Рамиля Жерикова
Проект «Общаемся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Публикация «Проект „Общаемся, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Дошкольник, не умеющий играть, не сможет содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, не принимается или из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Чтобы избежать неумения ребенка общаться с окружающими необходимо создать условия, которые будут способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие эмоциональной среды и коммуникативных навыков общения детей через игровую деятельность для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- изучить педагогическую структуру по проблеме общения в игре.
- осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
- организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
- осуществлять индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.
- обогатить предметно-пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
ТИП ПРОЕКТА : педагогический, коммуникативный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети старшей группы и воспитатель, родители воспитанников.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- положительная динамика коммуникативных умений и навыков общения детей через игровую деятельность для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.
- опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- выбор темы и разработка педагогического проекта по проблеме общения через игру.
-разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.
-организация развивающей среды.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
-подборка материала и проведение диагностики (наблюдения).
-разработка методических рекомендаций по совершенствованию различных форм общения через игровую деятельность.
Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей шестого года жизни.
-активизация родителей для проведения игровых вечеров.
-проведение консультаций для родителей.
3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ
-подведение итогов работы с детьми (наблюдение).
-изготовление фотоальбома «Я общительный».
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Система состоит из четырех блоков:
1) Коррекционно-развивающие занятия
2) Коммуникативные игры и упражнения
3) Метод принятия роли
4) Моделирование проблемных ситуаций
Коммуникативная компетентность подразумевает развитие у дошкольников следующие умения:
-умение принимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нем.
-умение получать необходимую информацию в общении.
-умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-умение вести простой диалог со сверстниками и взрослым.
-умение спокойно отстаивать свое мнение.
-умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
I БЛОК: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Цель: создание благоприятного климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в осознании детей и использование их в практической жизни.
Темы: «В стране эмоций», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы».
II БЛОК: КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ.
Игровые пятиминутки
(рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)
Цель: развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.
Темы: «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Холодно-горячо, право-лево», «Горная тропинка», «Глаза», «Замри», «Обыграй превращения», «Звери на болоте», «Как тебя зовут?», «Я не должен», «Менялки», «Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Сундучок», «Объясни Незнайке», «Задуманное действие», «Что на что похоже?», «Художник слова», «Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек», «Сказка на изнанку», «Собери чемодан», «О чем я сказала», «Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок».
Интерактивные игры
(игры на взаимодействие)
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
Темы: «Доброе животное», «Паровозик», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождь», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала».
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Оживший игрушку».
Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватного поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации.
Темы: «Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Собака-поводырь», «Не поделили игрушку», «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».
Этюды с содержанием конфликтной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы».
III БЛОК: МЕТОД ПРИНЯТИЯ РОЛИ
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма.
Цель: приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого, на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
ВАРИАНТЫ ИГР:
«Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т. д.
Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».
Самостоятельные игры.
Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».
Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная шапочка и серый волк»,
«Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон»,
«Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».
Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры смешинки», «В гостях у Кощея Бессмертного», «В гости Василисе Премудрой», «В гостях у Бабы-Яги».
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера:
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце, скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».
IV БЛОК: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
Цель: формировать у детей компетентность в общении, способности находить адекватные способы решения конфликтов.
Методы: - анализ поведения сказочных героев
- просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
- обсуждение ситуаций из жизни группы
- проблемная ситуация, созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т. д.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ДЕТИ
№ Содержание работы Задачи Сроки
1. Входная диагностика (наблюдение) развития коммуникативных навыков Наблюдение сформированности
Коммуникативных навыков. Сентябрь
2. Методика Рукавичка Умение договариваться, достигать общий результат. Сентябрь
3. Коррекционно-развивающие мероприятия Развитие коммуникативной и личностной сферы, формирование навыков сотрудничества между детьми, формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоций дошкольников. Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраля
4. «Играем вместе»
1. Коммуникативные игры.
2. Творческие игры.
3. Моделирование проблемных ситуаций. Развитие коммуникативных навыков через игру. 1 раз в неделю
Сентябрь –
Май
5. Итоговое наблюдение уровня развития коммуникативных навыков Наблюдение сформированности коммуникативных навыков. Май
РОДИТЕЛИ
1. Поделки
«Подарю подарок другу»
Фотоальбом «Я общительный» Оптимизация детско-родительских отношений через совместную деятельность. Декабрь
Январь
2. Вечер «Коммуникативных игр» Оптимизация детско-родительских отношений через игровую деятельность. Февраль
3. Мини-библиотека Повышение родительской компетенции в сфере развития детского общения. Март
4. Консультации в информационные уголки:
1. Играть не вредно или игротерапия для детей
2. Чему способствуют игры детей?
3. Какие игрушки необходимы детям?
Повышение уровня знаний родителей по данной теме.
Дать родителям знания, какие игры нужны детям в 5-6 лет.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
5. Диагностическая работа
Анкета «Тип темперамента моего ребенка» Умение адекватно оценивать состояние своего ребенка Ноябрь
6. Родительское собрание на тему:
«Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста» Повышение педагогической компетентности родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условии семьи. Ноябрь
Используемая литература:
1. Урунтаева Г. А. Афонькина Методика «Рукавичка».
2. Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.
3. Степанова Г. Б. Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).
4. Музыкальная палитра №2-2007г.
5. Арцишевская И. Л. «Современные пятилетние детей: особенности игры и развития и психического развития».
6. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.
7. Семенака С. И. «Уроки добра».
8. Щипицина Л. М. «Азбука общения».
9. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
10. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций».
11. Зедгенидзе В. Я «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
12. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».
13. Панфилова М. А. «Игротерапия общения».
14. Рылеева Е. В. «Вместе веселее».
15. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить».