Елена Владимировна Коновалова
Проект парциальной образовательной программы «Родничок»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
(СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Смыслом воспитания в современном обществе является взращивание человека свободного и творческого, способного самоопределяться и само-реализовываться и в сфере профессиональной деятельности, и (что более важно) в рамках общечеловеческих ценностей. Под ценностями понимаются «человеческие смыслы», общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запечатленные в образе человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия направленных на становление духовности» [2, с. 5]. Духовность человека определяется наличием духовных, интеллектуальных интересов, запросов, идеалов. Духовность означает связь с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью. Духовность общества включает в себя такие сферы как нравственность, искусство, религия и дру-гие формы общественного сознания.
Публикация «Проект парциальной образовательной программы „Родничок“» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание является одной из ведущих задач дошкольного образования. Объективный аспект духовно-нравственного воспитания – это процесс организации совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей по становлению их нравственно-позитивной активности. В дошкольном возрасте закладываются основы системы духовно- нравственных ценностей, определяющей отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируется позитивное отношение к себе и к окружающим, явлениям и объектам природы, рукотворному миру и искусству. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о семейной иерархии, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Парциальная программа дошкольного образования «Родничок» (далее Программа) является светской, имеет интегрированный характер, основана на материалах, отражающих региональные особенности (история и культура родного села, его традиции).
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе исследования культурно-исторического и природного наследия родного края.
Задачи:
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию и природе родного края, окружающим людям.
2. Развивать познавательную активность детей старшего дошколь-ного возраста в процессе изучения объектов культуры, истории и природы родного края.
3. Формировать представление о традициях родного села в различные исторические периоды.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
Основополагающими подходами, осуществляемыми в процессе реализации программы являются :
1) культурно-исторический подход (осмысление культуры на различ-ных исторических этапах (как общей, так и национальной, способствует сохранению общечеловеческих и национальных культурных корней, оказывает влияние на формирование современной культуры);
2) системно-деятельностный подход (реализация потребности в прак-тической деятельности, направленной на запланированный результат, достижение цели и оценка как результата, так и процесса деятельности; деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка).
Содержание программы основано на следующих принципах:
1) принцип народности и культуросообразности - введение детей в культуру народностей и сословий, населяющих село;
2) принцип связанности детской деятельности с жизнью села (семьи) – изучение культуры и истории села посредством обращения к «жизни знаменитых людей» села;
3) принцип эстетизации развивающей среды и участия детей в преобразовании действительности – активное участие детей в организации и проведении традиционных праздников (разработка сценариев, дизайнерская деятельность, художественно-музыкальная деятельность, бытовая деятельность (красота и гармония в быту).
1.4 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, на которых рассчитана Программа
Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире. Стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка в значительной мере обусловлено его опытом в игровой деятельности, в которой особенно высок интерес к взаимоотношениям людей, правилам поведения в обществе.
И в игровом общении, и в других специфических видах деятельности детей осуществляется обмен информацией, возникает функция планирова-ния, происходит разделение и координация ролевых функций, т. е. формируются аспекты, позволяющие выполнять совместную деятельность, формирующие детское сообщество. Общение для старшего дошкольника имеет самостоятельную ценность, это вид деятельности, который отражает стремление ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстниками. Потребность в дружеских отношениях старших дошкольников очень высока, расширяется круг общения детей, возрастает устойчивость игровых объединений, возрастает сопричастность старших дошкольников к жизни группы.
В результате усвоения норм и правил поведения, у детей формируются этические мерки, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям.
Старшие дошкольники чрезвычайно чувствительны к особенностям взаимодействия со взрослыми: им уже недостаточно просто внимания взрослых и сотрудничества с ними, они стремятся к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает оценивать свои личные нравственные качества и осознавать, дифференцировать эмоцио-нальные состояния. На протяжении дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Ребенок старшего дошкольного возраста способен осознать себя и свое положение среди взрослых и сверстников, отношение окружающих к себе. Его оценочные суждения становятся более полными, детализированными, развернутыми. К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции – понимание ребенком разного отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников [3, с. 169].
1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста Программы
Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:
1) в навыках внеситуативно-личностного общения детей со взрос-лыми и сверстниками;
2) в умении создавать короткие монологи, отражающие его интерес к истории и культуре родного села;
3) в устойчивом интересе и потребности в исследовании родного края;
4) в потребности и навыках вовлечения в исследовательскую, дизай-нерскую и др. деятельности сверстников, членов семьи;
5) в навыках «считывания» эмоционального состояния собеседника, сочувствия и сопереживания, сорадования;
6) в ценностном отношении ребенка к объектам исследования, гордости за принадлежность к людям, событиям родного села.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Содержание примерной основной образовательной программы «Из детства в отрочество» не предполагает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с особенностями малой родины. Между тем, именно на материале, который доступен ребенку для созерцания, исследования, обсуждения со сверстниками и взрослыми возможно сформировать духовно-нравственные ценности. Содержание парциальной программы разработано в контексте инвариантной части основной образовательной программы, но на культурно-историческом и природном наследии родного края (села).
Разнообразие видов деятельности по исследованию, преобразованию, охране наследия родного села позволяет формировать ценностные ориентиры: любовь к природе, гордость за историю родного села, интерес к людям которые прославляют, охраняют, приумножают богатство села.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
Изучение в процессе наблюдения и анализ уровня развития духовно-нравственных качеств ребенка. Заполнение карты наблюдения.
«Генеологические древа», отражающие несколько поколений семьи
Устный журнал: «Наше счастливое детство» содержащий материалы интервью.
План - Макет «Мечты» отображающий будущее села глазами детей
Создание фотоальбома «Растительный и животный мир в пойме реки Урал»
Обозначение на карте Ташлинского района мест объектов природного и историко-культурного наследия (Белогорский остров, «Тещин язык»,урочище «Красная гора»,верблюд-камень
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
Модуль 1. «Родная земля любовь и жизнь моя»
1.1 «Мое село» 30 мин Символика родного села : совместная дея-тельность детей и педагога (беседа о назва-нии села, географическом положении, герб, гимн).
Макет «Проект моей мечты» : коллективное взаимодействие детей и родителей в малых подгруппах (по изготовлению макета «Проект моей мечты»)
Экскурсионная деятельность: Мемориал погиб-шим воинам-ташлинцам.
Коммуникативная деятельность: беседа о назва-нии села, географическом положении и атрибутах
Чтение художественной литературы: Стихотво-рение Г. Ладонщиков «Родная земля».
Продуктивная деятельность детей изготовление проекта мечты (будущее села глазами детей)
1.2 «Я и 7-я» 30 мин Семейное древо: совместная деятельность детей и родителей (сбор информации и соз-дание «генеологического древа») Дизайнерская деятельность в семье - создание «генеологического древа»
Коммуникативная деятельность в группе - пред-ставление «генеологического древа» ребенком в группе
1.3 «Счастливое детство» 30мин Детский устный журнал: совместная дея-тельность детей, педагогов и родителей по организации «Устного журнала» на тему «Мой второй дом» в группе (интервьирова-ние, запись интервью, оформление интервью в рамках детской передачи).
Социально-коммуникативная деятельность:
по организации «Устного журнала» - уточните – это какие-то «радиопередачи?», на какие темы?
Игровая деятельность: ролевое взаимодействие (дети в роли корреспондента, посетителей групп, родители в роли операторов, воспитатель в роли режиссера)
Модуль2 Древние археологические памятники
2. 1 Медно-каменный век 30 мин Виртуальная обзорная экскурсия: Экспози-ция: Медные орудия бронзового века у села Болдырева, Серебряная чаша из захоронения
Шумаевского могильника, Сарматское захо-ронение в катокомбе.
Экскурсионная деятельность: слайдовая презента ция (медные черенковые ножи, каменный молот, наконечник медного копья)
Коммуникативная деятельность: беседа: понятие «археология», истории медно-каменного века
2.2 Железный век 30 мин
Виртуальная обзорная экскур-сия:Экспозиция; «Золотой мар» ( захоронения останков с сопроводительным инвертарем: железное долото, тесло оправленное в мед-ную колодку
Рисование по мотивам экскурсии разных предметов железного века Экскурсионная деятельность: слайдовая презен-тация (Золотой мар или Пугачевский курган,- воспитатель сопровождает показ экспозиций рас-сказом об археологических экспонатах
«изобразительная деятельность по мотивам экс-курсии
2.3 Эпоха бронзового века 30 мин Виртуальная экскурсия
Экскурсионная деятельность: слайдовая презента-ция
Коммуникативная деятельность Беседа «Изобре-тение колеса» (колесо- достижение древних циви-лизаций)
Модуль 3. «Природа – это наши корни, начало нашей жизни».
3.1 Пойма реки Урала»
30мин Взаимодействие детей и родителей в семье: по сбору информации о растительности, жи-вотном мире пойма реки Урала
Групповая деятельность: работа с Красной книгой Оренбуржья по исследованию со-хранности популяции.
Познавательно-исследовательская деятельность :изучение состояния природы поймы реки Урал в реальной действительности (фотосъемка)
коммуникативная деятельность: обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.
-диалоги- «о животных«»;
Продуктивная деятельность: Создание фотоаль-бома «Растительность и животный мир в пойме р. Урал»
3. 2 Рыбная фауна 30 мин Виртуальная экскурсия Знакомство рыбной фауной:редкие виды рыб (пять видов осетро-вых-стерлядь, белуга, севрюга); малоизвест-ные в других районах (чехонь,берш, серуш-ка,
.особенно многочисленны (сом,лещ,судак)
По подгруппам: Рисование по мотивам экс-курсии разных видов рыбы Экскурсионная деятельность:слайдовая презента-ция ( ознакомление с редкими видами рыб: осетро-вые и малоизвестные в других районах: чехонь, берш, сельдь-черноспинка,
Многочисленны: сом, лещ, судак
Художественно-творческая деятельность: рисова-ние по мотивам экскурсии.
3.3 Любимые места отдыха
30 мин Виртуальная обзорная экскурсия по местам природного и историко-культурного насле-дия (Имангуловский камень,он же Святой камень, Красная гора,плес Урала у Белогор-ского яра- одно из самых живописных мест района
Экскурсионная деятельность: слайдовая презен-тация по объектами природного и историко-культурного наследия Ташлинского района
Продуктивная деятельность обозначение на карте мест объектов (природного истотико-культурного наследия (Белогорский остров «тещин язык», ,урочище Красная гора, верблюд-камень)
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Родная земля -любовь и жизнь моя»
Тема «Моё село»
Содержание темы
История и географическое расположение села Ташла. Символика (гимн, герб). Героические жители села (Герои Советского Союза В. М. Довженко и Социалистического Труда А. А. Веретин, И. П. Варакин).
Культурные объекты села (фото материалы)
Формы, способы, метод.
Коллективная деятельность детей направлена на познание.
Экскурсия: (Мемориал погибшим воинам – ташлинцам)
Методы:
1. Метод включения детей в содержание образовательной деятельности (демонстрация фото материалов). Метод под-держки инициативы (исследовательская, метод и приемы мотивации (диалог);методы и приемы обучению целепологанию (рассматривание объектов, диалог, беседа)
Сравнительный метод: «современное» и «старое село» (по фотоматериалам)
Средства образования и развития
Зрительный ряд: фото материалы «старое село», «современное село», фото материалы культурных объектов села, аудиозапись гимна села, макет герба.
Литературный ряд: стихотворение В Г. Ладонщиков «Родная земля».
Материалы и оборудование: конструктор пластилин, карандаши.
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми (сбор фотоматериала культурных объектов села)
Взаимодействие детей с другими детьми
Виды деятельности детей
Познавательно – исследовательская деятельность,
Экскурсионная деятельность,
Коммуникативная деятельность
Художественно-творческая деятельность.
Конструирование
Продукт
План – проект мечты «Будущее села»
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация При-меча-ние
1. Доминирующая образовательная об-ласть Познавательная деятельность
2. Вид деятельности детей Социально-коммуникативная
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Мое село»
2. Методы и приемы реализации содер-жания занятия Словесный (беседа, рассказ детей, чтение); наглядный ( демонстрация: культурных объектов села по фотографиям)
Сравнительный метод («старое» и «новое» село)
3. Интеграция образовательных об-ластей Социально-коммуникативная, познавательная.
4. Возрастная группа: Подготовительная группа
5. Цель: Продолжать знакомить детей с культурными и историческими ценностя-ми села.
6. Задачи:
6.1 Обучающие Закрепить знания детей о символиках села, его особенностях, достопри-мечательностях и культурно-исторических ценностях
6.2 Воспитательные Воспитывать духовно-нравственные чувства, любви к родному селу через интерес к историческим ценностям Малой Родины.
6.3 Развивающие Развивать познавательную активность, наблюдательность детей в процес-се более глубокого изучения истории и достопримечательностей своего села.
7. Планируемые результаты:
7.1 Эмоционально отзывчив, наблюдателен в процессе исследования достопри-мечательностей родного села, делится впечатлениями со сверстниками и взрослыми
7.2 Способен самостоятельно выбрать объект для его исследования по плану, предложенному педагогом и предоставить слушателям интересную информа-цию по результатам исследования объекта
7.3 Стремится к преобразованию действительности, принимает активное участи в акциях, способен взаимодействовать со сверстниками в малой подгруппе, в паре в трудовой и художественно-творческой деятельности
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельно-сти) Карта Ташлинского района, фотоматериалы с видами «новой» и «старой» Ташлы, атлас Ташлинского района, демонстративный материал по теме «Символика села», аудио запись Гимна села, материал для самостоятельной работы (конструктор, пластилин, карандаши, «волчок» с направлениями к объектам деятельности
9 Подготовка к образовательной дея-тельности на занятии в режимные моменты Экскурсия к Мемориалу, установленному погибшим воинам-ташлинцам
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть - Ребята посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным на-строением.
Как велика моя земля.
Как широки просторы!
Озера, реки и поля.
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
.Когда в одном краю весна
В другом – снега и вьюга.
1.1
Введение в тему (создание про-блемной ситуации) Видео: Здравствуйте, дети! Я – Старик – Краевед и услышал в музее, ку-да вы приходили, что вы изучайте историю своего села и я открыть вам секреты, но для этого вам надо отправиться в путешествие. А поможет вам в этом волшебный «волчок», он укажет вам направления.
1.2 Мотивация деятельности детей - Готовы, отправиться в путешествие? – Давайте узнаем первое направ-ление
1.3 Целеполагание (с помощью педа-гога дети формулируют цель сво-ей деятельности или принимают цель педагога) - Как вы думайте, что это за фотографии (выставка «старое» и «новое» село) Правильно ребята вы очень внимательны, так выглядели улицы нашего села, когда ваши мамы и папы были еще девочками и мальчи-ками. Как вы думайте о чем пойдет речь на нашем занятии?
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретен-ных знаний -Почему наше село так назвали?
-Как называют жителей Ташлы?
-Что вы еще можете рассказать о нашей Малой Родине?
-На какой улице находится наш дет. сад?
-Молодцы! Много знаете о своем селе.
2.2 Добывание (сообщение и при-ятие) нового знания По словам старожилов село было очень маленькое, всего несколько дворов. Жители занимались земледелием и разведением скота
-Какая стала наша Ташла сейчас? (дети узнают по фотографиям культур-ных объектов)
- Посмотрим какое направление укажет «волчок»
-А это что за памятник? Где мы его видели (на экскурсии)
-Да, это Мемориал, установленный павшим воинам- ташлинцам, у под-ножия которого горит Вечный огонь.
-Что символизирует Вечный огонь?
-В честь какого героя названа главная улица села?
-В честь Героя Советского Союза В. М. Довженко
- Еще какие улицы названы именами героев? (Маликова, Веретина)
- Какие еще герои есть? (Герои Социалистического Труда Веретин, Вара-кин) – За какие заслуги даются такие звания?
-Этот памятник поставили, чтобы ташлинцы помнили тех, кому обязаны мирной счастливой жизнью, могли приходить и возлагать цветы к под-ножию Мемориала.
-А теперь поиграем (игра «Кто где живет?»)
-А стрелка указывает следующее направление
-Что это за предметы?
-Давайте послушаем произведение (аудио запись Гимна села)
Макет Герба
-Герб является символикой нашего села и означает дату рождения
Рассказ воспитателя о гербе
- И наша стрелка указывает на поле деятельности.
свое2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для села, когда вырастите. Ваши мечты можно осуществить сейчас став художниками, скульпторами, архитекторами и создать план-проект мечты.
(дети расходятся по интересам для выполнения работы)
III. Заключительная часть Ребята, вам понравилось путешествие по селу? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
3.1 Анализ и самоанализ деятельно-сти детей Сегодня вы показали отличные знания о своем селе, думаю, вы вырас-тите достойными гражданами своей страны.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Семейные экскурсии фото съемки, выставка рисунков.
4.2
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Воспитатель планирует, разрабатывает содержание краеведческой информации, организует деятельность родителей.
Музыкальный руководитель создает фонотеку для использования в
образовательном процессе (Гимн Ташлы аудиозапись
Музейный педагог представляет экспозиции по содержанию программы
Материально-техническое обеспечение Программы
современные средства ТСО:
видео-аудио-аппаратура
и. мультимедийный проектор,
экран,
телевизор,
музыкальный центр
микрофон
диктофон
Научно-методическое обеспечение Программы
1. Примерная основная образовательная программа Доронова Т. Н.
2. Образовательная программа Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад «Дарование» утвержденная педагогическим советом от 28 августа 2014 г. разработана на основе комплексной общеобразовательной программы «Из детство в отрочество»
3.«Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год.
4. Чебелев «Природные памятники Оренбуржья и ландшафт»
2.«Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год.
3.«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005
4.«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г. Н. Данилина, 2003 год.
5.«Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н. Ф. Андреева, 2005 год.
6.«Люби и знай родной край» Н. Н. Липнягова, Т. В. Лусихина, 2007 год.
7.«Ознакомление детей с им и социальной действительностью» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) Н. В. Алешина, 2005 год
8.«Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова,2008 год
9.«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, 2005 год
10.«Что может герб нам рассказать» Л. В. Логинова, 2008 год
11.«Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, 2008 год.
Время и сроки реализации Программы
В течении года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем
25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Дидактические и наглядные пособия:
• символика Оренбургской области и села Ташлы, глобус для самостоятельной работы по сравнению символов и уяснению их смысла.
• карты, атлас Оренбургской области, села
•атлас «Заповедники и заказники Оренбургской области»;
Фотоматериалы: природного и историко-культурного наследия; культурных объектов села
, фотоальбом «Моё село» («старое село», «современное село»)
• семейный альбом группы
Семейные фото с изображением любимых мест семейного отдыха
• фонотека : аудиозапись Гимна села
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация программы прилагается