МААМ-картинки

Проект по музыкальному фольклору (старшая группа)

Абакумова Марина
Проект по музыкальному фольклору (старшая группа)

Педагогический проект «Формирование у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию средствами музыкального фольклора и народных игр»

Воспитатель: Абакумова М. С

Вид проекта : познавательно-исследовательский

По длительности: краткосрочный

По количеству участников: групповой

Публикация «Проект по музыкальному фольклору (старшая группа)» размещена в разделах

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность:

В современном мире повсеместно наблюдается процесс оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья,сверстники, образовательные организации). В последнее время массовая культура зарубежных стран активно проникает в нашу жизнь в мировоззрение современных детей. Происходит замещение исконно-русских ценностей таких как: справедливость, целомудрие, уважение к старшим и т. д. ценностями современной западной культуры. Внедряются чужеродные праздники и традиции, а русская-народная культура забывается или отходит на второй план. А ведь, именно, народное искусство, глубоко воздействует на воспитание дошкольников Так как силу определённых обстоятельств, воспитательный потенциал семьи уменьшается, общение между родителями и детьми становится минимальным или вообще отсутствует, дети часто проводят время перед телевизором, компьютером, планшетом или предоставлены сами себе. В связи с этим ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям. Поэтому детский сад должен стать проводником для детей и их родителей в формировании системы нравственно-эстетических ценностей, воспитании духовности через познание удивительного мира фольклора.

Реализация данного проекта позволит «посеять» и «взрастить» в детской душе семена любви к устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости

Проблема: Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора, так же наблюдается лишь поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору в современных семьях. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с воспитанниками, педагогами и родителями по «внедрению» музыкального фольклора в жизнь ребенка и формирования у воспитанников эмоционально –ценностного отношения к духовному наследию с помощью использования музыкальных произведений (частушек, потешек, пестушек закличек)в игровой деятельности и народных игр.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта : формирование у воспитанников эмоционально-ценностного отношения путем приобщения к народному наследию, используя средства музыкального фольклора и благодаря внедрению народных игр в образовательную деятельность

Задачи проекта

Для детей:

• Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;

• Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на шумовых инструментах;

• Закреплять умение детей двигаться в хороводе; вовлекать в народные подвижные игры ;

• Совершенствовать умение петь с инструментальным сопровождением и без него;

• Развивать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; способствовать умению передавать свое отношение к народным играм и народному творчеству;

• Воспитывать устойчивый познавательный интерес к народному творчеству и способствовать формированию у детей эмоционального отношения к произведениям народного фольклора

Для родителей:

• Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

• Расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

• Вызвать интерес к духовному наследию народа.

Для воспитателей:

• Привлечь воспитателей к активному тесному взаимодействию в процессе работы по реализации проекта.

• Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

• Актуализировать интерес к воспитательному потенциалу культурного и духовного

наследия русского народа.

Ожидаемый результат проектной деятельности :

Для музыкального руководителя :

• освоение проектного метода;

• повышение престижности профессии музыкального руководителя,

напоминание общественности о его роли в жизни ребенка и всего общества;

• повышение качества работы с детьми через использование различных видов

деятельности;

• повышение качества взаимоотношений с родителями.

Для детей:

• сформированы представления о фольклоре как источнике народной

мудрости, красоты и жизненной силы;

• сформированы умения музыкального сопровождения детьми простых

фольклорных мелодий;

• сформировано бережное отношение к культурным традициям своего

народа;

• развитие координации слов с движениями, фонематического слуха, темпа и

ритма;

• повышение уровня познавательного развития;

• развитие творческих способностей;

• развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общения.

Для родителей:

• обогащение знаний о значимости влияния русской культуры на развитие

речи их детей;

• повышение интереса к русскому народному творчеству;

• развитие партнерских отношений родителей и педагогов в совместной

организации выставок, праздников для детей.

4. Для воспитателей:

• Активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы

• Применение фольклорных произведений в работе с воспитанниками.

Гипотеза: Использование музыкального фольклора наряду с современными технологиями,

развивает музыкальные способности, обогащает речь дошкольника и повышает

уровень его познавательно- творческой деятельности. Через музыкальный фольклор возможно приобщение к духовному наследию своего народа, происходит наследие духовных, нравственных и других ценностей своего народа.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к

творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных

фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества. Русские

народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки,

скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются

богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития

детей. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный

ритм, напевность, что способствует развитию речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Продукт проекта :

музыкальное развлечение «Фольклорград»;

лэпбук по теме : «Музыка в жизни дошкольника»

• отчетное мероприятие для родителей «фототчет итогового занятия : «За околицей»

Тип проекта :

По продолжительности: среднесрочный (три месяца).

По доминирующей линии: познавательно-творческий.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта : дети старшей группы № 9, воспитатель группы № 9,

музыкальный руководитель, родители (законные представители).

Этапы реализации проекта Срдержание работы

I этап

Подготовительный

01.12-31.12.2020

• Выявление первоначальных знаний

детей о народном фольклоре;

• Обоснование актуальности темы,

мотивация ее выбора;

• Подбор методической литературы для реализации проекта

Подбор музыкальных фольклорных

произведений;

• Подбор иллюстративного материала,

художественной литературы,

репродукций картин;

• Подготовка атрибутов, костюмов,головных уборов

• Создание презентаций по теме;

• Информация для родителей о

предстоящей деятельности;

• Анализ развивающей среды

музыкального зала, групп ДОУ;

• Разработка конспектов

организованной образовательной

деятельности, праздников;

• Составление картотеки методической литературы

литературы, пособий, игр;

• Анкетирование родителей

воспитанников с целью выявления

заинтересованности в данной

деятельности;

• Обсуждение с родителями детей

вопросов, связанных с реализацией

проекта;

• Оформление в группе фольклорного

Уголка (с разнообразными фонотеками, картотеками народных подвижных игр);

• Оформление информационного уголка

для родителей: размещение

рекомендаций и консультаций по

данной теме. (приобщение детей к музыкальному фольклору)

Ожидаемые результаты по 1 этапу • Картотека музыкальных произведений,

методической и художественной

литературы, хороводных игр,

иллюстраций быта русского народа,

русских народных костюмов;

• Наличие атрибутики и фольклорных

костюмов;

• Подборка разработанных конспектов

организованной образовательной

деятельности, праздников;

• Презентации на тему «Фольклорные

праздники в жизни дошкольников»,

«Русские народные инструменты»;

• Наличие в группе постоянно

действующего фольклорного уголка;

• Наличие в группе информационного

уголка для родителей по данной теме;

• Заинтересованность родителей темой проекта

II этап

Основной

11.01.2021. – 15.02.2021

Проведение образовательной

деятельности по теме «За околицей»; «Путешествие в русскую деревню»

• Создание игрушки «Масляничная кукла»

(работа детей и родителей);

• Участие родителей в музыкальных

развлечениях для детей «Валенки-валенки»;

• Организация сюжетно - ролевых,

дидактических и подвижных игр,

индивидуальной и групповой работы;

• Подготовка отчета по проекту.

Ожидаемые результаты по 2 этапу

• Дети проявят активный интерес и

желание заниматься музыкальным

фольклором;

• У детей развивается координация слов

с движениями, фонематический темп и ритм;

• У детей будут сформированы навыки

актёрского мастерства,

коммуникативные способности;

• Воспитатели приобретут опыт в

Изготовлении и подборе реквизита,костюмов и опыт совместного сотрудничества с детьми и

родителями; педагоги так же получат

интересную технологию работы с детьми,

основанную на создании образно-

игровых ситуаций, требующих от

детей перевоплощения, работы

фантазии, воображения. Они сделают

вхождение в мир фольклора для

ребёнка желанным, интересным,

и значимым.

• Родители и дети принимают активное

участие в жизни группы, создании

народных игрушек, атрибутов к

танцам.

III этап

Презентационный

15.02-08.03.2021г.

• Проведение ООД «В гости к бабушке-забавушке»

Презентация видеофильма «Русский

народный оркестр»;

• Анкетирование родителей;

• Обобщение результатов работы по

проекту, на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты 3 этапа Отчетное мероприятие «За

околицей!»;

• Выставки детских работ в группе

(лепка, аппликация, рисунки);

• Заинтересованность родителей к

совместному творчеству, всех

участников образовательного

процесса;

• Оценка родителей деятельности

музыкального руководителя,

воспитателей и детей;

• Обогащение развивающей предметно-

пространственной среды группы.

Материально-техническое обеспечение:

-Музыкальный зал для занятий с детьми и проведения праздников;

-музыкальные инструменты (бубен, трещотка, треугольники, ксилофон, балалайка и др)

-ноутбук

-наборы СД-дисков

-русские народные костюмы

Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

пособия по народному творчеству;

интернет ресурсы

• комплект методической и теоретической литературы;

• разработанные сценарии игр и праздников;

• картотека игр;

• литература;

План работы с детьми

Название мероприятия Форма проведения Предварительная работа Материал Направление

Путешествие «за околицей» ООД Знакомство с

потешками;

колыбельными;

пение песен без

музыкального

сопровождения. Иллюстрации

; декорация

Домик;

игрушка-

Петушок;

деревянные

ложки,

платочки. Художественно

-эстетическое

развитие;

Познавательно-

речевое

развитие.

«Фольклорград» Муз. развлечение Знакомство с рус.

нар. песнями-

играми «Купим

мы бабушка тебе

курочку»,

«Месим тесто»,

«Как во нашем

дому», русская народная игра «Горелки»,» Калядки», «Скоморохи» Иллюстрации

; игрушки;

вышитый

рушник;сундук с угощениями, платочки,музыкальные инструменты Художественно

-эстетическое

развитие;

Физическое развитие

«В стране

русских

народных

инструментов ООД Знакомство с муз.

инструментами;

освоение

дыхательного

упражнения «дудочка», разучивание песни «наш оркестр» Детские муз.

инструменты;

фонограмма

записи

гармони;

соломенные трубочки Художественно

-эстетическое

развитие;

Познавательно-речевое развитие

«В гости к

бабушке-

Забавушке» ООД освоение

приемов игры на ложках, разучивание песни «русская изба» Русские

народные

костюмы;

предметы

домашней утвари Художественно

-эстетическое

развитие;

Познавательно-речевое развитие

«Кто в игры

играет,тому скучно не бывает

Досуг Необходимые атрибуты для игр Художественно

-эстетическое

развитие;

Познавательно-речевое развитие

«Хоровод

матрешек»

Аппликация с

Элементами рисования

Аппликация с элементами

ООД

Рассматривание матрешек

Матрешки;

трафареты

матрешек;

ножницы;цветная бумага фломастеры

Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие

Чтение

русской

народной

сказки

«Крошечка-

Хаврошечка»

ООД

Чтение русских

народных сказок.

Книга; меч;

Картинка с

изображение

м коровы.

Речевое

развитие.

«Косматый

мишка» по

мотивам

богородской

игрушки. ООД

«Косматый

мишка» по

мотивам

богородской

игрушки. Богородские игрушки; пластилин, клеенки, стеки, художественно-эстетическое развитие

Список используемой литературы:

1. «Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного

образования» Центр педагогического образования. Москва 2014 г. ;

2. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Цветик-

семицветик» 2018 г. ;

3. Стратегическая программа «Социокультурные истоки»- И. А. Кузьмин, А. В.

Камкин;

4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детскомсаду.

Пособие для воспитателей: Айрис-пресс, 2008 г. ;

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений: Мозаика-синтез, 2008 г. ;

6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности

дошкольногоучреждения: АРКТИ, 2003 г. ;

7. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством

С. Петербург,1998г.

8. Боронина Е. Г. «Оберег» Программа комплексного изучения музыкального

фольклора в детском саду. - М. : - Владос,1999г.

9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988 г.

10. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006 г.

11. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания

дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005г.

12. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках.

Дошкольное воспитание №5.1993 г.

13. Князева О. Л. Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры.

14. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики,Новосибирск просвещение, 1987

Публикации по теме:

Педагогический проект «Зимушка — Зима» старшая группаПедагогический проект «Зимушка — Зима» старшая группа Педагогический проект «Зимушка – Зима» старшая группа Тип проекта: познавательно - творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность.

Проект «23 февраля» (старшая группа)Проект «23 февраля» (старшая группа) Актуальность: В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Проект «Космос» (старшая группа)Проект «Космос» (старшая группа) Вид проекта: групповой Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.

Проект: «Мечта!» — детский сад будущего. (старшая группа).Проект: «Мечта!» — детский сад будущего. (старшая группа). Цель: Развитие интеллектуального потенциала каждого ребёнка посредством лего-конструирования. Задачи: -развивать у детей речь, навыки общения.

Проект «Мой любимый детский сад». Старшая группа Проект "Мой любимый детский сад". Старшая группа. Цель проекта: расширять представления о детском саде, формировать духовно-нравственного.

Проект «К дальним мирам» (старшая группа)Проект «К дальним мирам» (старшая группа) «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.

Проект «Наш веселый огород» (старшая группа)Проект «Наш веселый огород» (старшая группа) Проект: "Наш веселый огород" старшая группа Актуальность. Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее.

Проект «Опасная вкуснятина» (старшая группа)Проект «Опасная вкуснятина» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара» Проект "Опасная вкуснятина".

Проект «Весенние цветы» (старшая группа)Проект «Весенние цветы» (старшая группа) ПАСПОРТ ПРОЕКТА НАЗВАНИЕ: «Весенние цветы» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, их родители ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: 5 – 6 лет, Старшая.

Экологический проект «Синичкин день» (старшая группа)Экологический проект «Синичкин день» (старшая группа) ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: Познавательно-продуктивный, групповой. Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 недели). Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по музыкальному фольклору (старшая группа)
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 22:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД