Ольга Ильясова
Проект по ознакомлению детей старшей группы с искусством «В мире прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по ознакомлению детей старшей группы с искусством „В мире прикладного искусства“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Знакомство с национальной культурой имеет важное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Народное искусство в любой национальной культуре занимает особое место.
Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ним богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Работы народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца
Декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали и искусствоведы и отечественные психологи педагоги. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, а так же подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей. Таким образом, познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
Цель: Формировать представление о декоративно-прикладном искусстве как одном из условии эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
2. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к
образцам народного декоративно-прикладного искусства.
3. Учить детей рисовать характерные элементы, композиций, узоров
той или иной росписи; умение создавать выразительные узоры на бумаге
разного формата и на объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Воспитывать активность, самостоятельность, проявление инициативы и творчества при создании выразительных узоров
5. Воспитывать эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству, любовь и уважение к труду.
Вид проекта : познавательный, творческий
Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев)
Участники проекта : дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Обеспечение проектной деятельности :
Библиография:
1. Азбука общения Шипицын Л. М «Детство-Пресс»2008г
2. Здравствуй, мир. ВахрушевА. А, Кочемасова Е. Е, Акимова Ю. А.
3. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью Алешина Н. В.
4. Познавательное развитие Волчкова
5. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Швайко Г. С
6. Мотивы народных орнаментов. БогатееваЗ. А, М. 1986г.
7. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Комарова. Т. С М-1991г
8. О. А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно — прикладным искусством»,
9. А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество»,
10. Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. Подбор литературы;
2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомов раскрасок);
3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
4. выставки книг, рисунков, поделок, дидактических игр;
5. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты)
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей и задач проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
Познание :
1. «Краса ненаглядная»
2. «Золотые руки мастеров»
3. «Чудо-чудное, диво-дивное»
Беседы:
«Путешествие в прошлое посуды», «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Искусство гжельских мастеров».
Творческая деятельность:
1. «Декоративное панно» -ручной труд
2. «Дымковская уточка» - лепка
3. «Сказочная гжель» - рисование
4. «Украсим кукле платье» - рисование городец
5. «Индюшок»- дымковсая роспись рисование
6. «Хохломские чудеса» -рисование
7. «Кони на лугу» -аппликация
Народные подвижные и малоподвижные игры:
«Золотые ворота», «Жмурки», «Садовник», «Краски», «Заря-заряницы», «Ручеек», «Горелки»
Дидактическая игра «Составь Узор», «Русский квартет», «Угадай, какая роспись?»
Творческие игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась»
Чтение художественной литературы:
1 Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша».
Песенки-заклички : «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Грачи-киричи», «Как на масляной неделе», «Здравствуй красное солнышко»
Сюжетно- ролевая игра:
«Магазин сувениров», «На выставке», «В путешествие по России»
Рассматривание альбомов Е. Поповой с разными видами росписей, открыток, иллюстраций, раскрасок, книги «Ярмарка»
Презентация о предметах декоративно-прикладного искусства
Музыкально-театрализованная деятельность:
Настольный театр: Колядования накануне Рождества;
Народные праздники: Рождество, Масленица, Пасха.
Взаимодействие с родителями:
Выставка «Русские народные промыслы»
Наглядно-консультативный материал в родительском уголке «Виды народно-прикладного искусства».
III. Презентационно – завершающий
Итоговое занятие «В мастерской у народных умельцев»
Предполагаемый результат:
Таким образом, в результате работы по проекту дети научатся определять виды промыслов, сформируется эстетический вкус, умение созерцать красоту народного прикладного искусства, создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволит расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.