Получи документы

Проект «Наш дом — Южный Урал» в смешанной группе

Матыцына Елена
Проект «Наш дом — Южный Урал» в смешанной группе

«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Проект : «Наш дом – Южный Урал»

в смешанной группе «Морской конек»

Воспитатель: Матыцына Е. А.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный

Участники проекта : дети, родители (законные представители, воспитатели группы

Продолжительность: сентябрь 2019 – апрель2020

Публикация «Проект „Наш дом — Южный Урал“ в смешанной группе» размещена в разделах

Цель проекта : организация взаимодействия с родителями по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников и создание предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Задачи:

1. Установить взаимодействие с семьями воспитанников;

2. Воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;

3. Воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям;

4. Формировать у детей знания о различных видах труда и быте народов Южного Урала;

5. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Актуальность:

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины

Мы живем в богатейшем крае, на Южном Урале, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье, на втором месте - ценности процесса социализации. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество.

Исходя из вышеизложенного, мы поставили перед собой цель – организовать взаимодействие с родителями по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников и создание ППРС в группе по работе с ознакомлением детей с малой Родиной, воспитания чувств патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к обществу, к семье.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

• Повышение нравственного уровня воспитанников.

• Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.

• Развитие инициативы, самостоятельности.

• Преобразование предметно-пространственной развивающей среды группы.

• Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с д\с по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

• Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.

• Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :

1. Организационный (октябрь 2019)

• Постановка проблемы, выявление первоначальных знаний детей.

• Поиск информации, литературы.

2. Основной (ноябрь2019 – май 2020)

• Совместное с родителями интегрированное занятие «День народного единства»

• Развлечение «День Матери»

• Экскурсия в областной краеведческий музей по программе «В гостях у Марьюшки»

• Знакомство со сказами уральского писателя П. П. Бажова

• Создание в группе игровой зоны «Балаган Даренки». (Воссоздание быта русского народа)

• НОД художественно-эстетическое развитие «Русские матрешки», «Башкирская юрта», «Городецкая роспись»

• НОД познавательное развитие «Легенды Южного Урала»

• Экскурсия в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12. г. Челябинск (Знакомство с библиотекой, с писателями Южного Урала)

• Посещение мастер класса в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12 «Народная кукла»

• Мастер класс по декупажу

• Экскурсия в сад Победы

• Фото-отчёт «Окна Победы»

• Изготовление лэпбуков по теме «Россия», «7 чудес Южного Урала», «75 лет Великой Победы», макеты «Серебряное копытце», «Уральские горы», «Русская изба», «Башкирская юрта». (см. презентацию)

• Изготовление костюма Хозяйки медной горы, русского народного и башкирского костюмов для кукол.

3. Аналитический (апрель2020)

Организационный этап

Проект «Наш дом –Южный Урал», раскрывает процесс формирования патриотического воспитания детей в смешанной группе, включает реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др; организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОО.

Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте «Наш дом –Южный Урал» влияют на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 5-7 лет. Это определяется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания детей разновозрастной группы.

проектирование развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию воспитанию.

Проблема социализации, является особо актуальной в настоящее время, и находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи:

1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала.

2. Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.

3. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Включает:

Реализацию запланированных мероприятий, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

Реализация:

Целенаправленная деятельность осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми. Проведение тематической образовательной деятельности 2 раза в месяц (1 и 3 неделя, с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

План по реализации краеведческого воспитания

детей подготовительного к школе возраста

Задачи образовательной работы с детьми 6-7 лет:

1. Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала : природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.

2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.

3. Учить выделять выразительные средства произведений уральскогоустного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).

совершенствовать исполнительские умения.

развивать творческие способности, чувство юмора.

воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.

4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала : гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

5. Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию в смешанной группе 5-7 лет через следующие виды деятельности.

Ознакомление с окружающим Творческая деятельность Работа вне занятии

Сентябрь

-Беседа о городе Челябинск-

рассматривание альбома «Мой родной

город»

Тематическая выставка детских рисунков «Родной край»

Чтение сказки А. С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и се-

ми богатырях», р/н. сказки «Со-

ловей - разбойник»

Октябрь

-Рассказ о русских богатырях Алёше

Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье

Муромце.

-Беседа по картине В. Васнецова

«богатыри»

НОД «День народного единства»

Совместное с родителями интегрированное занятие

Изготовление богатырского шлема на

занятиях по ручному труду.

(оригами)

Изготовление богатырского шлема на

занятиях по ручному труду.

(оригами)

Ноябрь

Развлечение «День Матери»

Формирование семейных ценностей, любви к матери.

Экскурсия в областной краеведческий музей по программе «В гостях у Марьюшки»

Рисование на тему «Я здесь родился» Рассматривание фотоальбома «Я живу на Урале» Изготовление с детьми русской избы и башкирской юрты.

Декабрь

НОД художественно-эстетическое развитие «Русские матрешки», НОД «Городецкая роспись»

Экскурсия в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12. г. Челябинск (Знакомство с библиотекой, с писателями Южного Урала)

Приобщать детей к национально-культурным традициям. Познакомить с историей возникновения матрешки.

Рассматривание картинок по заданной теме Матрешки, Городец, Хохлома.

Январь

-Оформление с детьми газеты «Мой

папа - защитник Отечества»

НОД «Башкирская юрта» Закрашивание шаблонов по военной

технике (танки, самолёты, корабли)

Познакомить детей с особенностями башкир.

Конструирование военной

технике из конструкторского

набора «ЛЕГО»

Февраль

-Участие в тематическом

развлечении посвящённом Дню

защитника Отечества. -Беседа о

защитниках Отечества с просмотром

альбомов и слайдов.

Комплексное занятие, посвящённое

Дня защитника Отечества

(ознакомление с окружающим и

конструирование (оригами)

Концерт, посвящённый Дню

защитника Отечества.

Оформление выставки рисунков

«Наша Армия родная»

Постройка снежной крепости на

участке.

Изготовление подарков мужчинам.

Настольно - печатная игра «Тан-

кисты»

Март

-Разучивание пословиц, поговорок о

доблести и любви к Родине

Посещение мастер класса в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12 «Народная кукла»

Ознакомление детей с народной игрушкой как видом народного декоративно прикладного искусства

Слушание военных маршей.

С/p игра «Моряки»

Чтение рассказа «Честное слово»

Апрель

НОД познавательное развитие «Легенды Южного Урала»

Систематиировать и приобщить знание детей о южном Урале, как о родном крае.

Рассматривание картин о родном крае

Май

Экскурсия в сад Победы

Фото-отчёт «Окна Победы»

Создать торжественную праздничную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик ребёнка к празднику от подготовки к празднику.

Специально организованная развивающая среда по краеведению в детском саду соответствует определенным требованиям: хорошая освещенность в дневное и вечернее время уголков по краеведению; целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в уголке патриотического воспитания, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в библиотеки.

В группе создаются условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).

Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города».

В нашем детском саду есть Мини-музей он размещен на третьем этаже детского сада. Куда они вместе с воспитателем могут прийти в течении дня, знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности. Экспонаты музея собраны по крупицам, а также созданы руками воспитателями детского сада. Материал в мини-музее используется на занятиях и в повседневной жизни. В музее размещены вещи, использовавшиеся когда то в быту русского народа.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети имели возможность получить новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

Аналитический этап

Исходя из цели проекта «Наш дом – Южный Урал» все мероприятия воспитательно-образовательной работы были направлены на то, чтобы заложить начала духовной культуры и основу патриотических чувств посредством введения ребенка в мир культуры и быта основных этнических групп, проживающих на Южном Урале. В работе ходе работы над проектом, были разработаны и систематизированы:

-методический инструментарий развивающей работы в рамках тематического планирования «Наш край – Урал»;

-перспективный план воспитательно-образовательной работы по реализации проекта;

-конспекты занятий и экскурссий по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом народов Урала, оформлена презентация «Народы Урала»;

-цикл экскурсий и бесед по содержанию просмотра мультфильмов по мотивам народных сказок из серии «Гора Самоцветов», рассматривания иллюстраций в соответствии с тематикой бесед (жилище, народный костюм, национальная кухня);

-картотека фольклора, игр народов Южного Урала

-консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;

-оформлены авторские выставки родителей, выставки детских работ.

-определен комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса по теме проекта;

Основными критериями результативности являются:

• Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории народов Урала :

o задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как);

o знает различные источники информации;

o владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;

o обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;

o стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.

• желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;

• умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему творчества народов, населяющих Урал (русского, татарского, башкирского).

Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).

• Проявляет интерес к культуре национальностей, проживающих на Урале.

• Знает и умеет играть в народные игры (русские, татарские, башкирские).

• Умеет рассказывать сказки уральских народов, а также использует другие фольклорные формы (потешки, заклички) в речевой деятельности.

• Узнает героев народного фольклора, произведений изобразительного искусства.

• Принимает осмысленное участие в народных праздниках, бытующих на Урале. Знает название народных праздников, некоторые традиции, как «культурные события» жизни народов Урала.

• Имеет представление о национальной одежде и обуви, об особенностях кухни разных уральских народов.

• Имеет представление о национальных жилищах; старинных предметах быта и их назначении.

• Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

Заключение.

Наше время по праву называют временем этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своих этнокультурных корней. В современном мире каждый человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности людей других национальностей. Еще раз, подчеркивая актуальность проблемы нашего проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала» отмечаем, что обращение к теме проектирования обусловлена социальным заказом общества, необходимостью всестороннего осмысления идеи этнокультурной компетенции подрастающего поколения разными социальными институтами. А затем наиболее полной реализации этнокультурного образования через разные виды специфически детской деятельности в дошкольных учреждениях. Одной из причин обращения к проблемам этнокультурного образования ( в триединстве задач: для педагогов, для родителей и наших воспитанников) явился межнациональный состав нашей группы. При организации нашей проектной деятельности мы руководствовались тем положением, что, воспитание и образование в демократическом обществе наиболее эффективно позволяет реализовать содержание регионального компонента дошкольного образования на принципах народной педагогики – этнопедагогики. Анализ проведенной воспитательно-образовательной работы по формированию национально-региональных и общечеловеческих ценностей в рамках нашего проекта, показал важность формирования этнокультурной компетенции детей, начиная с первой ступени формирования личности будущих россиян – дошкольного детства

Публикации по теме:

Анализ учебно-воспитательной работы в смешанной разновозрастной группе Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год по смешанной разновозрастной группеГДО МОКУ «Олекминская СОШ». (предлагаю.

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Фотоотчет с выставки «Спасибо, Урал!»Фотоотчет с выставки «Спасибо, Урал!» Во время Великой Отечественной войны Русский музей передал на хранение Челябинской картинной галерее более ста произведений живописи. Мои.

Фотоотчёт по аппликации в смешанной технике «Нарциссы» в средней группеФотоотчёт по аппликации в смешанной технике «Нарциссы» в средней группе Распустились ранние нарциссы, Желтые, как выводок цыплят. И хотя нарциссы не актрисы, Но кокетливы и чуть капризны, И на мир богемно так.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Урал. Челябинск»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Урал. Челябинск» Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические задачи: дать начальные.

Фотоотчет «Летний конкурс чтецов в старшей (смешанной) группе»Фотоотчет «Летний конкурс чтецов в старшей (смешанной) группе» Лето, ах, лето! Лето красное будь со мной и громче пой! Вот под таким девизом, на днях, у нас в саду прошел конкур чтецов на летнюю тематику.

Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс»Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс» Всем добрый вечер! Предлагаю вам мастер класс по изготовлению макета "Северный и Южный полюс". У меня подготовительная группа, пришло.

Огород на окне проектная деятельность в смешанной группе.Огород на окне проектная деятельность в смешанной группе. тип проекта: исследовательский. Вид проекта: краткосрочный (февраль 2016 г. - март 2016 г., групповой. Участники проекта: дети смешанной.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Конспект утренней гимнастики в младшей смешанной группеКонспект утренней гимнастики в младшей смешанной группе Задачи. Учить детей выполнять упражнения с воздушными шарами, держа их за хвостик и 2мя руками. Учить детей ходить по кочкам и прыгать на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наш дом — Южный Урал» в смешанной группе
Опубликовано: 6 июля 2020 в 22:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД