Елена Шибеко
Проект по развитию речи для младшего дошкольного возраста «Развитие речи у детей через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи для младшего дошкольного возраста
Тема: «Развитие речи у детей через сказку»
Выполнила: воспитатель Шибеко Е. Февраль 2020года
Вид проекта : групповой, творческий, информационный, игровой.
Участники проекта : Дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Длительность реализации: 4 недели
Публикация «Проект по развитию речи для младшего дошкольного возраста „Развитие речи у детей через сказку“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель проекта : Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.
Задачи проекта :
1. Развивать речевую активность у детей.
2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать
словарь, воспитывать интерес к живому слову.
3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
5. познакомить детей с русскими народными сказками
6. учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
7. обогащать и расширять словарный запас детей;
8. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра (пальчикового, Би-Ба-Бо).
9. развивать творческие способности;
10. развивать у детей воображение, фантазию;
11. формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
12. развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и сверстниками в разных ситуациях;
13. познакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг.
14. заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Материалы и оборудование: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.
Предварительная работа:
Определение цели и задачи.
Составление плана работы.
Подбор литературы, изготовление атрибутов.
Задачи мотивационного этапа:
Развитие диалогической и полилогической речи (умение ставить вопросы и отвечать на них, умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения).
Развитие информационно-коммуникативных умений (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения).
Развитие умения понятно для других излагать свою точку зрения, вносить предложения, спорить и убеждать, соблюдая этикет спора, соглашаться с общим мнением.
Задачи проблемно-деятельностного этапа:
Обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество.
Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, пересказывают прочитанные произведения).
Развитие звуковой культуры речи (работа над интонацией, темпом и ритмом речи в процессе театрализованных игр) и грамматически правильной речи.
Развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные).
Непосредственная образовательная деятельность:
Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок. (Беседа "В гостях у сказок", Рассказывание сказки «Репка»,
"Беседа по сказке "Курочка Ряба"
Проведение занятия «В стране сказочных героев.»
Чтение и рассказывание сказок.
Разучивание отрывков из сказок
Драматизация отрывков из сказок.
Лепка репки из пластилина.
Совместная деятельность в режимных моментах:
Сюжетно – ролевые игры: «В гостях у сказки», «Сказки-путаницы»
Раскрашивание на тему «Сказки»
Игра на звукоподражание «Когда солнышко встает»
Чтение русских народных сказок по выбору детей
Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде
Рассматривание иллюстраций разных художников к русским народным сказкам
Игры по мотивам русских народных сказок с куклами би-ба-бо, куклами-перчатками)
Игра-драматизация с игрушками по сказке «Петушок и курочка»
Взаимодействие с родителями:
Оформление тематической выставки, посвященной русским народным сказкам.
Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Колобок».
Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.
Рисунки родителей для создания книги «Наши любимые сказки».
Консультация для родителей «Сказки в жизни ребенка».
Составление памятки для родителей «Список детской литературы для чтения в семье»
Выставка книг «Что за прелесть эти сказки»
Задачи творческого этапа:
развивать у детей умения делового сотрудничества и взаимодействия, развивать речевое творчество детей,
выразительность речи.
Творческий этап: Открытый просмотр занятия с участием детей
«Колобок».
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- творческое развитие детей.
Приложение:
«Роль сказки в жизни ребенка»
Консультация для родителей
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»
В. А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку : что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Прочитайте с детьми дома такие сказки :
«Петушок и бобовое зернышко»
«Кот и петух»
«Ворона»
«Гуси – лебеди»
«Лиса и журавль»
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
«Как читать сказку детям»
Консультация для родителей
Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»
(Джанни Родари).
Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.