Валентина Викторовна
Проект «Огород на окне» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, исследовательский, игровой.
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители, воспитатель.
Время реализации проекта : март – апрель 2020 года.
Тема: «Посадка лука»
Актуальность:
Публикация «Проект „Огород на окне“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно- исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель: обобщить и расширить знания дошкольников, о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о культурных растениях;
- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- Продолжать знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, помидор, укроп, салат);
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление);
Развивающие:
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Формировать осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.
Задачи создания развивающей речевой среды:
- Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов;
- Совершенствовать диалогическую монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель»;
- Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
Предполагаемый результат:
• Дети познакомятся с культурными растениями.
• Дети научатся различать некоторые виды растений, узнают особенности их строения;
• В результате практической и опытнической деятельности дети получат необходимые знания об условиях роста растений;
• Приобретут навыки ведения наблюдений и умения делать простейшие выводы;
• У детей появится интерес к выращиванию растений;
• Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности с детьми;
• Примут участие в конкурсе ДОУ «Огород на окне»
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребёнка;
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
4. Анкетирование родителей.
Анкета для родителей
1. Есть ли у Вас огород, дача?
2. Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
3. Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
4. Привлекаете ли Вы ребёнка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?
5. Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребёнка?
6. Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребёнка в оказании помощи?
7. Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализацию
Обеспечение проекта :
Материально – техническое: контейнеры разных размеров, земля, луковицы, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Учебно-методическое: методическая литература, иллюстративный материал, наглядные пособия, дидактические игры.
Планирование мероприятий по реализации проекта :
1 этап - подготовительный (1 неделя)
В группе детского сада разбили огород на подоконнике.
Изготовили таблицы - указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, экологические сказки, загадки об овощах.
2 этап: исследовательский (5 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.
Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
Результаты экспериментов фиксировали на фото.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, экологические сказки, загадки.
Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, игры, беседы.
3 этап: заключительный.
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Провели сюжетно-ролевые игры: «На даче», «Овощной магазин», «Мышки в огороде», обыгрывание сказки «Репка».
Настольно-печатные игры: ««Вершки и корешки», «Четвертый лишний»,
Лото «Что растет на огороде», «Волшебный мешочек» : «Угадай название овощей; «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»
Подвижные игры: «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».
План реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Сбор художественной литературы: поговорки, стихи, экологические сказки, загадки об овощах.
2. Беседы с родителями на тему: «Участвуем в проекте : «огород на подоконнике». 3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
4. Разбивка огорода на подоконнике.
5. Изготовление табличек – указателей с названиями растений.
Исследовательский этап:
1. Рассматривание семян (укропа, петрушки, посадка семян и лука.
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
3. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
4. Проведение дидактических игр: «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».
5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнивать их по цвету, форме, размеру, вкусу).
7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
8. Проведение игры: «Мышки в огороде».
Практическая деятельность:
Посадка лука. Вызвать интерес к выращиванию лука.
Опыт – наблюдение за ростом лука. Учить детей замечать изменения, которые происходят у подрастающих луковиц, зерна.
Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
Выращивание рассады (горох, лук, укроп, салат, помидор). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Заключительная часть:
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Проведение игры «Волшебный мешочек: «Угадай название овощей».
Итог: Обработав результаты анкетирования, мы выяснили, что 80% родителей наших воспитанников имеют дачные участки, а в посадке и выращивание овощей и зелени ребёнка привлекают 60 % опрошенных родителей. У других 50-ти %, ребёнок является сторонним наблюдателем. По некотором ответам родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.
Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, укроп, горох, помидор, салат. Тем самым, у детей вырастет интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их, делать первые выводы.
Список литературы
1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду/под ред. З. А. Михайловой. - Спб, 1997
2. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А. К. Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М. ; Просвещение, 1991. С. 90-121
3. О. А. Воронкевич, Добро пожаловать в экологию» : Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О. А. Воронкевич – Спб: Детство – ПРЕСС, 2003. - 336 с.
4. О. Ф. Горбатенко, Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008.286 с.
Анализ течения результатов анкетирования родителей по проекту
“Огорд на окне”.
Пояснительная записка.
Обработав результаты анкетирования, мы выяснили, что 80% родителей наших воспитанников имеют дачные участки, а в посадке и выращивание овощей и зелени ребёнка привлекают 60 % опрошенных родителей. У других 40-ти %, ребёнок является сторонним наблюдателем. По некотором ответам родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.
80% семей имеют дачные участки
20% не имеют дачные участки
60% семей привлекают детей к выращиванию овощей.
40% семей не привлекают детей к выращиванию овощей
Итог: Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, укроп, горох, помидор, салат. Тем самым, у детей вырастет интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их, делать первые выводы.