Кузнецова Светлана
Проект по развитию речи «Чудо-ритмы» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи через формирование чувства ритма в I младшей группе «Чудо-ритмы».
Тип проекта : направлен на речевое развитие детей
По составу участников: групповой.
Продолжительность проекта : 2 месяца – август, сентябрь (среднесрочный).
Публикация «Проект по развитию речи „Чудо-ритмы“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Возраст детей : 2-3 года.
Формы реализации проекта :
- НОД;
- игры (речевые, пальчиковые, подвижные, хороводные, подражания, музыкальные);
- беседы, общение;
- рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
- работа с родителями.
Цели проекта.
1. Активизация речи детей через формирование чувства ритма.
2. Обогащение словаря
3. Развитие речевого слуха
Задачи проекта :
1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию литературные произведения и одновременно выполнять характерные повторяющиеся движения или действия (отстукивания, похлопывания и т. д.);
2. Развивать общую моторику детей - двигательные упражнения и игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
3. Упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков или слов посредством игр – подражаний или игр с использованием метода договаривания.
4. Знакомить детей с ритмом при помощи различных музыкальных инструментов — бубна, барабана, металлофона и др.
5. Развивать речевое общение - побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
6. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
7. Приобщать воспитанников к литературному творчеству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Работа с родителями:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с ритмом», «Развитие речи детей через общение и игру», «Роль семьи в развитии речи детей»).
- Информационно-аналитическая (оформление папки-передвижки).
- Индивидуальные беседы о значимости правильной речи в развитии ребенка.
Предполагаемый результат:
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
2. Большое количество заученных наизусть потешек и стихотворений.
3. Сформированные начальные ощущения ритма.
4. Рост речевой активности детей, положительно влияющий на самостоятельную игровую деятельность детей.
5. Интерес к игре на различных музыкальных инструментах.
6. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду.
7. Заинтересованность родителей жизнью группы и желание участвовать в ней.
Актуальность проекта.
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимания, памяти.
Однако у каждого ребенка формирование психических функций уникально и идет по своим собственным законам. Поэтому, становление речи у двухлетних малышей тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от двух до трех лет дети сильно меняются. В связи с этим абсолютно естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года.
Но при всем этом имеются и общие закономерности в речевом развитии.
Так, например, быстро пополняется активный и пассивный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с интересом слушает и воспринимает простые тексты (короткие сказки, рассказы, он уже с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у ребенка уже должна сформироваться элементарная фразовая речь. Однако в первое время фразы состоят из двух, часто лепетных, слов и не всегда понятны. Но главное — это то, что появилась фраза, т. е. предложение. А вот высказывания трехлетних детей становятся более распространенными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, несмотря на то, что в их речи еще много неправильного употребления окончаний («У меня много игрушков!», суффиксов («У меня есть пирамидочка», согласований («Это мой машина!», ударений («Кукла лежит на стОле», со временем они приобретают случайный характер и их становится все меньше.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем практически всех достижений. С помощью речи ребёнок выражает своё отношение к происходящему, знание или незнание, умение или неумение, согласие или отказ.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему. Поэтому воспитателям группы раннего возраста необходимо систематически и целенаправленно вести работу по обогащению словаря и активизации речи детей, которая должна быть непрерывной и пронизывать все режимные моменты. Тема развития речи воспитанников должна постоянно звучать в беседах и индивидуальных консультациях с родителями.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка со всех сторон, нужен комплексный подход. Поэтому в работе я использую весь педагогический арсенал: пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, упражнения на формирование правильного речевого дыхания, различные игровые приемы с опорой на наглядность и т. д.
Одно из необходимых направлений — это развитие речи через формирование чувства ритма.
Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние впечатления и воздействия. Чувство ритма, так же как любое другое, например, чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть не сформировано, если на него не обращать внимания. Развить чувство ритма можно абсолютно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.
Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные песенки еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под знакомые ему мелодии.
Как общее понятие, ритм— это равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и др. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня, смена времен года, дня и ночи, и т. д.). Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).
Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит плавность и чёткость речи, артикуляция.
Характерные особенности ритма:
1. Внутренняя организация. Это означает, что ритм обладает способностью организовывать и упорядочивать хаотичные элементы;
2. Повторяемость. Характерной чертой ритма является чередование одних и тех же элементов;
3. Размеренность. Ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).
Эти характеристики ритма можно с успехом использовать в работе по развитию речи. Так, в стихотворениях есть внутренняя организация текста (стихотворный размер) и повторяемость элементов (созвучия слов - рифмы). В песнях помимо внутренней организации и размеренности текста присутствует и ритмичное повторение припевов. Кроме этого, малыши вообще любят слушать детские стихотворения и песни по многу раз (повторяемость). Можно пропевать стихотворные тексты или сочетать их с мелодией, а также полезно сопровождать стихи ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным стимулятором развития у детей активной речи.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов на данную тему.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор литературного материала адекватно возрасту детей.
5. Пополнение развивающей среды :
- Составлены картотеки на формирование чувства ритма (рифмованные загадки, потешки и речевые игры, игры – подражания с речевым сопровождением, игры на развитие слухового внимания, песенки и музыкальные игры).
- Обновлена картотека дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
- Изготовление дидактических пособий.
6. Разработка конспектов игровых занятий, проводимых в свободное время (приложение №1).
II. Основной этап реализации проекта :
1. Осуществление деятельности:
- проведение игровых занятий (приложение №1)
- использование различных методических приемов формирования чувства ритма для развития речи (приложение №2).
2. Работа с родителями:
- Консультации в родительском уголке на тему: «Игры с ритмом», «Развитие речи детей через общение и игру», «Роль семьи в развитии речи детей».
- Индивидуальные беседы по речевому развитию детей.
- Приобщение родителей к изготовлению пособий для игр, атрибутов.
3. Индивидуальная работа с детьми — по мере возможности и речевым потребностям.
III. Заключительный этап проекта :
1. Анализ выполненной работы, итоги проекта.
2. Родительское собрание с показом фото-презентации о проведенном проекте.