Папки-передвижки

Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья»

Ольга Владимировна Коняева
Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья»

Данный проект является результатом наблюдений, практических наработок, реализации социально педагогического проекта «В содружестве по оренбургски» в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, к его социализации. Национальный состав педагогов и детей и их родителей в детском клубе «Чайка» разнообразен. Поэтому понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.

Содержание проекта

Публикация «Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста „Вместе дружная семья“» размещена в разделах

1. Пояснительная записка 3

1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта 3

1.2. Цель и задачи проекта 4

1.3. Основные принципы реализации проекта 4

1.4. Адресат программы 5

2. Содержание и механизм реализации проекта 6

2.1. Краткое содержание проекта 6

2.2. Сроки и этапы реализации проекта 7

2.3. Направления, средства и формы проекта 8

2.4. Мероприятия проекта 9

2.5. Ожидаемые результаты 11

2.6. Условия реализации проекта 11

2.7. Заключение 12

3 Литература 13

4 Приложения 14

1. Пояснительная записка

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова

Сегодня перед системой образования в России стоит важная задача воспитание «поликультурной личности», обучению детей новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных народов. «Национальная доктрина образования в РФ» провозглашает в числе основных целей образования: «Национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «Формирование культуры мира и межличностных отношений», «Развитие культуры межэтнических отношений».

Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.

1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта

Актуальность данной проблемы понимается нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также просвещение родителей.

Данный проект является результатом наблюдений, практических наработок, реализации социально педагогического проекта «В содружестве по оренбургски» в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, к его социализации. Национальный состав педагогов и детей и их родителей в детском клубе «Чайка» разнообразен. Поэтому понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.

Педагогическая целесообразность проекта обусловлена тем, что поликультурное воспитание представляет собой один из подходов, ориентированных на сохранение, трансляцию и развитие культуры этносов и народов, проживающих на территории Оренбургской области и позволяющих стимулировать активный отклик обучающегося.

1.2. Цель и задачи проекта

Ведущая педагогическая идея проекта – расширить знания детей старшего дошкольного возраста о традициях, обычаях народов разных национальностей. Активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания. На основе этой идеи были сформулированы цель и задачи проекта «Вместе дружная семья».

Цель: создание благоприятной среды для формирования положительного отношения детей к своим сверстникам, взрослым людям разной национальности.

Задачи:

- познакомить детей с традициями, обычаями и культурой народов, проживающих в Оренбуржье;

- сформировать положительное, толерантное отношение к языку, традициям представителей разных национальностей;

- воспитание гражданских чувств у детей, гордость за свой народ и свою родину, стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

1.3. Основные принципы реализации проекта

Проект :

- учитывает принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием педагога и ребенка, проецирует установку на разумное усвоение;

-включает принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, индивидуальных особенностям ребенка, обеспечивающих развивающий характер обучения;

-учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в Оренбуржье;

-учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у обучающихся опыта самопознания и самоопределения;

-опирается на принцип толерантности, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, культуры, образа жизни;

1.4. Адресат проекта

Участниками проекта «Вместе дружная семья» являются обучающиеся детского клуба «Чайка» (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители обучающихся.

В дошкольном возрасте у ребё нка развиты первичные представления: о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира;

Ребёнок 6-7 лет проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать. Этот возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, а образовательное учреждение - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И задача педагогов – познакомить с основами толерантного отношения друг к другу, уважать традиции и культуру других народов, а также создать условия, которые позволят организовать плодотворную работу в этом направлении.

Сотрудничество с семьями и совместно организованные мероприятия («Мама, папа, я — многонациональная семья», беседа о семье, семейных традициях, фотоальбом «Моя семья», совместные сочинения детей и родителей «Выходные в культурном комплексе «Национальная деревня») не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

2. Содержание и механизм реализации проекта

2.1. Краткое содержание проекта

Данный проект включает в себя три последовательных блока, каждый из которых направлен на решение определенных задач:

1 блок - «Многонациональный край родной»;

В данном блоке узнают об истории создания города Оренбурга и его достопримечательностях, о дружном многонациональном народе, проживающем в Оренбуржье.

2 блок - «Дружный народ Оренбуржья» - содержательной основой блока является ознакомление с культурой народностей, живущих в Оренбуржье. Организуется образовательная и совместная деятельность с детьми в виде занятий, бесед-рассуждений, дидактических игр и мероприятий, которая направлена на формирование представлений о собственной национальности и культуре своего народа, а также уважительного отношение к культуре другого человека.

3 блок - «Мы разные, мы равные» - направлен на расширение представлений и знаний детей о культуре и быте других народов. На данном этапе, кроме совместной деятельности детей с педагогом, организуется работа родителей и детей по организации экскурсий, видео или фото презентаций, по созданию экспозиции «Многонациональное Оренбуржье» в музее детского клуба «Чайка».

2.2. Сроки и этапы реализации проекта

Продолжительность проекта : краткосрочный – 4 месяца.

Срокам и этапам реализации проекта «Вместе дружная семья» отведена вариативная часть в дополнительной общеобразовательной программе «Учимся- играя».

Этапы:

1. Подготовительный этап (февраль)

-изучение нормативных документов, определяющих приоритеты поликультурного образования;

-разработка идеи проекта, определение целей и задач;

-подбор методической литературы;

-обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

-разработка мероприятий для реализации проекта;

-выявление национального состояния семьи обучающихся;

-информация для родителей «Участвуем в проекте «Вместе дружная семья»;

-анкетирование родителей.

2. Основной этап

1 блок «Многонациональный край родной» (март)

2 блок «Дружный народ Оренбуржья» (апрель)

-индивидуальные и групповые беседы - «Оренбуржье мое»;

-дидактические, подвижные игры - «Узнай по описанию национальный костюм», «Чье подворье?»;

-чтение художественной литературы - народные сказки «Волк, собака и кот», «Бульба».

-проведение мероприятий с этнокультурной тематикой - ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо», выставка макетов «Национальные подворья»;

-целевые экскурсии в музеи - «Национальная деревня»;

-творческая мастерская - выставка рисунков «Оренбуржье многонациональное»;

-консультации для родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов».

3. Заключительный этап

3блок «Мы разные, мы равные» (май)

Продуктивная деятельность участников проекта :

- создание в музее детского клуба экспозиции «Вместе мы одна семья»;

-стенд «Многонациональное Оренбуржье»;

-стенд «Край наш Оренбургский»;

-итоговое мероприятие «Венок дружбы».

Формы подведения итогов:

1. Выставки детских работ: «Оренбуржье многонациональное», конкурс мастериц (мамы, бабушки, ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо», день народных игр; музыкальный досуг: «Песни моего народа», игры-путешествия по Оренбургской области: «К бабушке в деревню»;

Выставка фотографий родителей на тему «Дружный мой край», «Моя семья», совместные сочинения детей и родителей : «Выходные в Национальной деревне».

2. Подготовка отчетного материала в виде видеопрезентации, фотоальбома «Достопримечательности Оренбурга».

3. Определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.

2.2. Направления, средства и формы реализации проекта

Поликультурное воспитание детей «Вместе дружная семья» осуществляется в трех направлениях:

-информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);

-эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

-поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)

Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства, позволяющие включить детей в разные виды деятельности:

-встречи с представителями разных национальностей;

-устное народное творчество;

-художественную литературу;

-игру, народную игрушку и национальную живопись;

-декоративно – прикладное искусство;

-музыку;

-этнические мини - музеи (экскурсии в культурный комплекс «Национальная деревня»).

Реализация данных направлений осуществляется через групповые, индивидуальные формы работы.

2.3. Мероприятия проекта

Блоки Сроки Мероприятие Цель

Март

«Многонациональный край родной» 1 неделя «Карта родного края». Беседа о крае. Рассматривание альбома «Оренбуржье мое». Чтение стихотворения И. Гавриловой «Оренбуржье». Беседа по прочитанному. Изучение родного города во взаимосвязи с культурой и историей России

2 неделя «История Оренбурга». Беседа, рассказ об истории возникновения города Оренбурга. Символика родного города. Рассматривание фотоальбомов Формирование чувства гордости за свой город

3 неделя 1.«Народы Оренбуржья». Рассматривание альбомов, иллюстраций «Оренбуржье многонациональное». Знакомство с песней В. Позднеева «Край Оренбургский». Разучивание стихов И. Гаврилова «Цвет у неба бирюзовый…», «Оренбуржье». Расширение знаний детей о народностях, населяющих наш край. Формирование умения толерантного взаимодействия с окружающими и коммуникативных навыков.

2. Дидактические игры: лото «Мой Оренбург», пазлы «Памятники Оренбурга» Закрепление знаний о достопримечательностях Оренбурга

4 неделя Видеосюжет «Изюминка Оренбурга – культурный комплекс «Национальная деревня». Беседа о подворьях комплекса. Формирование у детей гордости за свой город и его достопримечательностях

Апрель

«Дружный народ Оренбуржья»

1 неделя

«Обычаи и традиции моего народа» Музыкальный досуг «Песни моего народа». Вечер стихов на разных языках

Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».

«Народные сказки, сказания и предания» Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.

2 неделя «Национальная одежда. Рассматривание народных костюмов в альбомах, видеопрезентациях.

Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». воспитание уважения к культурным традициям и обычаям другого народа

Презентация «Одежда моего народа» Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия в совместной творческой деятельности

3 неделя «Национальные блюда». Представление народных блюд в альбомах, видеопрезентациях. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья.

Ярмарка «Национальные блюда». Развивать стремление к познанию национальных традиций.

4 неделя «Национальные народные игры». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. Знакомство с традициями народов и национальными играми

Программа тренинга для родителей

«Толерантность – основа культуры мира» Развить национальное самосознание участников проекта на основе культуры разных народов.

Май

«Мы разные, мы равные» 1 неделя «Экскурсия в культурный комплекс «Национальная деревня». Фото-сессия. Закрепить представления детей о музеях культурного комплекса и их назначении. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города.

Оформление видео-сборника и фотоальбома. Совместные мини -сочинения детей и родителей «Выходные в культурном комплексе «Национальная деревня». Расширение знаний о культуре многонационального Оренбуржья;

Создание альбомов для музея клуба Вовлечение обучающихся в исследовательскую, творческую деятельность

Создание демонстрационных стендов для экспозиции музея клуба Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия в совместной творческой деятельности

4 неделя Праздничная программа «Венок дружбы» Включение участников проекта в систему социальных отношений через организацию досуговых мероприятий

Экскурсия по экспозиции «Многонациональное Оренбуржье в детском клубе «Чайка» Воспитывать в детях чувство гордости за многонациональный народ Оренбуржья

2.5. Ожидаемые результаты

Не секрет, что обычаи и традиции наших предков не всегда передаются от поколения к поколению - где-то нарушается связь времен. Поэтому, участвуя в мероприятиях и тем самым, реализуя проект поликультурного воспитания «Вместе дружная семья, участники проекта не только познакомятся с традициями и обычаями предков, но и смогут рассказать об этом. Расширение знаний о многонациональностях, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к положительному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Данный проект поможет педагогу :

-раскрыть ребенку мир национальных культур;

-расширить представление об образе жизни людей, живущих в нашем Оренбуржье, их обычаях и традициях на основе познания;

-способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом;

-сформировать у них представление о себе и других, как о личности.

.

2.6. Условия реализации проекта

Реализация проекта поликультурного воспитания «Вместе дружная семья» будет успешной при соблюдении определё нных условий:

Педагогические условия:

-наличие целостной системы воспитания личности как носителя общекультурных ценностей;

-инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;

-создание информационного блока по ознакомлению детей с культурой народов Оренбуржья;

-включение дидактических, подвижных, музыкальных и театрализованных игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру разных народов;

-создание и оформление информационной среды для родителей;

-создание в коллективе атмосферы взаимоуважения, сотрудничества, творчества, самореализации собственной позиции, психологического комфорта

Материально– технические условия:

- необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы: столы; стулья; шкафы, аудио и видео оснащение, проектор;

- спонсорская помощь.

Информационное обеспечение:

- детская художественная и методическая литература;

- демонстрационный и дидактический материал;

- методические пособия;

- образовательные презентации;

- изделия декоративно-прикладного искусства;

- аудио, видео, фото, материалы, мультимедийное оборудование;

- материалы для продуктивной деятельности детей;

- атрибуты для театрализованных и подвижных игр.

Кадровые условия:

-квалифицированные, компетентные педагоги.

2.7. Заключение

Проблема поликультурного воспитания значима для нашей Оренбургской области, которая специфична своей многонациональностью. Сама природа оренбургских степей издревле объединяла людей, способствующих их передвижению, превращала край в своеобразный мост, связывающий различные национальности с их родной культурой.

Приобщение детей к культуре разных народов сформирует у них предпосылки толерантного отношения к людям разных национальностей и рас, а также основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа. Культура народов является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию к объектам эстетического содержания.

3. Литература

1. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур//Педагогика. -2000.№2.

2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.

3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.

4. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000. - №10.

5. Детям о разных народах. Журнал. Дошкольное воспитание. №11, 1967г., стр. 70 – 72.

6. Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. - №1.

7. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М. : «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).

8. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 2010. - №4.

9. Панкеев И. А. Русские народные игры – М. : Яуза, 2008. – 240с.

10. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с. : ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).

11. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister. – 2000. - №3.

12. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 2009. –

Публикации по теме:

Презентация «Вместе дружная семья» Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Бобровой Елены Андреевны ШМДОКУ д/я "Солнышко" пгт-Ленинское. 1-2 слайд. В течение.

Игровой тренинг для детей и родителей старшей группы «Логопед, родители и я — вместе дружная семья» Цель: Укрепить отношения между родителями, ребенком и учителем - логопедом; Задачи: 1. Сформировать позитивную коммуникацию между родителями,.

Конспект интегрированного занятия по нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Моя дружная семья» Конспект интегрированного занятия по нравственному воспитанию в группе раннего возраста (2-3 лет) «Смешарики» на тему: «Моя дружная семья».

Педагогическая находка. Сценарий мероприятия «Вместе дружная семья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»» «Педагогическая находка». Методическая.

Праздник ко Дню семьи, любви и верности «Вместе — дружная семья» Цель: формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений. Задачи: - развитие семейного творчества и сотрудничества семьи.

Проект «Мама, папа, сад и я — вместе дружная семья!» Проект «Мама, папа, сад и я вместе дружная семья!» Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Осипова М. Л.. Саратов.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Вместе — дружная семья!» Проект «Вместе – дружная семья!» Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за.

Разработка НОД в рамках практико-значимого проекта  «Отношения детей и родителей. Папа, мама, ты и я — вместе дружная семья» Разработка практико-значимого проекта - конспекта непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы.

Сценарий конкурса чтецов «Ты, я, он, она — вместе дружная семья» Сценарий конкурса чтецов в МБДОУ № 79 «Ты, я, он, она-вместе дружная семья» Программное содержание: повышение речевой активности детей,.

Зимняя спартакиада «Мама, папа, спорт и я — вместе дружная семья»Зимняя спартакиада «Мама, папа, спорт и я — вместе дружная семья» Зимняя спартакиада «Мама, папа, спорт и я – вместе дружная семья!» Над землёю закружила Вновь зима свой хоровод, Пусть здоровье, радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 09:26
+100Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД