людмила хрипкова
Проект по познавательному развитию «Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог!
Подготовил: воспитатель высшей категории
Хрипкова Л. Н.
2020 г.
Проекта : «Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог!»
Автор проекта : воспитатель средней группы
Вид проекта : познавательный, творческий, краткосрочный.
Публикация «Проект по познавательному развитию „Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Участники проекта : воспитатели, дети и родители группы.
Возраст детей: 4-5 лет.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
(Орлов В.)
Актуальность: Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нё м: «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Но отношение к хлебу изменилось. К большому сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют куском хлеба за столом. Наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и испечь хлеб.
Цель: Формировать у детей представления о процессе выращивания зерна, его обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Задачи:
Обучающие:
-Расширять представление детей о значении хлеба в жизни человека, многообразии хлебных продуктов, и его изготовлении. Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
-Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
-Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие :
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
-Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.
-Обогащать словарь детей. Учить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к труду хлеборобов и пекарей.
Проблема: К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т. д.)
Ожидаемые результаты:
-Сформировать у детей представления о ценности хлеба.
-Получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб- это итог работы многих людей.
-Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
-Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок о хлебе, иллюстраций по проекту «Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог!»
Создание предметно-развивающей среды.
2. Основной этап:
Проведение совместной деятельности педагога с детьми:
Занятия: «Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог!», «Как хлеб растет», «Откуда хлеб пришел?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Хлебный отдел», «Хлебная лавка», «Пекарня», «В гостях у Насти».
Дидактические игры:
«Что где растет», «Злаки и их семена», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Что из чего?», «Узнай на вкус».
Беседы:
«Что мы знаем о хлебе?». «Пахота», «Сев», «Как выращивают хлеб?», «Как мы можем беречь хлеб?», «Что такое злаки?», «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб», «Как испечь хлеб дома?», «Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
«Злаки», «Хлебобулочные изделия» «Откуда хлеб пришел?».
Репродукция картины русского художника И. И. Шишкина «Рожь».
Рассматривание колосков пшеницы и ржи.
Знакомство с профессиями:
Хлебороб, комбайнер, пекарь.
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание колосьев пшеницы и ржи, ячменя.
Опытно-экспериментальная деятельность:
-Посев семя пшеницы, ржи.
Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий (при помощи родителей)
-Чтение художественной литературы о хлебе :
Сказки: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», «Легкий хлеб».
К. Чуковский «Чудо-дерево», «Булка», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб-наше богатство», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»
Изобразительная деятельность:
-Рисование «Колобок», «Колосок».
-Изготовить ЛЭП бук «Хлеб на стол, и стол престол».
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми.
Взаимодействие с родителями:
-Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе; посетить «Пекарню», «Булочную».
-замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий.
Заключительный этап:
-создать кулинарную книгу «Семейные рецепты»
Вывод. В ходе проектной деятельности по теме «Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог», дети познакомились с традициями, связанными с выращиванием хлеба, с процессом обработки зерна и выпечке хлеба, различных хлебобулочных изделий, о ценности хлеба для человека. Дети узнали, о том, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Дети меньше балуются хлебом, бережно относятся к нему.
Литература.
1. Я. Аким «Хлеб»
2. В. Воронько «Лето пролетело»
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль. – [репринт. изд. ] – М. : Русский язык, Т. 2: И-О. – 1979. – С. 260
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. -192с.
5. В. Дацкевич «От зерна до каравая»
6. В. Крупин «Хлеб»
7. П. Коганов «Хлеб - наше богатство»
8. Л. Лебедевой «Корочка»
9. В. Орлов «Зернышко пшеницы»
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Русский язык, 1987.
11. С. Погореловский «Хлебушек душистый»
12. Пособие «Как наши предки выращивали хлеб» Э. Емельянова, А. Воробьв «Мозаика-Синтез» 2011г
13. В. Ремизов «Хлебный голос»
14. Русские народные сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
15. Н. Самкова «О хлебе»
16. И. Токмакова «Что такое хлеб»
17. Украинская народная сказка «Колосок».
18. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие О. В. Дыбина [и др. ] Тольятти ТГУ 2009. – 114с.
19. К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»
20. Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»