Лучший педагог года

Проект «Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО»

Юлия Монш
Проект «Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО»

[b] Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО[/b]

Проект

Исполнитель:

Монш Юлия Николаевна,

воспитатель

МАДОУ №33

Содержание

Введение …3

1. Актуальность проекта …5

2. Этапы реализации проекта …. 9

3. Системная паутинка по проекту «Классическая музыка в детском саду». 10

4. План работы по реализации проекта. …. 11

Заключение …. …12

Публикация «Проект „Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО“» размещена в разделах

Литература …. 14

Приложения …15

Введение

ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа ДОО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса.

Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Стандартом допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда привлекаются парциальные программы, например, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной и др. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

1. Актуальность проекта

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Тема «Классическая музыка»обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Классическая музыкаполностью отвечает этому требованию: развивает музыкальное восприятие, воображение, обогащает речь детей; знакомит детей с музыкальными инструментами, композиторами-классиками; развивает представления детей о связи музыкальныхи речевых интонаций (опера, о близости средств выражения речи и музыки; дает возможность сравнивать произведения по характеру, жанру; помогает различать смену настроений в музыке. ; развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальнойтеатральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники, педагоги.

Вид проекта : творческий.

Длительность: долгосрочный (1 год).

Образовательная область:«Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Социализация».

Цель проекта

Формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальныхспособностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

Задачи проектной деятельности :

- Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальныхпроизведений разных эпох; познакомить с жизнью и творчеством композиторов - классиков.

- Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта.

- Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классическихпроизведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

-Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами.

- Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.

Предполагаемые результаты

Дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнится новыми словами.

Дети смогут самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции; находить яркие тембровые краски и воспроизводить музыку с помощью детских музыкальных инструментов; различать на слух и давать название музыкальных произведений, автора музыки.

Дети определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Материалы и оборудование: музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.

Основные формы реализации проекта

1. Моделирование и проектирование работы по теме «Классическая музыка» : наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный игровые занятия по слушанию музыки.

2. Интегрированные занятия.

3. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки».

4. Работа с литературой.

5. Музыкальные гостиные.

6. Музыкальные викторины.

7. Релаксационные паузы.

2. Этапы реализации проекта

1этап.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :

- Обсуждение целей и задач проекта.

- Распределение материала на блоки, составление плана работы.

- Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.

- Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап.

1. Планирование работы с детьми и воспитателями.

2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим темам.

3. Пропаганда знаний о влиянии классической музыкина развитие ребёнка для воспитателей.

3 этап:

1. Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

2. Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду».

3. Системная паутинка по проекту «Классическая музыка в детском саду».

4. План работы по реализации проекта

Сентябрь. «М. И. Глинка – основоположник русской музыки» - музыкальнаягостиная для старшей и подготовительной групп.

Октябрь. Цикл тематических занятий по системе Д. Кабалевского для подготовительной группы «Три кита».

Ноябрь. «Картинки с выставки»М. П. Мусоргского – знакомство с творчеством.

Беседа на тему «Жизненный и творческий путь М. П. Мусоргского».

Декабрь. «Беседа о музыкальных инструментах»О. П. Радынова.

Январь. «Беседа о музыкальных инструментах №2»О. П. Радыновой.

Консультация для воспитателей: «Слушание классической музыкив разные режимные моменты».

Февраль. «Сказка в музыке Н. А. Римского-Корсакова»- цикл занятий «Три чуда города Леденца», старшая и подготовительная группы.

Познакомить педагогическийколлектив с жизнью и творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.

Март. «Детский альбом» П. И. Чайковского – музыкальная гостиная (для старшей и подготовительной групп)

Познакомить педагогическийколлектив с жизнью и творчеством П. И. Чайковского.

Апрель. «Моцарт – сама музыка»- беседа о жизни и творчестве композитора (подготовительная группа).

«Универсальный гений» - познакомить педагогическийколлектив с жизнью и творчеством Композитора В. А. Моцарта.

Июнь. Слушание музыкальной игры – сказки «Дюймовочка»(по сказке Х. К. Андерсена). Сценарий и подбор музыкального сопровождения О. П. Радыновой.

Заключение

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами- музыкантами, музыкаспособствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыкеснижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкойположительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

Ученые, педагоги- музыканты отмечают, что музыкальноевосприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки. На начальном этапе вхождения в музыкуважен эмоциональный отклик, интуитивное чувствование музыки ребенком.

Поэтому, в репертуар для слушания необходимо включать для детей сложные инструментальные сочинения и не бояться, что дети такую музыку не воспримут; не ограничиваться кругом вокальных сочинений, якобы доступным детям ввиду присутствия текста.

Целью проекта «Классическая музыка в детском саду»является формирование началмузыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальныхспособностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь, активный словарь пополнится новыми словами. Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Музыкальный язык - волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов– не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Список литературы

Ветлугина, Н. А. : Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с. Ветлугина Н. А. : Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.

Зимина А. Н. : Основы музыкальноговоспитания и развития детей младшего возраста – М., 2006.- с. 127.

Радынова О. П. :Музыкальное воспитание дошкольников : пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Колледжей, М., - 2001, - с. 223.

Метлов Н. А. :Музыка – детям. – М., 1985. – с. 142.

Новикова Г. П. :Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – с. 119.

Праслова Г. А. : Теория и методика музыкальногообразования детей дошкольного возраста СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Радынова О. П. :Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.

Радынова О. П. :Музыкальноевоспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.

Радынова О. П. : Слушаем музыку. - М., 1990. - 152 с.

Публикации по теме:

Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры «Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к миру искусства Мы можем смотреть прекрасную картину, любоваться статуей, восхищаться гениальным творением зодчего. Но конечная цель общения с произведениями.

Коллективное музицирование как один из методов приобщения детей к музыке в ДОУ Коллективное музицирование, как один из методов приобщения детей к музыке в детском саду. Не открою секрета, если скажу, что музыкальные.

Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Проблема приобщения старших дошкольников.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа Доклад к VII ежегодной межрайонной конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях муниципальной системы образования:.

Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИОсобенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИ Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки «Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки» Золотарева Надежда Михайловна музыкальный.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. Театрализованная деятельность является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 11:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД