Лучший педагог года

Развитие коммуникативных, познавательных и нравственных качеств. Проект «Вместе веселее» (подготовительная к школе группа)

Татьяна Пикашова
Развитие коммуникативных, познавательных и нравственных качеств. Проект «Вместе веселее» (подготовительная к школе группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти

Проект на тему :

«Вместе веселее»

Развитие социально – коммуникативных, познавательных и нравственных качеств посредством взаимодействия детей подготовительной к школе группы с младшими дошкольниками

Публикация «Развитие коммуникативных, познавательных и нравственных качеств, Проект „Вместе веселее“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Подготовительная к школе группа : «Колосок»

Воспитатель: Пикашова Татьяна Владимировна,

1 Младшая группа : «Клубничка»

Воспитатель: Кузнецова Елизавета Алексеевна

г. о. Тольятти, 2022-2023 учебный год

Содержание:

Введение…. 3

Паспорт проекта…. 3

Подготовительный этап…. 4

Основной этап… 4

Заключительный этап… 5

Литература…. 9

Приложения… 10

Введение На сегодняшний день проблема равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию, доброте и отзывчивости проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Именно поэтому, уже с детства нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Из опыта работы мы заметили, что взаимодействие детей младшего дошкольного возраста и старших дошкольников в обычной жизни детского сада практически сведено к минимуму. В детском саду у малышей часто меняется настроение, без папы и мамы в новой обстановке у них появляется страх, тревожность, растерянность, особенно в окружении незнакомых людей. А старшие дети уже имеют богатый запас необходимых знаний и умений, которыми могут поделиться с младшими товарищами. Совместные досуги и увлекательные игры создадут у дошкольников интерес к взаимодействию друг с другом. Столкнувшись с подобной проблемой, мы решили обратить внимание детей подготовительной к школе группы на маленьких ребятишек, которые часто плачут, капризничают, не хотят идти в детский сад. Возникли вопросы: «Легко ли быть маленькими? Почему малыши плачут в детском саду? А что они умеют делать? Чем занимаются? В какие игры играют? Появился интерес: «Давайте попробуем навестить их, вместе поиграть, успокоить, помочь им. А мы сумеем с ними дружить? Как у нас это получится?» Дети согласились. Так началась работа над совместным проектом – «Вместе веселее».

Условиями реализации проекта являются :

Создание интереса у детей, участие родителей и педагогов групп в реализации проекта, разработка совместных мероприятий по теме. Деятельность ориентирована на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения, чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы и коллективизма.

Паспорт проекта

Название проекта : «Вместе веселее»

Тип проекта : Познавательно – игровой

Продолжительность проекта : Долгосрочный - с сентября 2022 года по май 2023 года

Возраст детей: Дети 1 младшей группы (2-3 года)

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

- «Физическое развитие»

Содержание психолого-педагогической работы: Нравственное воспитание, развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие общения, взаимопомощи, ответственности, доброжелательного взаимоотношения друг к другу, формирование личности ребенка.

Тема: Взаимодействие детей подготовительной к школе группы с младшими дошкольниками.

Тематическое поле: Научить детей культуре общения с малышами.

Проблема исследования: Общение детей младшего дошкольного возраста и старших дошкольников в обычной жизни детского сада практически сведено к минимуму. Несмотря на то, что старшие дети имеют богатый запас необходимых знаний и умений, которыми могут поделиться с младшими товарищами, в совместной деятельности у них часто возникают трудности.

Не все дети умеют общаться, быть

доброжелательными. Они стесняются подойти и помочь, успокоить, они не могут оказать поддержку тому ребёнку, который в настоящий момент в ней нуждается.

Столкнувшись с подобной проблемой, мы решили обратить внимание детей подготовительной к школе группы на маленьких ребятишек, которые часто плачут, капризничают, не хотят идти в детский сад. Возникли вопросы: «Легко ли быть маленькими? Почему малыши плачут в детском саду? А что они умеют делать? Чем занимаются? В какие игры играют? Появился интерес: «Давайте попробуем навестить их, вместе поиграть, успокоить, помочь им. А мы сумеем с ними дружить? Как у нас это получится?» Дети согласились. Так началась работа над проектом.

Цель: Формировать опыт взаимоотношений и сотрудничества между детьми старшего и младшего дошкольного возраста, расширять зону контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности.

Причины: Дети не имеют навыков совместного взаимодействия старшего и младшего возраста.

Задачи: - Воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность через совместную деятельность;

- Способствовать установлению добрых взаимоотношений между детьми разного возраста, устанавливать контакты с малышами и помогать им, основываясь на общих интересах;

- Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

- Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений между детьми разного возраста через совместную деятельность;

- Развивать самостоятельность, инициативность, самооценку, уверенность в себе, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

Этапы работы над проектом (мероприятия) :

С Октября 2022 года

по апрель 2023 года

Май 2023 года 1. Подготовительный этап Сентябрь 2022 г.

- Опрос детей: «Легко ли быть меленьким?», беседа: «Большие и маленькие дети в детском саду»,

педагогические наблюдения и отношения детей к данной проблеме.

- Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.

- Прогнозирование результата.

- Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

- Подбор методического, художественного, иллюстративного материала и атрибутов для бесед, сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, пальчиковых, подвижных игр с детьми.

- Создание развивающей среды, внесение новых атрибутов, игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных). - Информирование родителей о проекте, формирование интереса у родителей к сотрудничеству.

2. Основной этап Октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

План работы с детьми

- Беседы:

«Наш детский сад», «Как нам в садике живётся?», «Что такое день рождения?», «Мы растём», «Маленькие и большие», «Когда я был маленьким» - рассматривание своих детских фотографий, игрушек, предметов одежды, «Малыши рядом с нами», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Что такое Дружба?», «Правила Дружбы», «День Знакомства»

- Чтение художественной литературы:

Стихи, потешки А. Барто, Е. Благининой,

-Театрализованная деятельность, досуги, музыкальные развлечения : - Костюмированные танцы-развлечения : «Весёлые мышата», «Волшебные платочки». - «Порадуем малышей нашим концертом». - Развлечение : «День мыльных пузырей».

- Проигрывание сказок с использованием кукол би-ба-бо, деревянных наборов, костюмов.

- Проигрывание элементов театральных действий с применением атрибутов под руководством сказочного героя (ребенок старшего возраста).

- Совместная театрализация сказок: «Репка»,

«Колобок», «Курочка Ряба». - Совместное просматривание сказки в музыкальном зале «У нас в гостях театр»

- Дидактические, пальчиковые, сюжетно - ролевые игры: - Игры для знакомства: «Назови своё имя», «Волшебный клубочек», «Зонтик Волшебника» - Игры на воспитание нравственных качеств : «Хорошо - плохо», «Помоги другу», «Вежливые слова» - Игры для воспитания культурно – гигиенических навыков, знание предметов гигиены и режимных моментов: «Чистоплотные дети», «Уроки Мойдодыра», «Чистые руки», «Помоем кукле руки», «Вытрем руки насухо», «Чистый ротик», «Чистый носик», «Мы умеем одеваться», «Зачем нужна расчёска?», «Причешем куклу Катю» - Игры - демонстрации, где старшие дети показывают примеры игровых действий с игрушками малышам: «Оденем куклу на прогулку», «Катя идет гулять», «Катя ждёт гостей», «Готовим обед для куклы», «Накроем стол», «Уложим куклу спать», «Кукла Катя заболела», «Сломалась машина», «Я – музыкант», «Чьи это вещи?», «Кому нужны эти предметы и игрушки?»,

- Просмотр мультфильмов: «Крошка Енот», «Маша и медведь»

- экскурсии, наблюдения:

«В гости к малышам - группа «Клубничка», экскурсия по детскому саду (в музыкальный, спортивный зал, экскурсия на участок к малышам «Поиграем с малышами», экскурсия к детям подготовительной группы, совместные игры на прогулке.

- художественно – эстетическая деятельность:

Изготовление подарков, открыток для малышей своими руками: «Сделаем малышам подарки»; «Нарисуй игрушку другу» Совместный коллаж, «Солнышко из ладошек», «Наше настроение»

План работы с родителями:

Консультации на тему:

«Добр ли ваш ребенок?», «Если в семье есть младшие дети», «Советы про детей и дружбу», «Правила дружбы», «Будьте взаимно вежливы!» Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению совместных поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек, сбора материала по теме проекта.

3. Заключительный этап Май 2023 г.

- Изготовление фотоальбома: «Вместе веселее»

- Оформление выставки совместных работ : «Я и мои друзья», «Вместе весело играть», совместный коллаж : «Солнышко из ладошек», книжки – малышки: «Сказки для малышей»

- Презентация проекта.

Прогнозирование результата Дети:

- Развитие социально-нравственных качеств у старших дошкольников (заботливость, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность).

- Развитие игровой деятельности у детей на основе сотрудничества; - Формирование уважительного и доброжелательного отношения у детей друг к другу и к малышам; - Снижение тревожности, зажатости у детей раннего возраста, активизация механизмов подражания старшим детям в разных видах деятельности;

Родители:

У родителей появился взаимный интерес к деятельности детей и педагогов в группе, к образовательному процессу, развитию детских взаимоотношений, творчества, знаний и умений детей, желание участвовать в жизни детского сада.

Критерии результата Фотоальбом: «Вместе веселее» эстетически оформлен.

Совместные мероприятия (экскурсии, беседы, игры, прогулки, праздники, выпускной) имеют практическое применение.

Ресурсы Литература, иллюстрации, атрибуты.

Участники Дети 2-3 лет, 6-7 лет, родители, педагоги.

Продукт

Форма презентации «Игровой марафон» (совместный досуг детей подготовительной к школе группы и детей первой младшей группы)

Фотоальбом: «Вместе веселее»

Заключение

Практическая значимость проекта :

Практическая значимость проекта «Вместе веселее» очевидна.

Его осуществление помогло нам сформировать те фундаментальные составляющие, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде.

Другими словами, целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечило не только положительное общение среди воспитанников, но и взаимное принятие детей друг другом, повышение у них самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.

Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление малышей на балу выпускников детского сада, где они перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.

Выводы:

В результате совместной деятельности у детей повысился уровень социально - коммуникативных навыков, культуры поведения, межличностного общения и интереса друг к другу.

У дошкольников сформировалась устойчивая потребность к общению, взаимовыручка, доброжелательность, взаимопомощь, поддержка, а также желание к совместной игровой деятельности. Проект «Вместе веселее» - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность. Взаимосвязь разных видов деятельности, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность в работе с детьми.

У детей младшего возраста снизилась тревожность, плаксивость, зажатость, активизировались механизмы подражания старшим детям в разных видах деятельности, развились социально - нравственные качества

старших дошкольников (заботливость, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность). Общение детей разновозрастных групп оказалось очень полезным, имеет большую поддержку для малышей, жизнь детей полна впечатлениями и доверием к окружению, дети научились легко и интересно общаться.

Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребёнка младшего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции Взрослого, вырабатывается произвольность, снимается тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.

Перспективы дальнейшей работы:

Наша задача обеспечивать условия для общения, и достижения взаимопонимания между детьми, продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие: «Вместе веселее», используя нетрадиционные методы и приемы.

Список используемой литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Верасксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Изд. 4-е переработанное, Мозаика-Синтез Москва, 2019 г. - 352 с.

2. «Нравственное воспитание дошкольника» / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., Педагогика, 2019 г.

3. «Деятельность и взаимоотношения дошкольников» / Под ред. Т. А. Репиной. М., 2018 г.

4. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников» : 2- е изд. / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. / Под ред. А. М. Виноградовой, 2019 г.

5. Погосова, Л. В. Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Л. В. Погосова, А. С. Сергиевская, О. Ю. Собанина, Т. И. Обрядина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 189-192. — URL : https://moluch.ru/archive/382/84348/ ( дата обращения: 07.02.2023).

6. Ивакина Е. А. Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации) [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Самара, март 2018 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. - С. 15-18.

7. Батлуцкая Е. И., Евтюхина О. В. «Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста // Обучение и развитие : современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. - 2015.

8. Билялова З. Ш. Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 82-83. — URhttps://moluch.ru/archive/169/45470/

9. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ : Методическое пособие. — М. :ТЦ Сфера, 2008.-128с.

10. Международный образовательный портал МААМ. RU

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа)Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Актуальность: Человек – это существо социальное. С первых дней своей жизни он включен во взаимодействие.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа).Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа). Тема проекта: «Космическое путешествие». Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных, познавательных и нравственных качеств. Проект «Вместе веселее» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 1 июня 2023 в 20:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД