Градиленко Ольга
Проект по обучению детей пересказу с использованием опорных схем «Путешествие в страну красивой речи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Публикация «Проект по обучению детей пересказу с использованием опорных схем „Путешествие в страну красивой речи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Связная речь – не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы.
Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих нарушение речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.
Для высказываний детей с нарушением речи характерны :
- нарушения логической последовательности повествования;
- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
- незавершенность микротем;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям Стандарта речевое развитие детей, посещающих дошкольное учреждение образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Почему мы выбрали пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. П., Филичева Т. Б., Тихеева Е. И. и др.). Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваивается нормы построения предложений и целого текста.
Объект: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет: педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством различных методов и приемов.
Цель проекта : Способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста, используя различные методы и приемы формирования монологической речи ребенка.
Задачи проекта :
1. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
2. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
3. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
4. Формирование умения планирования развернутых высказываний.
5. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
6. Формирование у детей навыков использования в связанных высказываниях средств художественной выразительности.
7. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.
Гипотеза: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством различных методов и приемов будет эффективным при создании следующих условий:
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- наглядный материал (мнемотаблицы, предметные картинки, графические схемы, кукольный театр) должен быть интересен ребенку и соответствовать предъявляемой теме.
Тип проекта : информационно-практический.
Участники: логопед, воспитатели, дети старшей группы Длительность : долгосрочный (сентябрь 2019 г. - май 2020 г.)
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
К концу обучения дети должны уметь :
- самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.
- быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
- самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.
- внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный (август-сентябрь, 2019 г.).
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение научно-педагогической литературы по развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Основной этап (октябрь-апрель, 2020 г.).
1. Разработка перспективного плана.
2. Разработка конспектов ОД.
3. Подбор произведений художественной литературы для пересказа.
4. Внедрение перспективного плана в НОД.
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом.
3. Заключительный этап (май, 2020г.).
1. Повторный мониторинг речевого развития дошкольников.
2. Анализ и оценка результатов проекта.
Содержание этапов реализации проектов.
1. Организационно-подготовительный (август-сентябрь, 2019 г.).
В сентябре 2019 года было проведено логопедическое обследование. Всего обследовано 17 детей, все дети имеют нарушение речи. При пересказе детьми текста выявили следующие нарушения: неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Для того чтобы улучшить результативность мы разработали проект по
обучению детей пересказу с использованием опорных схем «Путешествие в страну красивой речи».
«Белочка и зайчик»
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.
Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.
Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.
Для констатирующего эксперимента была подобрана методика – "Пересказ текста" (В. И. Яшина). Для пересказа был взят рассказ «Белочка и зайчик»
Высшая оценка воспроизведения текста по всем критериям – 12 баллов:
2 балла выставляется за последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; полное отсутствие неоправданных пауз; наличие разных типов предложений; отсутствие грамматических ошибок.
1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок; преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок.
0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
По общей сумме баллов определялся уровень развития связной монологической речи :
9-12 баллов – навыки сформированы
6-8 баллов – на стадии становления
менее 5 баллов – точка роста.
По результатам обследования видно, что у детей преобладает низкий уровень (стадия роста) развития связной речи.
У детей отсутствует четкость, последовательность изложения. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с нарушением речи не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.
Исходя из результатов обследования, определили задачи по обучению детей навыкам пересказа.
2. Основной этап (октябрь-апрель, 2020 г.).
Базируясь на произведениях художественной литературы, мы разработали перспективный план и занятия по обучению детей старшей группы пересказу. Так же, создали единый алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. При этом использовать эффективные методические приемы по обучению детей пересказу, моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.
Для пересказа в основу были положены произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Большое внимание мы уделяли выбору произведений для пересказа. В своей работе мы опирались на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого и других авторов. Кроме того, природа является частью мира ребенка. И он ее должен правильно понимать и осознавать. При знакомстве с природоведческой литературой дети приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.
При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Поэтому тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался по мере возрастания речевых возможностей детей.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
- высокая художественная ценность произведения;
- идейная направленность;
- динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;
- объем пересказа (возрастная особенность детей);
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
Занятие проводится один раз в неделю. На занятиях используются разнообразный иллюстрационный материал. Это помогло разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям на протяжении всего года.
3. Заключительный этап (май, 2020 г.).
На заключительном этапе проекта, было проведено итоговое логопедическое обследование связной речи.
По результатам обследования видно, что у детей преобладает средний развития связной речи.
Не все дети чётко и последовательно излагают свои мысли, допускают пропуски при пересказе, хотя пересказы стали более последовательные и точные. Затруднения возникают при употреблении словесных конструкций (сочетание существительного с прилагательным, предлогов). Эти затруднения мы постараемся преодолеть в подготовительной группе.
Вывод. Таким образом, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством различных методов и приемов будет эффективным при создании следующих условий:
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- наглядный материал (мнемотаблицы, предметные картинки, графические схемы, кукольный театр) должен быть интересен ребенку и соответствовать предъявляемой теме.
Так же при проведении коррекционной работы важная роль отводится речевому образцу педагога, применению разнообразных игро-вых приемов. Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связной речи.
Итоговое обследование показало хорошую динамику детей по обучению пересказу и перспективность данного вида работы. Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение связно, красиво говорить.