МААМ-картинки

Проект по народному искусству как средство эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Осеняя ярмарка»

Лариса Береговина
Проект по народному искусству как средство эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Осеняя ярмарка»

Если ребенок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи родных

поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Актуальность проекта:

Публикация «Проект по народному искусству как средство эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста „Осеняя ярмарка“» размещена в разделах

Одной из важнейших и актуальных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является: то духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущее поколение народа в одно «великое, исторически живое целое».

Развивая идеи К. Д Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которая является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Устное народное творчество - фольклор, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной. Так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами фольклора, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Ответственные: музыкальный руководитель – Л. Н. Береговина,

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

В детском саду проводится ярмарка «Что нам осень принесла?». В группах с детьми проходят беседы: что такое ярмарка, что продают на ярмарке, как наряжаются на ярмарку. Рассматривают фотографии: «Урожай года», фото с предыдущих ярмарок. У детей появляется желание побывать на ярмарке, на других посмотреть и себя показать.

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа.

Задачи проектной деятельности

- Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа, с элементами русского народного быта

- Развивать музыкальные, танцевальные и певческие способности детей;

- Расширять кругозор, развивать любознательность;

- Формировать уважение к труду сельских жителей;

- Закреплять знания о народных промыслах;

- Заинтересовать и привлечь родителей для участия в совместной творческой деятельности.

Тип проекта: среднесрочный, групповой, творческо-познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Формы и методы работы по приобщению к народной культуре и искусству:

Для эстетического развития дошкольников через народное искусство в ДОУ используются разнообразные методы и формы с учётом мировосприятия детей:

- Создание развивающей среды по народному творчеству и искусству;

- Тематическое занятие, праздник;

- Экскурсии в ИКТ «Мир»;

- Беседы о родном городе, крае, О России; чтение детских книг по народной тематике;

- Использование игр, музыкального материала, стихов для разучивания по народному творчеству, пословиц и поговорок, частушек, прибауток и т. д. ;

- Просмотр слайдов, презентаций, кинофильмов, телевизионных передач для детей;

- Организация тематической выставки рисунков и поделок;

- Участие в посильном общественно - полезном труде;

- Взаимодействие с родителями;

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

- Имеют знания о русском народном искусстве, о традициях и обычаях, особенности жизни своего народа;

- Имеют представления о народном фольклоре, его многообразии жанров: потешках, прибаутках, скороговорках, сказках, народных песнях, частушках, хороводах и танцах;

- Знают произведениями поэтов и писателей, полотна художников по народной тематике;

- Владеют расширенным словарным запасом;

- Испытывают уважение к творцам народного промысла – людям, работающим в сельской местности и их труду;

- Имеют представление о значимости сельских профессий и ценности трудовой деятельности.

Родители:

- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

- Осуществляют инновационную деятельность;

- Повышают профессиональный уровень.

Ресурсы проекта:

1. фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, ЖК телевизор, аудио записи.

2. Иллюстративный материал:

- картинки с изображением музыкальных народных инструментов;

- картинки с изображением профессий сельской местности;

- картинки с изображением русских народных костюмов и бижутерии;

- картинки с изображением овощей, фруктов, природы родного края.

- видеофильмы с записью звучания народных инструментов,

3. Атрибуты:

- музыкальные инструменты (ложки, трещотки - круговая, пластинчатая, коробочки, рубель, дудки, свистульки);

- цветы, платочки, ленточки, короба, балалайки.

4. Пособия:

- музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры, народные и хороводные игры.

Итоговые мероприятия:

- Творческие работы детей и родителей к выставке «Что нам Осень принесла?»;

- Оформление уголка «Народное искусство», «Профессии сельских жителей», «Народные промыслы», «Осень красками полна».

- Итоговое тематическое занятие «Ах, какая Осень!»

- Итоговое мероприятие совместно с родителями – «Осенняя ярмарка».

Образовательные области: ознакомление с окружающей действительностью; художественно - эстетическое развитие.

Взаимодействие с родителями:

- Содействие в сборе информации по данной теме;

- Изготовление костюмов и атрибутов к мероприятию;

- Разучивание скороговорок, потешек, прибауток, частушек, песен и хороводов с детьми.

- Создание совместно с ребёнком рисунков и поделок на выставку «Что нам осень принесла?».

Специалисты ДОУ:

- Проведение музыкальных и познавательных занятий по теме: «Осень – щедрая пора!», «Ах, какая Осень!».

- Подбор скороговорок, сказок, небылиц к мероприятию;

- Подбор музыкального материала: песен, частушек, хороводов, танцев и танцевальных композиций, подвижных игр к мероприятию;

- Оформление музыкального зала;

- Изготовление атрибутов, дидактических пособий к играм и танцам.

- Обогащение предметно-развивающей среды в группах (мини-музей, куклы в русских народных костюмах, иллюстрации).

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- Работа с методической литературой, составление плана работы;

- Подбор музыкального репертуара;

- Подготовка материала, презентации к тематическому занятию;

- Подбор наглядно – дидактического материала на тему «Устное народное творчество - народное искусство»;

- Подбор художественной литературы – сказок, стихов, пословиц и поговорок, потешек по данной тематике.

2. Практический этап: реализация проекта.

Социально – коммуникативное развитие:

- Формирование первичных представлений о сельских профессиях, народном промысле;

- Воспитывать у дошкольников чувство уважение к труду, людям трудящихся на благо Родины;

- Развивать чувство любви к русскому народному творчеству, искусству.

Познавательное развитие:

- Просмотр и обсуждение иллюстраций с изображением;

- Проведение цикла бесед: «Дары Осени», «Разноцветная осень»;

- Просмотр слайдов, презентаций на тему «Осень - чудная пора!»;

- Дидактические игры, народные, хороводные, подвижные.

Художественно – эстетическое развитие

- Проведение выставки творческих работ детей и родителей;

- Прослушивание русских народных песен с сопровождением и без;

- Разучивание песен, танцев, хороводов, народных, музыкальных игр;

- Разучивание номеров для оркестров и ансамблей игры на народных инструментах;

- Работа над выразительностью движений танцев;

- Работа над естественным, музыкальным исполнением, чистотой интонирования, и ансамблем;

- Работа над слаженным звучанием оркестра, ансамбля инструментов; отработка единого темпоритма, динамических оттенков в исполнении;

- Использование музыкальных произведений как средство обогащения представлений детей о народной музыке.

Рисование: «Разноцветная Осень», «Осенний пейзаж», «Осенние фантазии»;

Лепка: «Что у Осени в корзинке?»;

Аппликация: «Овощи и фрукты», «Фруктовые деревья», «Дождливая осень» (коллективная работа).

Речевое развитие:

- Рассматривание, и обсуждение репродукций по народной тематике – костюмы, промыслы: гжель, городецкая роспись, дымковская игрушка и т. д. ;

- Прослушивание и заучивание стихов, небылиц, скороговорок;

- Работа над дикцией и интонационной фразировкой, кульминацией в стихотворениях;

- Работа над чётким произношением скороговорок, артикуляционным аппаратом.

Физическое развитие:

- Проведение музыкально-подвижных игр.

3. этап – заключительный (итоговый):

- Выставка рисунков «Осень - щедрая пора!»;

- Праздник совместно с родителями «Осенняя ярмарка»;

Реализация проекта показала свою эффективность:

Дети:

- Повысился уровень эстетического развития и формирования активной, творческой личности дошкольников благодаря народному искусству, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство;

- Дошкольники знакомы, и имеют представления о разных профессиях, и трудовой деятельности в сельской местности;

- Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников по данной тематике.

- Дети владеют расширенным словарным запасом;

Родители:

- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Педагоги:

- Осуществляют инновационную деятельность.

- Повышают профессиональный уровень.

- Диссимиляция педагогического опыта.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей «Народные праздники в детском саду» / Под ред. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова – Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008.

3. Календарные народные праздники в детском саду «Осень» /автор-составитель Г. А. Лапшина – Волгоград: Учитель, 2005.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Тематическое оформление групп как средство эстетического воспитания дошкольниковТематическое оформление групп как средство эстетического воспитания дошкольников Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, чтобы способствовать его эстетическому воспитанию, всем окружающим его взрослым необходимо.

Автор публикации:
Проект по народному искусству как средство эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Осеняя ярмарка»
Опубликовано: 19 января 2023 в 17:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД