Папки-передвижки

Проект по развитию речи «Чудо-ритмы» для детей 2–3 лет

Кузнецова Светлана
Проект по развитию речи «Чудо-ритмы» для детей 2–3 лет

Проект по развитию речи через формирование чувства ритма в I младшей группе «Чудо-ритмы».

Тип проекта : направлен на речевое развитие детей

По составу участников: групповой.

Продолжительность проекта : 2 месяца – август, сентябрь (среднесрочный).

Публикация «Проект по развитию речи „Чудо-ритмы“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах

Возраст детей : 2-3 года.

Формы реализации проекта :

- НОД;

- игры (речевые, пальчиковые, подвижные, хороводные, подражания, музыкальные);

- беседы, общение;

- рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;

- работа с родителями.

Цели проекта.

1. Активизация речи детей через формирование чувства ритма.

2. Обогащение словаря

3. Развитие речевого слуха

Задачи проекта :

1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию литературные произведения и одновременно выполнять характерные повторяющиеся движения или действия (отстукивания, похлопывания и т. д.);

2. Развивать общую моторику детей - двигательные упражнения и игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

3. Упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков или слов посредством игр – подражаний или игр с использованием метода договаривания.

4. Знакомить детей с ритмом при помощи различных музыкальных инструментов — бубна, барабана, металлофона и др.

5. Развивать речевое общение - побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

6. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

7. Приобщать воспитанников к литературному творчеству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Работа с родителями:

- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с ритмом», «Развитие речи детей через общение и игру», «Роль семьи в развитии речи детей»).

- Информационно-аналитическая (оформление папки-передвижки).

- Индивидуальные беседы о значимости правильной речи в развитии ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.

2. Большое количество заученных наизусть потешек и стихотворений.

3. Сформированные начальные ощущения ритма.

4. Рост речевой активности детей, положительно влияющий на самостоятельную игровую деятельность детей.

5. Интерес к игре на различных музыкальных инструментах.

6. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду.

7. Заинтересованность родителей жизнью группы и желание участвовать в ней.

Актуальность проекта.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимания, памяти.

Однако у каждого ребенка формирование психических функций уникально и идет по своим собственным законам. Поэтому, становление речи у двухлетних малышей тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от двух до трех лет дети сильно меняются. В связи с этим абсолютно естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года.

Но при всем этом имеются и общие закономерности в речевом развитии.

Так, например, быстро пополняется активный и пассивный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с интересом слушает и воспринимает простые тексты (короткие сказки, рассказы, он уже с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у ребенка уже должна сформироваться элементарная фразовая речь. Однако в первое время фразы состоят из двух, часто лепетных, слов и не всегда понятны. Но главное — это то, что появилась фраза, т. е. предложение. А вот высказывания трехлетних детей становятся более распространенными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, несмотря на то, что в их речи еще много неправильного употребления окончаний («У меня много игрушков!», суффиксов («У меня есть пирамидочка», согласований («Это мой машина!», ударений («Кукла лежит на стОле», со временем они приобретают случайный характер и их становится все меньше.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем практически всех достижений. С помощью речи ребёнок выражает своё отношение к происходящему, знание или незнание, умение или неумение, согласие или отказ.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ четкой, грамотной и красивой речи, для появления интереса ко всему окружающему. Поэтому воспитателям группы раннего возраста необходимо систематически и целенаправленно вести работу по обогащению словаря и активизации речи детей, которая должна быть непрерывной и пронизывать все режимные моменты. Тема развития речи воспитанников должна постоянно звучать в беседах и индивидуальных консультациях с родителями.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка со всех сторон, нужен комплексный подход. Поэтому в работе я использую весь педагогический арсенал: пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, упражнения на формирование правильного речевого дыхания, различные игровые приемы с опорой на наглядность и т. д.

Одно из необходимых направлений — это развитие речи через формирование чувства ритма.

Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние впечатления и воздействия. Чувство ритма, так же как любое другое, например, чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть не сформировано, если на него не обращать внимания. Развить чувство ритма можно абсолютно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.

Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные песенки еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под знакомые ему мелодии.

Как общее понятие, ритм— это равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и др. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня, смена времен года, дня и ночи, и т. д.). Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит плавность и чёткость речи, артикуляция.

Характерные особенности ритма:

1. Внутренняя организация. Это означает, что ритм обладает способностью организовывать и упорядочивать хаотичные элементы;

2. Повторяемость. Характерной чертой ритма является чередование одних и тех же элементов;

3. Размеренность. Ритм обусловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (например, режим дня или какая-либо деятельность).

Эти характеристики ритма можно с успехом использовать в работе по развитию речи. Так, в стихотворениях есть внутренняя организация текста (стихотворный размер) и повторяемость элементов (созвучия слов - рифмы). В песнях помимо внутренней организации и размеренности текста присутствует и ритмичное повторение припевов. Кроме этого, малыши вообще любят слушать детские стихотворения и песни по многу раз (повторяемость). Можно пропевать стихотворные тексты или сочетать их с мелодией, а также полезно сопровождать стихи ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным стимулятором развития у детей активной речи.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов на данную тему.

3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

4. Подбор литературного материала адекватно возрасту детей.

5. Пополнение развивающей среды :

- Составлены картотеки на формирование чувства ритма (рифмованные загадки, потешки и речевые игры, игры – подражания с речевым сопровождением, игры на развитие слухового внимания, песенки и музыкальные игры).

- Обновлена картотека дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

- Изготовление дидактических пособий.

6. Разработка конспектов игровых занятий, проводимых в свободное время (приложение №1).

II. Основной этап реализации проекта :

1. Осуществление деятельности:

- проведение игровых занятий (приложение №1)

- использование различных методических приемов формирования чувства ритма для развития речи (приложение №2).

2. Работа с родителями:

- Консультации в родительском уголке на тему: «Игры с ритмом», «Развитие речи детей через общение и игру», «Роль семьи в развитии речи детей».

- Индивидуальные беседы по речевому развитию детей.

- Приобщение родителей к изготовлению пособий для игр, атрибутов.

3. Индивидуальная работа с детьми — по мере возможности и речевым потребностям.

III. Заключительный этап проекта :

1. Анализ выполненной работы, итоги проекта.

2. Родительское собрание с показом фото-презентации о проведенном проекте.

Публикации по теме:

Картотека игр по развитию речи для детей 3–4 лет КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №4 Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать.

Картотека игр по развитию речи для детей 3–4 лет КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №4 Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать.

Конструкт по развитию речи «Удачная рыбалка» для детей 5–6 лет Конструкт организации совместной образовательной деятельности Образовательная область: " Речевое развитие", "социально-коммуникативное".

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей 4–5 лет КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО-- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Главное направление.

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей 4–5 лет КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет Подготовила: Воспиатель первой квалификационной категории Локтик Н. В.

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей 4–5 лет Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни-освоение связной монологической речи. В это время происходит заметные изменения.

Лэпбук по развитию речи для детей 2–3 летЛэпбук по развитию речи для детей 2–3 лет Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи.

Открытое интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе «Вот такое чудо — чудо-дерево» Ход занятия. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите, сегодня к нам пришли гости. Они очень хотят посмотреть, чему мы с вами.

Проект по развитию речи «Здравствуй Пушкин» для детей 6–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №427 «Колокольчик» г. Екатеринбург Свердловская область» Проект:.

Промежуточная диагностика по развитию речи для детей 5–6 лет Текущая диагностика по блоку «Родное слово» (развитие речи) для детей 5-6 лет. Цель: выявить полученные знания, представления, навыки, полученные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи «Чудо-ритмы» для детей 2–3 лет
Опубликовано: 10 марта 2019 в 12:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД