Елена Дьяченко
Проект «Огород у пруда»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Вид проекта : познавательно – практический, долгосрочный
Публикация «Проект „Огород у пруда“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Продолжительность проекта : апрель – октябрь 2022 года
Участники проекта : воспитатель Дьяченко Е. Л. и дети группы №4 Северодвинского дома ребёнка.
Актуальность темы проекта : так как наши дети являются городскими жителями, воспитываются в условиях дома ребёнка, они не имеют представления о том, как выращиваются культурные растения. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, можно осуществлять, выращивая различные овощные и цветочные культуры из семян и луковиц на клумбах, грядках, в парниках. Кроме этого, огород (цветник) и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у малышей. Это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь малышам найти ответы на эти вопросы.
Проектная идея : создать на территории дома ребёнка цветник и огород. Установить парник для кабачков и патиссонов. Украсить цветник красивыми гипсовыми фигурками людей и домашних птиц, самодельными домиками, фигурками насекомых, соорудить на участке импровизированный пруд и колодец. Посадить вместе с детьми семена кабачков, патиссонов, цветов. Вырастить рассаду, посадить её на клумбы и грядки, ухаживать в течение летнего периода. Посадить картошку, окучить её несколько раз, поливать, выкопать, увидев результаты своего труда. Сделать проект сотворчеством воспитателя и детей, радоваться красоте и пользе выращиваемых растений и результатам своего труда.
Цель проекта : расширение представлений детей об окружающем мире, выращивании культурных растений через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность, вовлечение детей в практическую деятельность посредством совместного создания огорода и цветника на территории дома ребёнка.
Программные задачи:
Обучающие:
- формировать у детей понятие взаимосвязи «природа – человек» : люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- формировать представления детей о растениях (цветах, деревьях, кустарниках, овощных культурах, как живых организмах и условиях, необходимых для их роста и развития (наличие света, тепла, влаги, почвы);
- дать представление о выращивании растений из семян, способствовать развитию умения различать растения и их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;
- формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний и осенний период в цветнике и огороде, приобщать детей к трудовой деятельности, учить ухаживать за растениями;
- учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретённые знания и навыки, знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом и цветником;
- знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
Развивающие:
- развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей;
- создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, закреплять различные приёмы лепки;
- способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, заботливое отношение к растениям, умение видеть их красоту;
- воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, умение радоваться результатам своего труда.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети:
Дети. Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Архангельской области картошке, кабачках, патиссонах, цветах (астры, бархатцы, календула, петуния, ромашки, лилии и другие). Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Формирование разносторонних знаний о растениях, умение различать некоторые виды растений, исследование опытным путем условий, необходимых для их роста и развития. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется цветок, плод.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Развитие умений вести наблюдения, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Педагог. Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
- Выбор темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта, постановка проблемы.
- Выбор сюжета, в котором будет оформлен участок.
- Приобретение парника, контейнеров, земли, удобрений, инвентаря, гипсовых фигурок для украшения участка, заборчика для клумб.
- Изготовление фигурок насекомых, импровизированного пруда, колодца.
- Сбор коллекции семян.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор иллюстраций, картинок, открыток, дидактических и подвижных игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оборудования.
- Подбор музыкального репертуара по теме.
Основной этап:
• Тематические беседы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что растёт на клумбе», «Все начинается с семечки», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями», «Из чего состоит растение», «Культурные растения и их польза», «Овощи и фрукты – полезные продукты». Ситуативный разговор «Условия необходимые для роста растений».
• Настольно – дидактические игры: «Подбери серединку к цветку», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Овощи – фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», «Инструменты садовника», «Лото», «Домино».
• Сюжетно – ролевые игры: «Поливаю огород», «Мы помощники», «Магазин».
• Трудовая деятельность: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать» (посадка семян на рассаду). Полив, рыхление и прополка растений. Пикировка рассады. «Подготовка грядок на огороде к посеву семян и рассады овощных культур». Высаживание рассады на клумбы, грядки, в парник. Уход за растениями. Посадка картошки, окучивание, выкапывание.
• Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток. Наблюдение за прополкой, рассказ, для чего она нужна. Рассматривание муляжей овощей и фруктов.
• Опыт: «На свету и в темноте», «Растение без полива», «Помещение семян кабачков во влажную среду с целью прорастания».
• Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, наблюдения за всходами растений.
• Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К. Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», Дж. Родари «Чиполлино». Сказки «Репка», «Пых», «Вершки и корешки», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» ,Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали». Загадки, поговорки об овощах и фруктах. Составление рассказа «Как я помогаю на огороде (цветнике)». Инсценировка сказки «Репка». Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы». Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла». Знакомство детей с пословицами: Лук с чесноком — родные братья. Без капусты щи не густы. Лук от семи недуг. Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет.
• Рисование: «Загадки с грядки», «Лук от всех недуг». Раскрашивание картинок
Лепка: «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
Аппликация: «Наша клумба», «Стручок гороха».
• Разучивание песен: «Есть у нас Огород».
Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник».
• П/ игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Съедобное, несъедобное», «Сад и огород». Физкультминутки: «Огород», «Горох».
• Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим»
Заключительный этап проекта :
- Продукт проекта : клумба с цветами и выращенные овощи: кабачки и картошка
Сравнительный анализ кабачка и картофеля.
1. Рассматривание картофеля: строение, форма, цвет, величина листьев и корнеплода. Какая картошка на ощупь, на вкус, какая снаружи, внутри? Где и как растёт?
2. Рассматривание кабачка: строение, форма, цвет, величина листьев и овоща. Какой кабачок на ощупь, на вкус, какой снаружи, внутри? Где и как растёт?
3. Вывод: у этих растений разное строение, форма, величина. Они разные на вкус. У картошки в пищу употребляется – клубень, который растёт в земле, а кабачок созревает на поверхности земли. Сначала из семечка появляется росток, потом вырастают большие листья, цветы. Когда цветы отцветают, появляются завязи кабачков, которые с каждым днём увеличиваются в размерах и вырастают большие кабачки.
- Создание книжки " Жизненный цикл растений".
- Сбор урожая, семян цветов.
- Выставка детских работ.
- Презентация проекта "Огород и цветник на нашем участке"
По реализации проекта"Огород у пруда"
были получены следующие результаты:
- На территории дома ребёнка был создан цветник и огород, украшенный гипсовыми фигурками, самодельными фигурками насекомых, домиками, импровизированным прудом и колодцем.
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили знания по созданию условий, необходимых для выращивания овощей и цветов.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними. Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.
Литература
- Андреевская Е. Г. «Формирование целостной картины мира в процессе
проектной деятельности дошкольников», Москва. Паганель 2016г
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада» А. К. Бондаренко – 2-е изд., дор. – М. : Просвещение, 1991.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду». – М. : Мир растений, 2005
- Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
- Николаева С. Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа» С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М: Гном и Д., 2005.
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
- Соломенникова О. С. «Ознакомление с природой в детском саду». – М. : Мозаика Синтез, 2010