Получи документы

«Родной свой край люби и знай». Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (2 фото)

Нина Карпова
«Родной свой край люби и знай». Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

МБДОУ детский сад «Радуга»

Воспитатель: Карпова Н. В.

п. г. т. Красная Гора

2018

Пояснительная записка к методической разработке долгосрочного проекта по нравственно - патриотическому воспитанию

"Родной свой край, люби и знай".

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Публикация «„Родной свой край люби и знай“, Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: тематический.

Срок проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Интеграция образовательной области «Социализация» с другими областями.

Образовательная область «Социализация» интегрируется с такими областями, как

«Коммуникация»– развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, мире.

«Познание» – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире.

«Труд» – формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

«Социализация» – приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

«Чтение художественной литературы» – использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире.

«Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация».

«Музыка»- развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

- Семья.

- Детский сад.

- Родная улица.

- Родной поселок.

- Страна, ее столица, символика.

- Права ребенка.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы с детьми:

- беседы;

- занятия;

- рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

- выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

- заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

- творческая речевая деятельность;

- утренники, развлечения, конкурсы;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;

- сочинение рассказов и сказок о семье;

- создание мини-проектов.

Формы работы с родителями:

- беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта,

анкетирование, дни открытых дверей, фотоконкурсы, праздники.

Сентябрь - «Моя семья».

1. Беседа на тему: «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Дидактические игры - «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по- другому».

3. Рисование на тему: «Я и моя семья».

4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Работа с родителями: тематическая беседа - «Семейные реликвии».

Октябрь - «Я люблю свой детский сад».

1. Беседа на тему: «Наши добрые дела».

2. Сбор опавших листьев, помощь в уборке территории.

3. Рисование на тему: «Там, где я живу, красиво».

4. Составление схемы - «Я иду в свой детский сад».

5. Работа с родителями: собрание на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника».

Ноябрь - «Я живу на земле Красногорской».

1. Игра – путешествие: «Я живу на земле Красногорской».

2. Рассматривание картинок - «Брянский край».

3. Беседа на тему: «Красная книга области».

4. Прогулка - «Белая берёза под моим окном».

5. Работа с родителями: консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья".

Декабрь - «Наша Родина – Россия».

1. Беседа на тему: «Я люблю тебя, Россия».

2. Дидактическая игра: «Кто живёт в нашем поселке».

3. Беседа: «Государственная символика России».

4. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины».

5. Работа с родителями: конкурс "Золотой ключик к сердцу ребенка" (первый этап)

Январь - «Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему: «Народно-прикладное искусство России».

2. Лепка дымковской игрушки - «Свистулька».

3. Рисование - «Матрёшка».

4. Беседа: " С днем рождения Родной поселок".

5. Работа с родителями: конкурс «Золотой ключик к сердцу ребенка» (второй этап)

Февраль - «День защитника Отечества».

1. Беседа на тему: «О защитниках нашей Родины».

2. Рассматривание иллюстраций - «Военная техника на боевом посту».

3. Открытое занятие на тему: "Солдатом быть - Родине служить".

4. Ручной труд: «Подарок для пап и дедушек».

5. Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап: «Есть такая профессия – Родину защищать».

6. Конкурс поделок на тему: "Военная техника".

Март - «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

1. Беседа на тему: «Мама – самое прекрасное слово на земле».

2. Составление рассказов из личного опыта - «Моя мама лучше всех».

3. Рисование: «Портрет моей мамы».

4. Чтение стихов о маме.

5. Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца».

Апрель – «Родная природа».

1. Беседа о реке Беседь, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.

2. Рисование на тему река «Беседь».

3. Аппликация «Подводное царство».

4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке».

5. Посадка цветов совместно с воспитателем и детьми.

Май - «Этот день победы».

1. Беседа на тему: «Этих дней не смолкнет слава».

2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.

3. Встреча с фронтовиком.

4. Ручной труд «Изготовление книги о войне».

5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.

6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

Планируемые результаты.

- Дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

- С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.

- Хорошо знают свои имена, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляют доверие к миру.

- Проявляют любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада.

- Интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опираются на нравственные представления.

- Проявляют интерес к селу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.

- Знают название своей страны, ее государственные символы, испытывают чувство гордости за свою страну.

- Проявляют познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.

- Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Литература.

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика Синтез 2015г.

2. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с окружающим миром» М,1989г.

3. Нравственное воспитание в детском саду /под редакцией Н. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой М,1984г.

4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

5. О. Б. Дыбина. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада: конспекты занятий/ О. Б. Дыбина. – М. ; Мозаика-Синтез, 2010г.

6. Поштарева Т. «Патриотическое воспитание». Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2010г.

7. ГерасимоваЗ., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай» Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2001г.

8. Е. Евдокимова. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2005г.

9. Т. Поштарева. Патриотическое воспитание. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2010г.

10. О. Алексеева, Л. Петропавловская. Задания для маленьких патриотов. Журнал «Ребенок в детском саду» №2 2010г.

11. Интернет – ресурсы.

«Родной свой край люби и знай». Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Фото «Родной свой край люби и знай»
Публикации по теме:

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Конспект ОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Знай и люби родной край» Конспект ОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Знай и люби родной край» Цель: Рассказать детям о.

Люби и знай свой край родной. Патриотическое воспитание дошкольников Люби и знай свой край родной Идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной.

Проект «Люби и знай родной свой край» .

Проект «Родной свой край люби и знай»Проект «Родной свой край люби и знай» "Уважение к прошлому - вот что отличает дикость от воспитанности". А. С. Пушкин. Вид проекта: творческо- информационный. Продолжительность.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной свой край» Составитель: воспитатель средней группы Столярова Е. В. Тип проекта: долгосрочный, познавательно-игровой, творческий. Сроки реализации: 2016-2017.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Средняя группа №3 «Я узнал, что у меня Есть огромная семья:.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Проект «Родной свой край люби и знай». Проект «Родной свой край люби и знай». Цель проекта: приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, достопримечательностям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Родной свой край люби и знай». Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 19 июля 2018 в 13:59
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД