МААМ-картинки

«Разноцветные монетки». Проект по финансовой грамотности в младшей группе

Москалева Елена Александровна
«Разноцветные монетки». Проект по финансовой грамотности в младшей группе

Введение (пояснительная записка) :

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и правильно их приумножать.

Публикация «„Разноцветные монетки“, Проект по финансовой грамотности в младшей группе» размещена в разделах

Сегодня каждый понимает, что судьба Государства зависит от правовой, экономической, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и правильно управлять своими финансами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать. Дошкольникам необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Проект по формированию финансовой грамотности «Разноцветные монетки» разработан в целях финансового просвещения детей младшего возраста. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Актуальность проекта.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Ребёнку можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Постановка проблемы:

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Проект «Разноцветные монетки» направлен на то, чтобы дать детям дошкольного возраста начальные представления об экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность и о экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель: формирование финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи:

1. Образовательные: дать первичные представления о том, что такое деньги.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, мышления, память, внимание, воображение и мелкую моторику рук.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей. Интерес и уважение к труду взрослых.

Ожидаемые результаты проекта :

По завершению проектных мероприятий дети приобретают первичные экономические знания; активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (монета, купюра, деньги, цена, товар);

У родителей:

- повысится интерес к теме проекта и к совместному сотрудничеству по

теме «Разноцветные монетки».

У педагогов:

- обогатится опыт в работы с детьми по формированию у них финансовой грамотности;

- накопится практический материал;

- проявится интерес к проектной деятельности.

Методы и формы работы:

Используемые методы:

1. Словесный метод.

2. Наглядно-действенный метод.

3. Практический метод.

4. Игровой метод.

Наиболее актуальные формы работы над проектом :

1. Индивидуальные беседы.

2. Самостоятельная деятельность.

3. Совместная деятельность.

4. Консультации для родителей.

5. Памятки для родителей.

6. Беседы.

Принципы реализации проекта :

1. Принципы доступности и индивидуальности.

2. Принципы последовательности и систематичности.

3. Принцип наглядности.

Этапы реализации проекта программы :

Реализация проекта рассчитана на 1 год : с 01.10.2024. по 31.05 2025.

Перспективный план мероприятий по реализации проекта на 2024 – 2025 учебный год:

Организационный этап

1 Определение темы инновационного проекта.

Подбор материала и составление плана работы над проектом.

Оформление рабочего проекта «Разноцветные монетки»

Сбор информации, знакомство с литературой.

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность у младших дошкольников»

Консультация для родителей «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность Определить тему инновационного проекта.

Изучить справочную, методическую, энциклопедическую литературу и собрать необходимый материал для реализации проекта «Разноцветные монетки».

Проинформировать родителей о планировании работы с детьми по проекту «Разноцветные монетки»

Практический этап

1 Беседа: «Труд – основа жизни»

Развивать представления о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником доходов.

Закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда", «профессии»

2 Чтение поговорок и пословиц о труде. Воспитание положительных качеств личности. Помочь детям осознать значение труда.

3 Загадывание загадок «Все профессии нужны - все профессии важны»

Обогащать знания детей о разнообразии профессий

4 Беседа: «Что такое деньги, откуда они берутся, зачем они нужны?»

Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах. Познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота».

5 Просмотр мультфильма

Малышарики. Магазин Правила поведения в общественных местах.

6 Сюжетно – ролевая игра «Идём в магазин за покупками» Сформировать социальный опыт посредством игровой деятельности. Расширить словарный запас по теме, научить культуре общения в магазине, развивать диалоговую речь.

7 Дидактическая игра «Цветной кошелёк» Закрепление знаний основных цветов, формирование элементарных представлений о финансовой грамотности.

8 Денежный пазл. Формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, понятиях монета, бумажная купюра.

9 Игры с прищепками «Деньги на прищепку» Формирование знаний о бумажных купюрах.

10 Игра ситуация «Делаем покупки» Учить делать обдуманные покупки.

11 Беседа «Потребности семьи» Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.

12 Дидактическая игра «Хочу и надо» Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

13. Просмотр мультфильма

С. Михалкова «Как старик корову продавал». Беседа с детьми о героях мультфильма, об их действиях.

14. Беседа: «Понятие цены, стоимости» Познакомить с понятием «цена», «ценник»

15. Изготовление ценников для группы. Развивать творческие способности.

16. Сюжетно-ролевая игра

«Магазин». Сформировать социальный опыт посредством игровой деятельности. Расширить словарный запас по теме, научить культуре общения в магазине, развивать речь. Февраль

17. Беседа: «Зачем нужно копить и сберегать?» Формировать у детей представления, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Словарь: накопление, копилка, бережливость.

18. Творческая мастерская по ремонту книг и игрушек. Воспитывать бережливость к игрушкам и книгам.

19. Чтение Г. Х. Андерсен «Свинья копилка» Формировать представления детей об экономии и бережливом отношении к деньгам и вещам. 4 неделя

20. Обсуждение «Чем полезна копилка?» Формирование первичных элементарных экономических представлений.

21. Творческая мастерская по изготовлению копилок. Развивать творческие способности.

22. Что такое банкомат? Познакомить с банкоматом, как аппаратом выдачи и хранения денег.

23. Игра «Подбери монетки по цвету». Закрепление основных цветов.

24. Беседа «Современный вид денег - пластиковая карта». Познакомить детей с пластиковой картой (внешний вид современных денег)

Раскрыть сущность понятия наличные и безналичные деньги.

25. Беседа «Что такое банк?»

Просмотр мультфильма «Фиксики в банке». Познакомить детей со словом «Банк», что деньги в банке всегда в обороте, их можно положить и снять.

26. Экскурсия в банк. Познакомить детей со зданием, местом нахождения в нашем городе главного банка и его работой.

«Сотрудники банка»,

27. Сюжетно-ролевая игра «Банк». Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом.

28. Занятие «В поисках клада»

Работа с родителями

1 Индивидуальные беседы с родителями по вопросу финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, разработка индивидуальных рекомендаций. Дать родителям теоретические знания для развития у детей финансовой грамотности.

2 Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность у детей младшего дошкольного возраста»

3 Консультация «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность Просвещение родителей

3 Анкетирование «Мой малыш и финансовая грамотность» Проведение опроса осведомлённости о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми.

4 Буклет «Советы финансового воспитания»

5 Памятка «Формируем у детей разумные потребности»

6 Консультация «Влияние дидактических игр на экономическое развитие детей» Просвещение родителей

8 Памятка «Как научить детей обращаться с деньгами?»

9 Родительское собрание.

Развивающая предметно-пространственная среда

1 Пополнение детской библиотеки произведениями художественной литературы экономического содержания

2 Создание картотеки дидактических игр и сюжетно - ролевых игр по финансовому воспитанию младших дошкольников.

3 Создание атрибутов для сюжетно - ролевых игр экономического характера.

Список литературы

1. Безон Н. И. Финансы. Учебник для бакалавров. Бакалавр. Углубленный курс/ И. Н. Безон – Юрайт. : 2016. – 498с.

2. Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт. -сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаков. – М. Просвещение, 2016.-273 с.

3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников, - Калининград, 2013.-126 с.

4. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вернава – Граф», 2015. 48 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о финансовой грамотности «Экономика для малышей» в младшей группеФотоотчет о финансовой грамотности «Экономика для малышей» в младшей группе Цель заключалась в знакомстве детей с основными понятиями экономики и формировании представлений о деньгах, расходах и товарах. В современном.

Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группеРекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Мои покупки» в младшей группеКонспект занятия по финансовой грамотности «Мои покупки» в младшей группе Цель: Формирование у детей элементарных знании о потребностях человека, о том, что необходимо для жизни (продукты питания, предметы быта,.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Разноцветные монетки». Проект по финансовой грамотности в младшей группе
Опубликовано: 19 марта 2025 в 09:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Разноцветные монетки». Проект по финансовой грамотности в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Москалева Елена Александровна (УИ 2206277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных