Лучший педагог года

Проект «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских пословиц»

Прасковья Иовлева
Проект «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских пословиц»

Краткая аннотация работы

Одними из наиболее интересным жанром в якутском народном творчестве являются чрезвычайно меткие и остроумные якутские пословицы. Якутские пословицы несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер, содержат представления народа о формировании личности, о физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании. Краткость и сжатость этого жанра народного творчества служит эффективным средством воспитания и запоминания детей старшего дошкольного возраста. Взгляды народа близки принципам современной теории педагогики.

Публикация «Проект „Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских пословиц“» размещена в разделах

Проблема: Вопрос нравственного развития, воспитания, совершенствования будущего поколения особенно актуально волнует общество в данное время, так как в стране назрел «нравственный кризис». Во всем мире стоит хаос, во многих странах войны, теракты. Жестокость и насилие можно увидеть каждый день, не только по телевизору, но вокруг себя.

Сегодняшние взрослые, родители детей отличаются нравственной неустойчивостью, все больше становятся нравственно «голодными». И всё это, конечно, отражается на детях.

И поэтому важнейшей задачей педагогической деятельности стоит привитие нравственных норм будущему человеку, гражданину.

Испокон веков наши предки придавали большое значение нравственному воспитанию детей. Они своим примером, трудом, опытом учили детей нормам жизни, хорошему поведению, уважительному отношению ко всему окружающему их. Лучшим примером для детей были бабушки, дедушки, отцы и матери. Но сегодня родители мало времени уделяют своим детям, семейным ценностям. Поэтому возникли проблемы в воспитании детей. Важную роль в нравственном развитии маленького человека играет то, где, с кем, с какими детьми он будет общаться.

Ребенок приходит в первый раз в детский сад в 3 года и с этого периода начинается его новая общественная жизнь. Теперь в его жизни кроме мамы появляется «воспитатель» и общество сверстников. Ребенок может сам выбирать с кем он будет дружить, общаться. Но важную роль все-таки играют родители и воспитатели. Дети стараются подражать, общаться с детьми, которых воспитатель больше хвалит, ставит примером для других. Грамотно руководя детьми, умело поощряя их положительные поступки, воспитатель может привить моральные нормы и правила поведения. А также правильно организуя работу с родителями способствует ответственному отношению большинства семей к нравственному воспитанию их детей.

«Воспитатель – ребенок – родитель» - это единое целое, все эти три направления должны работать вместе, только тогда ребенок будет нравственно здоровым, воспитанным человеком.

Важный вклад в изучение и собирание якутских пословиц внесли политические ссыльные Якутии :

- И. А. Худяков «Верхоянский сборник»;

- В. Л. Серошевский «Якуты»;

- С. В. Ястремский «Образцы народной литературы якутов»;

- Э. К. Пекарский «Словарь якутского языка».

Великому якутскому поэту-ученому – А. Е. Кулаковскому удалось собрать и записать важнейшие пословицы и поговорки, выражающие мудрость якутского народа, думы и чаяния широких масс, их меткий и глубокий афористический талант («Якутские пословицы и поговорки» (1945 г., «Научные труды» (1979 г., «Хо ооннор. Тылбаастар. с хо оонноро. Таабырыннар (2007 г.).

Один из первых фольклористов Сибири Н. В. Емельянов издал в 1962 г. “Якутские пословицы и поговорки”. Также многие другие ученые, писатели Якутии собирали и изучали якутские пословицы.

Введение

Как отмечают психологи, ребенок дошкольного возраста имеет три единые направления развития:

Первое направление – это здоровье ребенка. Если ребенок здоровый, то только тогда его нервная система будет правильно работать и ребенок будет физически здоровым.

Второе направление – это умственное развитие ребенка. Главной основой является речевое развитие. Это самое сложное направление. Например, ребенок в 3 года должен знать более 300 слов, в 5 лет должен говорить свободно, словарный запас должен быть богатым. Именно овладевая словарным запасом у ребенка сильно развиваются память, мышление.

И третье направление – нравственное развитие ребенка, которое является основным фундаментом этих двух направлений. Если ребенок физически и умственно развитый, то несомненно ребенок будет нравственно развитым. Но сегодня многие родители не понимают это, не уделяют ребенку время, не занимаются воспитанием, элементарно не общаются со своими детьми. Антон Семенович Макаренко отмечал: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, - 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы за которыми вы ухаживаете, были до пяти лет». Из этого следует, что до 5 лет, посещая детский сад, у ребенка закладываются основы нравственного воспитания.

Поэтому работаю с детьми и родителями по нравственному воспитанию, основываясь на этнопедагогику. И в этом пути помогают якутские народные пословицы, которые носят в себе мудрость народа, быт, культуру, обычаи, труд, нравственные богатства. Познакомившись с пословицами, с их смыслом ребенок начинает по другому смотреть на свои поступки, поведение, учиться отличать хорошее от плохого, развивается память, мышление, язык, обогащается словарный запас родного языка. Недаром говорят, «пословицы – мудрость народа, острословие» (ес хоьооно – ей-санаа сумэтэ, кылыс-батас тыла).

Цель:

- используя народную педагогику, посредством якутских пословиц, воспитание нравственных норм и правил поведения, дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма, патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- наблюдать за поведением, взаимоотношениями воспитанников группы;

- планировать годовую работу по нравственному воспитанию посредством якутских пословиц;

- обогатить знания, словарный запас, связную речь на основе якутских пословиц;

- организовать единое взаимодействие «воспитатель – ребенок – родитель» в воспитании нравственных знаний и навыков в повседневной жизни;

- организовать воспитательно - образовательную деятельность посредством якутских пословиц через словесные игры, постановки инсценировок, детско-родительские проекты, использование пословиц в режимных моментах.

Новизна работы заключается в том, что данная работа полностью соответствует целевым ориентирам ФГОС и основному его принципу, индивидуальному развитию каждого ребенка.

- социально-коммуникативное развитие ребенка посредством якутских пословиц направлено на установление норм и ценности, принятых в обществе, включая моральные нравственные ценности, эмоциональной отзывчивости, сопереживание неудачам и радоваться успехам других, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к окружающим;

- познавательное развитие – у ребенка развивается внимательность, память, мышление, расширяется кругозор;

- речевое развитие – учится понимать смысл устаревших якутских слов, тем самым обогащает словарный запас, связную речь, у него развивается общение и взаимодействие;

- художественно-эстетическое развитие - учится пользоваться художественными словами, воспринимать и понимать произведения словесного искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности;

- физическое развитие – у ребенка формируются навыки гигиены, ценности здорового образа жизни, овладевает элементарными нормами и правилами полезных привычек.

Гипотеза. Использование якутских пословиц будут эффективными в нравственном воспитании, если будут учтены следующее:

- проведение правильного наблюдения;

- ежедневное использование пословиц в режимных моментах и образовательно-воспитательной деятельности;

- совместная организация деятельности с родителями и грамотное приобщение родителей к работе;

- организовать совместную работу с детьми.

Как отмечают психологи, ребенок дошкольного возраста имеет три единые направления развития:

Первое направление – это здоровье ребенка. Если ребенок здоровый, то только тогда его нервная система будет правильно работать и ребенок будет физически здоровым.

Второе направление – это умственное развитие ребенка. Главной основой является речевое развитие. Это самое сложное направление. Например, ребенок в 3 года должен знать более 300 слов, в 5 лет должен говорить свободно, словарный запас должен быть богатым. Именно овладевая словарным запасом у ребенка сильно развиваются память, мышление.

И третье направление – нравственное развитие ребенка, которое является основным фундаментом этих двух направлений. Если ребенок физически и умственно развитый, то несомненно ребенок будет нравственно развитым. Но сегодня многие родители не понимают это, не уделяют ребенку время, не занимаются воспитанием, элементарно не общаются со своими детьми. Антон Семенович Макаренко отмечал: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, - 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы за которыми вы ухаживаете, были до пяти лет». Из этого следует, что до 5 лет, посещая детский сад, у ребенка закладываются основы нравственного воспитания.

Данная работа полностью соответствует целевым ориентирам ФГОС и основному его принципу, индивидуальному развитию каждого ребенка.

Использование якутских пословиц будут эффективными в нравственном воспитании, если будут учтены следующее:

- проведение правильного наблюдения;

- ежедневное использование пословиц в режимных моментах и образовательно-воспитательной деятельности;

- совместная организация деятельности с родителями и грамотное приобщение родителей к работе;

- организовать совместную работу с детьми.

Якутские пословицы распределены по темам, планируются по месяцам. В планировании указываются месяц, тема, ознакомление якутских пословиц, работа с родителями, глоссарий, итоговая работа. В конце каждого месяца родители с детьми создают свои проекты с использованием якутских пословиц, делают книги, альбомы, ставят инсценировки, что положительно сказывается на воспитании детей (см. прил. 1).

В ходе работы в начале и в конце года проводится диагностика методом наблюдения. Наблюдение проводится тремя видами: индивидуально, в малой группе, в большой группе (см. прил. 2). Анализ результатов диагностики данной работы показывает стабильную динамику. В основном показатели находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение якутских пословиц в педагогической практике положительно сказывается на результатах диагностики.

Таким образом, используя народную педагогику, посредством якутских пословиц, выявлены улучшения и эффективность в воспитании нравственных норм и правил поведения, дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма, патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы над данным проектом проведены работы :

- проведено наблюдение за поведением, взаимоотношениями воспитанников группы;

- запланирована годовая работа по нравственному воспитанию посредством якутских пословиц;

- обогащены знания, словарный запас, связная речь на основе якутских пословиц;

- организовано единое взаимодействие «воспитатель – ребенок – родитель» в воспитании нравственных знаний и навыков в повседневной жизни;

- организована воспитательно - образовательная деятельность посредством якутских пословиц через словесные игры, постановки инсценировок, детско-родительские проекты, использование пословиц в режимных моментах.

А также изучен и переработан большой познавательный материал о якутских пословицах.

В будущем планируется расширение темы проекта, используя якутские сказки, маленькие стишки. И включить 40% регионального компонента образовательной программы детского сада.

Приложение 1

с хо ооннорун ыйдарынан былааннаа ын

Темата с хо оонноро Т р пп ттэри кытта лэ Глоссарий Т м кт р лэ

К нн диагностика ыытыы (бала ан ыйа)

Бала ан ыйа

«Чэнчис буолуу ту унан с хо оонноро»

Сыала: ыраастык тутта сылдьыыга, бэйэни к р н гэ иитии

с хо ооннор ту унан бэсиэдэ

«Ыраастык суунуон – доруобай буолуон»,

«Ы ылла ас о оттон ый ытыыр»,

«Та ас харалтаны таптыыр», «Та ара табатын курдук та ныбыт, сир симэ ин курдук симэммит»

«Кирдээх сирэйдээх о оттон кун са ар»,

«Ына ы ы ыырдаабыкка дылы танныбыт» проект лэтин ту унан т р ппуккэ били иннэрии.

Бу ый устата о о билбит с хо ооннорун дьиэтигэр хатылаттарыы, куннээ и олоххо туттуу.

«Ыраастык суунуо – доруобай буолуо» с хо оонунан о ону кытта хо оон эбэтэр кэпсээн айыы, о о о уру уйдатыы. Харалта,

Ы ыырдаабыт, с хо ооннорунан пластилинынан панно о оруу (коллективнай лэ)

«Мин бэйэм суунабын» хо оону кэпсээ ин, слайдка хартыыналары к рд р, слайды к р н олорон, с пт х кэм э билэр с хо ооннорун туттуулара

Алтынньы ыйа

«т майгы ту унан с хо оонноро»

Сыала: с хо ооннорун ту унан били иннэрии, т майгыга иитии. «т ки и г с до ордоох», «Тимир тириитин кэппит»,

«А ал» диэтэххэ антах хайы ар, «мэ» диэтэххэ мичик гынар

«Ким до ордоох – ол дьоллоох», «Атас ту угар атах тостор»

«т санаалаах ки ини дьон с б л р», «Аччыгы а ат, то муту ириэр», «Ки иргээ ин кирсин быстаарай»,

«Хай анабын диэн хараа ыйа ын»,

«т майгы – к т р кынаты»,

«Тимир илиилээх, кыта ас ытыстаах» Бу ый устата о о билбит с хо ооннорун дьиэтигэр хатылаттарыы, к ннээ и олоххо туттуу.

Ый т м гэр о ону кытта «т майгы – к т р кынаты» с хо оонунан уру уй. т майгы ту унан с хо оонунан о ону кытта кэпсээн, остуоруйа эбэтэр хо оон айыы. Атас,

Кирси,

Хараа ыйа ын,

Кыта ас «т майгы – к т р кынаты» с хо оонунан уру уй

Амма Аччыгыйа «с то о» аа ыы. Тиэкси бы аарар с хо ооннору ырытыы

Сэтинньи ыйа

«Бэрээдэктээх буолуу ту унан с хо оонноро»

Сыала: бэрээдэктээх буоларга иитии. «Бэйэтин эрэ иннин к р нэр»,

«Саха саарбата, ки и кэрэмэ э»,

«Ы ылла ас о оттон ый ытыыр»,

«Харыйаны та нары соспукка дылы» Т р пп т о отун кытта бэрээдэктээх буолуу быраабылаларын суруйан а алаллар. О о быраабылалары кэпсиир. Саарба,

Кэрэмэс,

Бэрээдэктээх о о ту унан слайд к рд р. Кинигэлэри к р.

Ахсынньы ыйа

«Сымыйаччы киьи ту унан с хо ооннор»

Сыала: сымыйаччы, албын буолар куьа анын бы аарыы, кырдьыгы этэргэ, учугэйгэ иитии. «Уу» диэбитэ – хаар, «хаар» диэбитэ – уу», «арай хаарга ктэммитэ кырдьык», «сымыйаччы туо улаах», «элбэх тылтан элбэх сыы а тахсар», «этэ ин эт сиэн суо а, хобулаа ын хо уок сахар сиэ суо а», «албын киьи с к л ктээх дииллэр», «албын тыла м ттээ эр минньигэс», «кырдьык рд гэр сымыйа ыттыбат, арыы рд гэр уу дагдайбат». Т р пп ттэр о олорун кытта дьиэ э сымыйаччы о о ту унан кэпсээн айаллар. О о бэйэтин кэпсээнин ту унан бы ааран кэпсиир. О олор бары ырыталлар.

Туо у,

Хобулаан,

Хо уок,

Салы наах.

«Сымыйа - кырдьык» оонньуу.

О олор бэйэлэрэ чиэ инэй о о ту унан мэтээл о ороллор, киэргэтэллэр, кыайыылаах о олорго туттараллар.

Сыл ортото ыытыллар диагностиканы ыытыы (тохсунньу ый бастакы а ара)

Тохсунньу Хатылаа ын

Олунньу

«Улэ ит буолуу ту унан с хо оонноро»

Сыала: улэ э тапталы иитии, дьон лэтин сыаналыырга рэтии

«Отонноотоххо о оойук туолар», «К т мэх улэ к дь а албат», «Са ыл т т нэн, ки и лэтинэн сыаналанар»

«Быар куустан олордоххо, ас бэйэтэ кэлбэт», «Ким лэлиир, ол а ыыр»,

«Ки ини лэ киэргэтэр», «Сала ки иттэн хара тыа ма а ытыыр»,

«С рэхтээх ки и с г н буолбат», «Сылдьыбыт сыы ы булар, к рд б т кем булар»,

«Ас халлаантан т спэт» Бу ый устата о о билбит лэ ту унан с хо ооннорун дьиэтигэр хатылаттарыы, к ннээ и олоххо туттуу.

«Ки ини лэ киэргэтэр» с хо оонунан о о ук о оруу.

Т р пп т лэтин билсии. Т р пп т о отугар бэйэтин лэтин ту унан кэпсииригэр с хо ооннорун туттуута. О оойук,

К т мэх,

Быар куустан,

Сала ки и,

Сыыс «Мин т р пп ттэрим т б ктэрэ» с хо ооннорунан кэпсээн презентацията

Кулун тутар

«Т мс лээх буолуу ту унан с хо оонноро»

Сыала: т мс лээх буоларга иитии «Норуот к э – к м л к э», «Ойуурдаах куобах охтубат, дьонноох ки и тутайбат», «Уулаах балык быстыбат», «Кыра да к с улахан к дь с», «Бырааттыылартан э э да куттанар», «Ынах ма ыра ан, сылгы кистэ эн, ки и кэпсэтэн билсэр», «Суон дурда, халы хахха», «Аччыгы а атар, то муту ириэрэр, ыалдьыты маанылыыр», «С с с стэриттэн й н- йд н» Т р пп ттэр о олорун кытта аралдьыйыыга кыттаа ыннара К м л,

Уулаах балык,

К дь с,

Ма ыра ан, кистэ эн, дурда, хахха Хамсаныылаах оонньууларынан аралдьыйыы тэрийии

Муус устар ыйа

«Тулалыыр эйгэ э, туттар малга харыстабыллаах сы ыан ту унан с хо ооннор»

Сыала: тулалыыр эйгэ э, туттар малга харыстабыллаах буолууга иитии «Ки и – айыл а о ото, айыл а – киьи сор ото»

«Т р б т айыл а ын хара ын харатын курдук харыстаа»

«Айыл а а ку а аны о орума – бэйэ эр т нн р кэлэрин умнума»,

«о о оонньууртан салгыбат», «харыстанньан буолуу – хай аллаах дьыала», «харыстаабатахха онноо ор тимир дьэбиннирэр», «альдатар д б н, о орор уустук» О ону кытта айыл а ту унан с хо ооннорунан кэпсээн, остуоруйа эбэтэр хо оон айыы, о о о

Хара ы харата,

Салгыбат,

Харыстанньан,

Дьэбиннирэр,

Д б н,

Уустук. «Сахам сирин айыл ата» видео материалы к р

Ыам ыйа

«Куобах дьиэтэ» остуоруйа

Сыала: с хо ооннорун хатылаа ын

«Бодорустахха эрэ, бодо биллэр, кэргэннэстэххэ эрэ, кэмэлдьи биллэр»,

«Сытар ына ы туруорбат»,

«Суон дурда, халы хахха»,

«Отонноотоххо эрэ о оойук туолар»,

«С рэхтээх ки и с г н буолбат»,

«Эт мэйиитинэн толкуйдаан», «сэттэтэ кээмэйдээн»,

«Сатабыллаах са ыл са алаах»,

«Са арыа иннинэ санаан к р»,

«Аччыгы а атар, то муту ириэрэр»,

«Тимир тириитин кэтэр»,

«Тыала суохха мас хамсаабат», «Уйабар уу киирдэ» Т р пп ттэр о олорго инсценировка тылларын рэтиилэрэ, к ст мнэрин о оруулара Бодору ар,

Кэмэлдьи,

Дурда,

Хахха,

О оойук,

«Куобах дьиэтэ» остуоруйаны к рд р. Т м ккэ о олор бу остуоруйа а ханнык с хо ооннорун туттубуттарын этэллэр, то о туттубуттарын бы аараллар.

Т м кт р диагностиканы ыытыы (бэс ыйа)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских пословиц»
Опубликовано: 1 октября 2023 в 15:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД