МААМ-картинки

Проект «Открытый детский сад — открытые родители»

Наталья Худякова
Проект «Открытый детский сад — открытые родители»

Тип проекта : социальный, практико-ориентированный.

Участники: педагоги, специалисты, дети и родители ДОУ № 269.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 - май 2019 г.

Актуальность:

В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем - социальном. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и тесное сотрудничество с родителями.

Публикация «Проект „Открытый детский сад — открытые родители“» размещена в разделах

«Взаимодействие ДОУ и семьи» - это согласованная деятельность по достижению совместных образовательных целей и результатов, по решению участниками (педагогами, родителями) значимой для них проблемы развития и социализации ребенка дошкольного возраста.

Такое взаимодействие подразумевает освоение позиции сотрудничества, которая характеризуется принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы действий; рациональным распределением функции и ролей с учетом субъективных потребностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности; готовностью каждого оказать помощь и желанием обратиться за помощью.

Необходимо признаться себе, что без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов, которые заявлены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования. Как, и с другой стороны, невозможно представить развитие и приобщение детей к социокультурным нормам и традициям общества без качественной психолого-педагогической поддержки со стороны педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное

взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

В-пятых, быстро изменяющийся мир, меняются запросы современных родителей и требования к организации образовательного процесса. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье, направленный на поддержку родителей, совместную деятельность и формирование адаптивных качеств у всех участников образовательного процесса.

Проблема современного родителя :

Объективные факторы:

- сокращение времени общения и совместной деятельности;

- абсолютизация материальной функции семьи;

- кризис семейного образа жизни;

- исчезновение трехпоколенных семей;

- минимизация родственно-родительских связей;

- социальный страх (страх «плохой компании», опасностей, подстерегающих ребенка в социуме).

Субъективные факторы:

- усиленное развитие института профессионального воспитания;

- стереотип моделей общения родителей и учреждения (субъект-

объектное);

- наличие негативного опыта воспитания, вынесенного из родительской семьи;

- отсутствие уверенности в своих воспитательских умениях, в своих силах и возможностях.

- отсутствие мотивации на активное участие в жизни ДОУ.

Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивая целостное развитие личности дошкольника и формирование его адаптивных качеств.

Задачи:

Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установления доверительных отношений через становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи и использование новых нетрадиционных форм работы.

Расширить сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, формируя у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.

Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями для создания условий, способствующих развитию способностей, склонностей, расширению кругозора и интересов каждого ребенка.

Обеспечить диссеминацию лучшего опыта семейного воспитания.

Повысить профессиональный уровень педагога через использование инновационных форм взаимодействия с родителями.

Сформировать адаптивные качества у всех участников образовательного процесса, через использование современных форм взаимодействия.

Ресурсы обеспечения проекта :

Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 269», годовым планом и планом реализации проекта.

Информационные:

- научно-методическая, художественная литература;

- средства массовой информации;

- ресурс Интернета.

Кадровое обеспечение:

- администрация ДОУ;

- воспитатели;

- музыкальный руководитель;

- инструктор по физической культуре;

- педагог – психолог;

- логопед

Финансовое обеспечение:

- бюджет Учреждения;

- благотворительные средства родителей.

Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийный проектор,

- экран,

- ноутбук,

- музыкальный центр.

Этапы и сроки реализации проекта

Наименование этапов и мероприятий

Сроки выполнения Участники проекта

Этап I Организационный

Цель: создание условий для осуществления педагогической деятельности в рамках реализации проекта по взаимодействию ДОУ с родителями с использованием инновационных форм.

Действия:

1. Изучение особенностей семьи и ее социального запроса.

2. Создание проектной группы по разработке и реализации проекта «Открытый детский сад – открытые родители»

3. Изучение теоретических и практических материалов, исследований по теме взаимодействия с семьей.

4. Разработка перспективных планов (подпроектов) мероприятий с родителями в группах.

5. Создание банка методических рекомендаций для педагогов по взаимодействию с родителями

Формы работы: тестирование, анкетирование, анализ, наблюдение, диалог.

Планируемый результат:

Проект и его реализация

• План работы группы

• Перспективные планы мероприятий с родителями в группах (с использованием инновационных форм)

• Банк методических рекомендаций для педагогов по взаимодействию с родителями

Июль – сентябрь 2015 года Педагоги, родители

Этап II Практический

Цель: Формировать адаптивные качества родителей, способствующие активной родительской позиции с учетом современной образовательной ситуации.

Действия:

1. Изучение особенностей и запросов семьей вновь поступивших в ДОУ детей.

2. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

3. Формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей.

4. Семинар-практикум по использованию инновационных форм работы с родителями

5. Отрытые мероприятия с родителями для молодых специалистов

6. Реализация планов работы с родителями в группах и ДОУ

7. Обобщение опыта на итоговом педсовете

Формы работы с родителями :

«Единый родительский день» - 1 раз в 2 месяца

«Вопрос-ответ» - консультационный центр Сайта ДОУ

«Личный кабинет дошкольника» - подготовительные к школе группы

Родительская конференция «Я выбираю успех!»

• КОП для родителей оздоровительной направленности

• КОП «Вместе» - проводят родители

• Тренинги со специалистами

Планируемый промежуточный результат:

Родители активные участники образовательного процесса ДОУ

• Повышение компетентности педагогов по использованию инновационных форм взаимодействия с семьей

• Обобщен опыт работы

2015 - 2016 учебный год

Педагоги, родители, дети, специалисты (психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, педиатр, музыкальный работник)

Действия:

1. Изучение особенностей и запросов семьей вновь поступивших в ДОУ детей

2. Корректировка и реализация планов

3. Обобщение и трансляция опыта

Формы работы с родителями :

• ИКТ-газета «Территория – 269»

• Фестиваль талантов

• Конференция для родителей «Дайте детству наиграться»

• Школа «Азбука общения»

• Тренинги со специалистами по адаптивным качествам

Планируемый промежуточный результат:

• Банк обобщенного опыта семейного воспитания по теме «Играем вместе»

• Трансляция опыта на педсовете, сайте ДОУ, МО

2016 - 2017 учебный год

Педагоги, родители

Действия:

1. Изучение особенностей и запросов семьей вновь поступивших в ДОУ детей

2. Корректировка и реализация планов

3. Обобщение и трансляция опыта

Формы работы:

• Конференция для родителей «Дайте детству наиграться»

• Педсовет в форме круглого стола

• Школа «Азбука общения»

• Тренинги со специалистами по адаптивным качествам

• Конкурс «Семья года»

2017 - 2018 учебный год Педагоги, родители, дети, специалисты (психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, педиатр, музыкальный работник)

Этап III Обобщающий

Цель: обобщение и трансляция результатов реализации проекта.

Действия:

1. Проанализировать результаты деятельности проектной группы и реализации проекта

2. Обобщить полученные материалы в форме методического комплекта к проекту.

3. Презентация результата работы

Формы работы: опрос, анкета, анализ, презентация.

Планируемый результат:

• У родителей сформированы адаптивные качества и активная родительская позиция.

• Трансляция опыта на образовательных сайтах, ярмарке, межрегиональном сборнике Июнь- август 2019 г Педагоги, специалисты (психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, педиатр, музыкальный работник

Критерии оценки результативности:

• включенность и заинтересованность родителей в деятельности ДОУ;

• уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми;

• повышение уровня педагогической грамотности родителей;

• установление тесного сотрудничества родителей с педагогами ДОУ;

• расширение сфер участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Планируемые результаты:

• Дети

- чувствуют поддержку и защищенность со стороны родителей

• Педагоги

- используют инновационные, эффективные формы в работе с родителями;

- повысили свой профессиональный уровень, способствующий развитию адаптивных качеств ребенка и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности.

Родители

- активные участники образовательного процесса,

(субъекты образовательного процесса)

- повысился уровень их педагогической грамотности.

Публикации по теме:

Открытые НОД — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ В конце февраля начале мартав Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» с. Рязаново прошли открытые НОД.

Открытые образовательные технологии. Творческая мастерская «Замок дружбы» для детей 5–7 летОткрытые образовательные технологии. Творческая мастерская «Замок дружбы» для детей 5–7 лет Творческая мастерская «ЗАМОК ДРУЖБЫ» (возраст 5-7 лет) Разработана воспитателем Ивановой А. И. Алгоритм мастерской: Индукция – самоконструкция.

Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка».Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка». Тип проекта: творческо-продуктивный (оформление в виде праздника). Срок реализации проекта: 1неделя. Участники проекта: дети младшей группы,.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Проект «Мои родители-железнодорожники» Проект \\\"Мои родители железнодорожники\\\" МБДОУ \\\"Саянский детский сад \\\"Волшебный град\\\" Разработали:Федорова В. В - воспитатель.

Проект «Открытый космос»Проект «Открытый космос» Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей.

Проект по ПДД «Светофор» (совместно дети первой младшей группы и родители) Проект по ПДД «Светофор» Руководитель проекта: Александрова Н. С. Тема: «Светофор» Цели: • Обобщать знания детей о светофоре. • Развивать.

Проект «Развиваемся вместе: детский сад, родители и я» Проект «Развиваемся вместе - детский сад, родители и я». Актуальной во все времена является проблема взаимодействия детского сада и семьи.

Проект в подготовительной группе «Семейный альбом — мои родители первоклассники»Проект в подготовительной группе «Семейный альбом — мои родители первоклассники» Проект Семейный альбом: «Мои родители – первоклассники» Тип проекта: Информационно - познавательно – творческий. Вид проекта: групповой.

Эффективны ли такие методы работы с родителями, как День открытых дверей, открытые занятия (выступление по обмену опытом) В работе дошкольных учреждений используются различные средства наглядной пропаганды. Весьма эффективными, получившие последнее время широкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Открытый детский сад — открытые родители»
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 11:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД