- организация и проведение мониторинга реализации проекта;

- комплектование методической копилки;

- разработка содержания рекомендаций для родителей;

- ведение персонального сайта педагога для информирования родителей;

- обобщение и распространение педагогического опыта через проведение праздников, выступления на педагогических советах, семинарах.

Перспективы дальнейшего развития.

1. Выступление с презентацией проекта на областном комплексе семинаров по духовно-нравственному воспитанию, организованном ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение»

2. Публикация в печати, интернет-ресурсах.

Заключение

В программе «Детство» отмечено, что эффективным средством развития познавательных интересов может стать создание мини-музея в группе. В нашей мини-школе создана музей «Русская изба» экспонатами являются предметы крестьянского быта XIX—XX вв. : домашняя утварь, глиняная посуда, прялки, угольные утюги, самотканые скатерти и полотенца, корзины, кузовки и многое другое. Создатели программы считают, что в музее дети должны быть не просто пассивными созерцателями, а создателями экспозиции. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. И конечно же наши глиняные игрушки, созданные по мотивам «дымки», отлично вписываются в интерьер музея. Какое-то время выставка лошадок или барышень украшает старинные полочки, а потом игрушки переселяются домой к детям, чтобы напоминать о чудесном русском ремесле.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культур, способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Реализация данного проекта в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: знакомство детей, 5-7лет, с русской народной культурой, через реализацию платных дополнительных услуг (кружок «Созвездие талантов») и связь с социумом (музей крестьянского быта) будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Проект для средней группы «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки» ПРОЕКТ «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки». Цель проекта: Сформировать интерес к познанию.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры» .

Проект «Путешествие в мир» йымдастырылан оу рекетіні технологиялык картасы. Ересек тобы. Технологическая карта.

Проект «Путешествие в сказку» по русской народной сказке «Зимовье зверей»Проект «Путешествие в сказку» по русской народной сказке «Зимовье зверей» роект по русской народной сказке:«Зимовье зверей» МДОУ комбинированного вида «Детский сад№19 комбинированного вида» Воспитатель: Скрыпникова.

Проект «Тряпичная кукла». Приобщение детей к истокам русской культуры Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через образ «Народную куклы» Автор: Чижова Любовь Григорьевна воспитатель МБДОУ Курагинский.

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры» Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес.

«Печь — сердце русской избы». Сценарий заседания клуба «Мир русской культуры» Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех любителей русской истории на заседании клуба «Мир русской культуры». Сегодня мне.

Консультация «Мудрость русской культуры в воспитании» МУДРОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ Статью подготовила Богачёва Васса Ваисовна, воспитатель ГБОУ «Школа№ 842» Дошкольное детство,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Путешествие в мир русской культуры» Видео
Опубликовано: 7 января 2018 в 17:56
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД