Лариса Береговина
Проект по народному искусству как средство эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Осеняя ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных
поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект по народному искусству как средство эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста „Осеняя ярмарка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Одной из важнейших и актуальных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является: то духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.
Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущее поколение народа в одно «великое, исторически живое целое».
Развивая идеи К. Д Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которая является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Устное народное творчество - фольклор, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной. Так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами фольклора, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Ответственные: музыкальный руководитель – Л. Н. Береговина,
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
В детском саду проводится ярмарка «Что нам осень принесла?». В группах с детьми проходят беседы: что такое ярмарка, что продают на ярмарке, как наряжаются на ярмарку. Рассматривают фотографии: «Урожай года», фото с предыдущих ярмарок. У детей появляется желание побывать на ярмарке, на других посмотреть и себя показать.
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа.
Задачи проектной деятельности
- Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа, с элементами русского народного быта
- Развивать музыкальные, танцевальные и певческие способности детей;
- Расширять кругозор, развивать любознательность;
- Формировать уважение к труду сельских жителей;
- Закреплять знания о народных промыслах;
- Заинтересовать и привлечь родителей для участия в совместной творческой деятельности.
Тип проекта: среднесрочный, групповой, творческо-познавательный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Формы и методы работы по приобщению к народной культуре и искусству:
Для эстетического развития дошкольников через народное искусство в ДОУ используются разнообразные методы и формы с учётом мировосприятия детей:
- Создание развивающей среды по народному творчеству и искусству;
- Тематическое занятие, праздник;
- Экскурсии в ИКТ «Мир»;
- Беседы о родном городе, крае, О России; чтение детских книг по народной тематике;
- Использование игр, музыкального материала, стихов для разучивания по народному творчеству, пословиц и поговорок, частушек, прибауток и т. д. ;
- Просмотр слайдов, презентаций, кинофильмов, телевизионных передач для детей;
- Организация тематической выставки рисунков и поделок;
- Участие в посильном общественно - полезном труде;
- Взаимодействие с родителями;
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- Имеют знания о русском народном искусстве, о традициях и обычаях, особенности жизни своего народа;
- Имеют представления о народном фольклоре, его многообразии жанров: потешках, прибаутках, скороговорках, сказках, народных песнях, частушках, хороводах и танцах;
- Знают произведениями поэтов и писателей, полотна художников по народной тематике;
- Владеют расширенным словарным запасом;
- Испытывают уважение к творцам народного промысла – людям, работающим в сельской местности и их труду;
- Имеют представление о значимости сельских профессий и ценности трудовой деятельности.
Родители:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- Осуществляют инновационную деятельность;
- Повышают профессиональный уровень.
Ресурсы проекта:
1. фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, ЖК телевизор, аудио записи.
2. Иллюстративный материал:
- картинки с изображением музыкальных народных инструментов;
- картинки с изображением профессий сельской местности;
- картинки с изображением русских народных костюмов и бижутерии;
- картинки с изображением овощей, фруктов, природы родного края.
- видеофильмы с записью звучания народных инструментов,
3. Атрибуты:
- музыкальные инструменты (ложки, трещотки - круговая, пластинчатая, коробочки, рубель, дудки, свистульки);
- цветы, платочки, ленточки, короба, балалайки.
4. Пособия:
- музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры, народные и хороводные игры.
Итоговые мероприятия:
- Творческие работы детей и родителей к выставке «Что нам Осень принесла?»;
- Оформление уголка «Народное искусство», «Профессии сельских жителей», «Народные промыслы», «Осень красками полна».
- Итоговое тематическое занятие «Ах, какая Осень!»
- Итоговое мероприятие совместно с родителями – «Осенняя ярмарка».
Образовательные области: ознакомление с окружающей действительностью; художественно - эстетическое развитие.
Взаимодействие с родителями:
- Содействие в сборе информации по данной теме;
- Изготовление костюмов и атрибутов к мероприятию;
- Разучивание скороговорок, потешек, прибауток, частушек, песен и хороводов с детьми.
- Создание совместно с ребёнком рисунков и поделок на выставку «Что нам осень принесла?».
Специалисты ДОУ:
- Проведение музыкальных и познавательных занятий по теме: «Осень – щедрая пора!», «Ах, какая Осень!».
- Подбор скороговорок, сказок, небылиц к мероприятию;
- Подбор музыкального материала: песен, частушек, хороводов, танцев и танцевальных композиций, подвижных игр к мероприятию;
- Оформление музыкального зала;
- Изготовление атрибутов, дидактических пособий к играм и танцам.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группах (мини-музей, куклы в русских народных костюмах, иллюстрации).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- Работа с методической литературой, составление плана работы;
- Подбор музыкального репертуара;
- Подготовка материала, презентации к тематическому занятию;
- Подбор наглядно – дидактического материала на тему «Устное народное творчество - народное искусство»;
- Подбор художественной литературы – сказок, стихов, пословиц и поговорок, потешек по данной тематике.
2. Практический этап: реализация проекта.
Социально – коммуникативное развитие:
- Формирование первичных представлений о сельских профессиях, народном промысле;
- Воспитывать у дошкольников чувство уважение к труду, людям трудящихся на благо Родины;
- Развивать чувство любви к русскому народному творчеству, искусству.
Познавательное развитие:
- Просмотр и обсуждение иллюстраций с изображением;
- Проведение цикла бесед: «Дары Осени», «Разноцветная осень»;
- Просмотр слайдов, презентаций на тему «Осень - чудная пора!»;
- Дидактические игры, народные, хороводные, подвижные.
Художественно – эстетическое развитие
- Проведение выставки творческих работ детей и родителей;
- Прослушивание русских народных песен с сопровождением и без;
- Разучивание песен, танцев, хороводов, народных, музыкальных игр;
- Разучивание номеров для оркестров и ансамблей игры на народных инструментах;
- Работа над выразительностью движений танцев;
- Работа над естественным, музыкальным исполнением, чистотой интонирования, и ансамблем;
- Работа над слаженным звучанием оркестра, ансамбля инструментов; отработка единого темпоритма, динамических оттенков в исполнении;
- Использование музыкальных произведений как средство обогащения представлений детей о народной музыке.
Рисование: «Разноцветная Осень», «Осенний пейзаж», «Осенние фантазии»;
Лепка: «Что у Осени в корзинке?»;
Аппликация: «Овощи и фрукты», «Фруктовые деревья», «Дождливая осень» (коллективная работа).
Речевое развитие:
- Рассматривание, и обсуждение репродукций по народной тематике – костюмы, промыслы: гжель, городецкая роспись, дымковская игрушка и т. д. ;
- Прослушивание и заучивание стихов, небылиц, скороговорок;
- Работа над дикцией и интонационной фразировкой, кульминацией в стихотворениях;
- Работа над чётким произношением скороговорок, артикуляционным аппаратом.
Физическое развитие:
- Проведение музыкально-подвижных игр.
3. этап – заключительный (итоговый):
- Выставка рисунков «Осень - щедрая пора!»;
- Праздник совместно с родителями «Осенняя ярмарка»;
Реализация проекта показала свою эффективность:
Дети:
- Повысился уровень эстетического развития и формирования активной, творческой личности дошкольников благодаря народному искусству, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство;
- Дошкольники знакомы, и имеют представления о разных профессиях, и трудовой деятельности в сельской местности;
- Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников по данной тематике.
- Дети владеют расширенным словарным запасом;
Родители:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Педагоги:
- Осуществляют инновационную деятельность.
- Повышают профессиональный уровень.
- Диссимиляция педагогического опыта.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей «Народные праздники в детском саду» / Под ред. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова – Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008.
3. Календарные народные праздники в детском саду «Осень» /автор-составитель Г. А. Лапшина – Волгоград: Учитель, 2005.