Ирина Новинская
Проект «Наш край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Однажды папа одного из наших воспитанников предложил воспитателю: "Анжела Викторовна, давайте по выходным будем ходить с детьми по музеям и другим достопримечательным местам нашего города. Заодно родители со своими детьми познакомятся!". Конечно, это была шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Много ли родители, особенно отцы, знают о жизни и интересах своих детей? И можно ли семью, в которой папа с утра до вечера на работе, назвать полноценной?
Публикация «Проект „Наш край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Решили попробовать - понравилось, и эти походы стали постоянными. Тут, как говориться, мы поймали двух зайцев: кругозор взрослых и детей расширили, познакомили их с достопримечательностями родного края и сблизили взрослых и детей в совместном деле.
Трудно переоценить вклад педагогов детей старшего возраста Трифоновой А. В., Садохо Н. П. в работу по гражданско-патриотическому воспитанию даже, казалось бы, в ущерб своим выходным. У каждого педагога нашего детского сада есть личные причины претворять в жизнь эту жизненно важную стратегию. Для Новинской И. В. отец и свёкор - участники ВОВ, настоящие труженики, люди, достойной жизни, являются поддержкой и вдохновителями в воспитании детей, вверенных ей на попечение. В профессиональной деятельности Трифоновой А. В., Садохо Н. П. устойчиво выработалась педагогика деятельности. Они не столько руководители, сколько помощники и соратники, сопровождающие рост и развитие детей и берущие ответственность за их будущее. План их работы, я бы сказала совместного движения с детьми и родителями, сориентирован не только на информационное образование, интерес, а больше на формирование центра человеческой личности: идеалов и ценностей, живого опыта и чувства. Когда заходишь в группу к этим воспитателям, видишь, что они организуют среду не по принципу комфорта для выработки у детей благообразного поведения, а для соединения в общем деле. Когда они беседуют с детьми, проводят тематические уроки, рисуют, делают поделки, царит атмосфера доброжелательности, душевного комфорта, ясности, дружбы, взаимопомощи и доброты. Работать с ними не просто, потому что они в постоянном движении, понимая, что у ребёнка есть способность и жажда к учению. Он закрепляет навык, теряет интерес и готов к следующему шагу. И топтаться на месте некогда! У наших коллег Разумовой С. В. и Острянской И. Н. путеводной звездой является идея, что с человеком остаётся только то, что он отдаёт. Они отдают частичку души, учат дружбе, оздоравливают взаимоотношения в семьях. Плата за это: детская радость и гордость за свои семьи и слова благодарности от родителей.
Все мы, педагоги, дольше всех сохраняем молодость и красоту и нас везде узнают по искреннему и открытому сердцу, оптимизму и блеску в глазах. Это дети учат нас каждый день удивляться новизне жизни, находить причины для радости, а это гораздо сложнее, чем найти их для печали. Люди очень любят себя, им всегда чего-то не хватает и потому они страдают. А педагоги счастливые люди. И это счастье они заслужили, отдавая и создавая!
Поговорим о причинах, по которым педагогический состав нашего детского сада считает необходимым прививать чувство патриотизма детям уже с раннего возраста. Сейчас любовь к Родине немодная тема. Вкладывать деньги в развитие своей страны непрестижно. Дети обеспеченных родителей учатся за границей. Они уже по сути эмигранты. Наше образование, кстати, не самое худшее, тоже непрестижно. И вообще сейчас дети не очень понимают, что учиться - это базовая ценность, форма служение Родине. Система ценностей сменилась. Мы растили и воспитали не творцов, а квалифицированных потребителей, подчиняющих свою жизнь достижению успеха, комфорта и богатства. Не потерять бы своих детей. Они не уверены в будущем, разобщены. А тут ещё реформа школьного образования, предлагающая давать базовое образование до 14 лет. Но ведь способность усваивать мировоззренческие предметы у подростка развивается в более зрелом возрасте (15-17 лет, когда накапливаемся ассоциативный материал для мыслей, дающий ему способность формировать свою точку зрения на мир, выражать себя. Фундамент этого закладывается уже в дошкольном возрасте.
Гражданско-патриотическое воспитание - долгосрочный проект. Его цель: воспитание достойных граждан родного города, страны, патриотов своего Отечества. Задачи: прививать детям и их родителям чувство любви к родному краю на основе знаний о его истории, достопримечательностях, природе, знаменитых людях и их труде; развивать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины. Патриотическое воспитание основывается на осмыслении исторических фактов своей малой Родины, прижившегося соборного, на знаниях глубоких, сильных традиций, служения и подвигов известных людей города, которыми любой человек вдохновляется на личные труды.
В ребёнке изначально заложен оптимизм. Откуда он? Это жизнь предоставляет ему множество возможностей, а педагоги, родители открывают окно в жизнь и учат эти возможности видеть и использовать, следовать примеру того образа, который прижился в сердце. Мы часто говорим о подвиге, что значит движение, развитие. Это понятие непосредственно связано с гражданско-патриотическим воспитанием и его можно перевести в реальную жизнь. Честно выполняй своё дело, будь хорошим сыном, дочерью, учеником, врачом, поваром. Для этого иногда надо смирять свою гордыню, укрощать эгоизм, уметь отречься от чего-то личного. В любом деле надо быть профессионалом. Обнаружь в себе дарование, развивай его и служи ему, а не только самоутверждайся и зарабатывай.
У ребёнка надо воспитать идеалы, то есть образ должного, который освещает жизненный путь, говорить о высших смыслах и средой создавать возможность выбора из главного, а не между "сникерсом" и "чупа-чупсом". И всё начинается с просветительской работы с семьями, потому что взрослые воспитывают своим примером. А они слишком прагматичны и часто "подрезают" мечты своих детей, не всегда умеют и не успевают объяснить и показать ребёнку, что есть хорошего в мире, твоей стране, городе, в другом человеке, за что надо любить мир и что в нем делать. Плохо они умеют говорить о чувствах к Родине. Им некогда разыскивать глубокое, высокое. Все их силы направлены на потребление, питание, а не на воспитание. Сама приставка "вос" в слове "воспитание" означает восхищение, восхождение, развитие. Кроме того, если взрослые ослабляют своё внимание на детей, если сами не имеют и в детях не могут сформировать жизненно важные принципы, то они будут руководствоваться или чем-то случайным, нахватанным или навязанным телевизионной рекламой, которая одурачивает, и интернетом. Вывод такой: чем более интересной и насыщений будет жизнь в детском саду и семье, чем больше будет ребёнок загружен делом, тем больше возможности отодвинуть вредно воздействующие факторы.
Мы говорим: "Надо любить малую Родину!". Но чтобы её любить, надо знать и быть к ней сопричастными. Вот мы и начали свои поездки с экскурсии в Мытищинский историко-художественный музей, где взрослые и дети познакомились с историей родного края, с его прошлым. На постоянной экспозиции в семи залах музея были представлены археологические находки, фотоархивы об архитектурных памятниках и о людях, с ними связанных. Детям рассказали о возникновении Мытищ, о строительстве первого самотёчного водопровода. Также участники экскурсии узнали о смелости и отваге мытищинцев, участвовавших в ВОВ. При рассказе о художественных ценностях мытищинского района экскурсовод обратил внимание на федоскинскую лаковую миниатюру и жостовский подноса, на творчество поэтов Дмитрия Кедрина, Николая Гумилева, художника Виктора Попкова.
Покидая музей, все были преисполнены уважения к Мытищинском краю, появилось желание узнавать и познавать его дальше. Из этой экскурсии напрямую вытекает посещение жостовской фабрики декоративной росписи - известного центра русского народного искусства с двухвековой историей.
Каким же уважением проникаешься к мастерам: их терпению, неспешность, твердости руки. Сердце замирает от восхищения при виде красоты и изящества их работ!
Участие в мастер-классе по самостоятельной росписи подносов позволило каждому создать свой маленький "шедевр", ощутить на себе, изнутри, как непроста и, в тоже время, как важна техника "мазка" при создании Жостовского подноса.
Особого внимания заслуживает посещение центра возрождения народной культуры "Петрушкина слобода". Тут дети познакомились с традициями народного быта, творчества. Их окружала атмосфера сказок, былин, преданий русского народа; они почувствовали национальный колорит, стали участниками живых спектаклей, по желанию могли попробовать себя в качестве мастеров по плетению из лозы, бересты, лепки из глины, резьбы по дереву.
Что ещё было очень ценным для участвующих в мастер-классах? Непосредственный опыт созидания красоты, когда мы сами являемся творцами, художниками. Отсюда, из творчества, вырастает любовь к Родине, семье; и все сферы человеческой жизни, в том числе и жизнь семьи наполняются смыслом, радостью. А это и есть счастье!
Очень значимым для детей и взрослых было посещение музея охраны природы и биостанции "Лосиный остров", учитывая, что 2017 год был объявлен президентом страны годом экологии. Такого многообразия животных, птиц, насекомых, земноводных не предполагали не только дети, но и родители. Культурно-просветительская работа, проведённая в этот день с детьми, затрагивала такие аспекты охраны окружающей среды как сохранение животных, занесённых в Красную Книгу; умение распознавать различных птиц, зверей, насекомых, бабочек; способность и умение видеть прекрасное в живой природе. Путешествие в заповедник - это погружение в естественную среду обитания диких животных, которое учит определённому поведению, своеобразному этикету - ведь мы были в гостях.
Наблюдение за повадками и поведением животных, возможность их покормить принесли не столько удовольствие и развлечение, сколько преподали очень важный урок.
Природа нужна нам как источник бодрости. В нас живет стремление все познать и исследовать и одновременно жажда тайны, желание, чтобы все оставалось непознанным. Природой невозможно пресытиться. Нам необходимы её бодрящие зрелища неисчерпаемой силы и титанической мощи. Мы видим силы, превосходящие наши собственные, и понимаем, если её не уважать, не беречь, она может отомстить. Природа богата жизнью, естественными звуками и красками, которые учат нас целомудрию - развитию чувств в необходимом и формирует эмоциональную систему человека - его чувствилище. Природа ничего нам не навязывает, просто являет себя и развивает навык замечать хорошее, красивое вокруг себя. Мы обратили внимание, что возвращаемся с прогулок на природе вдохновлёнными, бодрыми, с осознанием смысла и полноты жизни, с зарожденным сочувствием, действенными ответственностью и заботой за сохранность и чистоту природы и благодарностью за то, что она даёт человеку.
После первых экскурсий воспитатели и дети стали увлечё нно делиться своими впечатлениями: выпустили стенгазету, сделали фотоколлажи, показали презентацию детям других групп. А воспитатели младших групп даже "позавидовали" : "Жаль, что мы маленькие! Мы тоже хотим с вами!".
И все же к акции "Лес Победы", посвящённой 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и проходившей 29 апреля 2017 года решили присоединиться и они. Мы, младшие и старшие дошкольники, их родители и педагоги, все вместе посадили часть будущего леса. Детям это запомнилось и они с гордостью рассказывали друзьям о проделанной работе.
Эта акция - возможность для детей в трудовой деятельности приобщиться к жизни города, в основе которой лежит желание сделать что-то полезное. Именно непосредственное личное участие учит понимать человека, что и как он делает, ответственно относиться к делу, беречь природу родного края, уважать труд других людей.
Иногда нам сами дети подсказывают, чем помочь городу в следующий раз. Когда мы поехали в автобусе в Пироговское лесничество, дети заметили как засорены обочины дорог, переживали по этому поводу и задавали вопросы. Тогда мы и решили вместе с первым теплом пойти в ближайшую лесопосадку собирать мусор. Там можно будет и потрудиться, и за природой понаблюдать, и природный материал для поделок собрать, и экологический пикник устроить, и в подвижные игры поиграть.
Логическим завершением экологического цикла по ознакомлению с природой родного края стало очень значимое для детей представление-спектакль в разрезе театра мод в рамках районного конкурса "Звёздный калейдоскоп", состоявшийся в апреле. Сюжет представления заключался в следующем: прилетевшие в гости на планету Земля инопланетяне знакомятся с населяющими её существами: насекомыми, птицами, морскими животными, растениями. В спектакле дети применили свои знания о внешнем виде животных, их повадках и среде обитания. Живой интерес у детей вызвало обсуждение: что нам понадобится для.? и дальнейшая совместная подготовка к спектаклю и коллективное изготовление костюмов и их элементов из бросовых материалов как в детском саду, так и дома вместе с родителями.
Важно было включение семей в процесс не как зрителей (пусть и благодарных, а как заинтересованных участников. После спектакля дети использовали костюмы в самостоятельной игровой деятельности.
Педагоги, дети и родители нашего детского сада гордятся своей многолетней дружбой с казаками. Мы устраиваем с ними совместные праздники, и атаман Мытищинского казачьего войска вручал воспитателям и специалистам почетные грамоты за вклад в дело привития любви к своему краю, гордости за все, что создано руками и разумом его жителей. 19 апреля 2017 года в городе Мытищи прошёл ежегодный фестиваль "Дружба народов". Юные артисты из танцевального коллектива "Казачата" МАДОУ под руководством инструктору по физкультуре и хореографа Острянской И. Н. подготовили танец "Раз, два - горе не беда". Зрители были в восторге и от души аплодировали.
Мы думаем, и многие с нами согласятся, что сейчас упал престиж армии. А раньше было позором не служить в армии, и девушки в сторону такого молодого человека даже не смотрели. В нашем детском саду ко Дню защитника Отечества прошёл совместный с родителями (папами, братьями) спортивный праздник "Рыцарский турнир" в группах старшего возраста. Были сшиты прекрасные костюмы, изготовлены атрибуты (щиты, гербы, флаги, мечи, шлемы).
Просто удивительно, какое творчество в этом деле проявили родители и дети, педагоги увидели, насколько они талантливы. Этот досуг явился ещё одним примером объединения родителей и детей в совместном деянии, умении получать радость от проявления своих лучших качеств: смелости, ловкости, выдержки, дружбы, умения объединяться, выдвигать достойных лидеров и следовать за ними. Гордость переполнила детей, когда они сами участвовали, наблюдали и болели за состязанием пап. "Это мой папа был самым быстрым в этом конкурсе!" - говорили они. Как вырос их авторитет в глазах детей!
И участие педагогов в воспитании культуры праздника трудно переоценить. Хочется отметить, что в таких праздниках неразделимы мужское начало "воин", "защитник", "подвиг" и женское начало "Родина", "мать", "любимая". У мужчин есть сила и мужество преобразовать мир, защитить родную землю, дом, семью, а жены - их вдохновительницы и музы.
Дети нашего детского сада знают точно, что занятия спортом и физкультурой - жил залог здоровья, силы, выносливости, командной дружбы и сплоченности и ещё одна из форм служения Родине. Благодаря занятиям физкультурой с Острянской И. Н. ребята неоднократно одерживали победы в спартакиадах, а также успешно сдавали нормы ГТО. В заключении мы хотим сказать. В жизни мы несём любовь под разными флагами. Это любовь - обладание, любовь - дружба, любовь - уважение, любовь к малой и большой Родине, городу, своему делу, близким. Не надо ставить перед собой невыполнимых задач. Будьте верными в малом. Читайте книгу с карандашом в руках, осмысливая её по-новому, ведите дневники, составляйте фотоальбомы и коллекции предметов, вместе с семьёй трудитесь и проводите праздники, создавайте костюмы и их элементы (необязательно богатые, а из подручных материалов, устраивайте спектакли, рассказывайте детям о своих предках, своих процессиях и увлечениях. Повзрослев, они найдут своё место в жизни, то, что их радует, привлекает, удивляет и возмущает, смогут сформулировать смысл своих переживаний, зафиксировать чувства. Это из них зародится творчество. А творческие люди сделают свою малую и большую Родину сильнее, красивее и богаче!