Фирая Ярулина
Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
«Путешествие в мир театра»
Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет «Непоседы»
Воспитатель:
Ярулина Ф. Г
«Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем богаче, тем успешнее идет
Публикация «Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)
1этап - целеполагание:
Актуальность
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказки являются основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театрализованная деятельность.
Цель проекта :Развитие связной речи у детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Определить уровень связной речи детей.
- Разработать мероприятия по реализации проекта
- Создать условия для развития театрализованной деятельности
- Создать партнерские взаимоотношения с родителями
- Определить эффективность проделанной работы.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Вид проекта : творческий, игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Предполагаемые результаты:
1. Повышение интереса детей к театру и театрализованным играм.
2. Повышение уровня развития связной речи детей.
3. Обогащение ППРС для развития театрализованной деятельности.
4. Создание партнерских взаимоотношения с родителями воспитанников
2 этап -подготовительный:
Задачи:
1. Выявить уровень развития связной речи детей
2. Создать условия для реализации проекта
3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.
На этом же этапе работа проводилась по мотивации родителей и детей. Детей заинтересовали приходом героя из сказки «Три медведя» -вызвали у детей интерес узнать о разнообразии театров, и желание играть в театрализованные игры.
Для решения поставленных задач составили план мероприятий по реализации проекта.
Провели диагностику связной речи детей и организации творческих игр
Было продиагностировано 22ребенка.
Результаты диагностики показали: низкий уровень развития - 65
средний уровень развития -35
высокий уровень развития - 0
Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Дети затрудняются в составлении описательных рассказов, в пересказе допускают пропуски, не соблюдают последовательность. На вопросы не дают полный ответ, отвечают односложно. У детей наблюдаются грамматические ошибки, речь не достаточно выразительна, эмоциональна, слабо владеют умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения
Результаты развития связной речи детей показали, что для более успешной работы по развитию связной речи детей необходимо использование эффективных средств. Заинтересованность детей театрализованными играми позволила определить направленность работы.
В рамках подготовительного этапа провели родительское собрание на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Обсудили с родителями содержание работы по реализации проекта.
Реализация проекта началась с организации театрально – игровой среды в группе. Совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра : кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны, рубахи, а также костюмы сказочных героев. Изготовили ширмы для кукольного, настольного, теневого театра, декорации по временам года. Создали картотеку «Этюды», «Сказочные пальчиковые игры», «Театрализованные игры для детей средней группы». Изготовили мнемотаблицы по рассказыванию сказок детьми. Дети принесли иллюстрации, раскраски, стихи, по теме.
Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту.
У детей наблюдаются грамматические ошибки, речь не достаточно выразительна, эмоциональна, они слабо владеют умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
Результаты развития связной речи детей показали, что для более успешной работы по развитию связной речи детей необходимо использование эффективных средств. Заинтересованность детей театрализованными играми позволила определить направленность работы.
3 этап - Основной реализации проекта.
Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков:
1 блок - Познавательно – поисковый блок
2 блок - Художественно - эстетический
3 блок - Игровой
Все блоки взаимосвязаны и включают в себя различные виды детской деятельности и формы организации.
1. Познавательно – поисковый блок.
Задачи: Расширять знания детей о театре, обогащение театрального опыта. Проводились беседы с детьми на тему «Что такое театр», занятия «Знакомство с театром», «Знакомство с театральными профессии», занятие «Заюшкина избушка».
С детьми разучили словесные игры: «Игрушки», «Снежок», «Осеннии листья», «Как живешь», направленные наразвитие внимания, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря, развитие мелкой моторике.
Ежедневно читали и обсуждали с детьми содержание прочитанного рассказа или сказки, поддерживая и закрепляя интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации. На основе прочитанных сказок проводили театрализованные игры.
Ежедневно с помощью родителей пополнялся новыми книгамикнижный уголок - сказки К. Чуковского, Сутеева, Р. н. с., укр. нар. сказки.
2. Художественно- эстетический блок
Задачи: Развивать эстетическое восприятие и умение передавать образную выразительность окружающих предметов в рисунках, поделках.
Все свои впечатления, представления и восприятие дети отражали в различных творческих работах: лепка на тему: «Герои сказки «Теремок»Аппликация «Изготовление билетов для театра».
Раскрашивали раскраски «Какими ты видишь героев сказок», а также самостоятельно дети рассматривали картины, иллюстрации.
3. Игровой блок
Задачи: Развивать интерес к различным видам игр.
На закрепления знаний предложили детям дидактические игры: «Что лишнее», «Профессии»; «У кого что?»; «Собери картинку»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»
Проводились сюжетно ролевая игра «Театр» – где развивался у детей интерес и уважение к профессиям театра; культуре поведения и общения в театре.
Проводились игры на развитие двигательных способностей:
«У медведя во бору» «Муравьи», «Баба Яга», «Снеговик» «Самолеты и бабочки», «Мокрые котята», «Пальма», «Кактус и ива».
Вместе с нами активное участие в проекте принимали родители. Они помогали подбирать художественную литературу, иллюстрации. Пополнили уголок «Театрализованной деятельности» атрибутами: связали пальчиковый театр «Теремок», конусный, пальчиковый, театр на киндерах, на баночках, театра на дисках с использованием прищепок, театр теней, театр на палочках, фланелеграф, математический театр., а также декорации к театрам.
Для родителей подготовлена консультация «Развитие связной речи детей среднего возраста по средствам театрализованной деятельности», папка передвижка «Театрализованная деятельность в детском саду»,
4 этап - Презентация проекта
Презентация была проведена в форме досуга. На ней представлены продукты этого проекта : разновидности театров, атрибуты к сюжетно ролевой игре. Каждая семья представляла свои продукты проекта и делилась впечатлениями. Дети читали стихи, рассказывали пальчиковые игры, презентуя свои работы с родителями. Проведенное мероприятие способствует гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями.
5 этап – Заключительный
Для определения эффективности работы по проекту была проведена контрольная диагностика, которая показала:
Результаты диагностики развития связной речи показали :
низкий уровень развития 3 детей
средний уровень развития - 17 детей
высокий уровень развития - 2
У детей повысился уровень развития связной речи. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки. Дети лучше стали понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь. Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Для того, чтобы развивать у детей связную речь, необходимо проводить работу планомерно, последовательно, систематически. Театрализованная деятельность способствует эстетическому воспитанию детей, привитию им художественного вкуса, развитию их творческих способностей.
Обогатился словарный запас. пересказывать произведение,используя языковые и интонационно образные средства выразительности речи. Дети стали активнее, старательно запоминали и проговаривали свои слова. Кроме того, дети обогатили свои преставления о театре и театральных профессиях, стали проявлять интерес к театрализованной деятельности, драматизации, научились понимать главную идею литературного произведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа по этой теме имеет положительный результат и дает возможности для последующего развития.
Перспективы дальнейшей деятельности :
Начатую нами работу по активизации связной речи в процессе театрализованной деятельности, мы будем продолжать с детьми и в других группах.
Приложения к проекту
Приложение 1– Диагностический материал.
Приложение 2 - Перспективный план реализации проекта
Приложение 3 – Конспекты мероприятий с детьми Приложение 4 - Дидактические игры Приложение 5 - Художественное слово
Приложение 6- Работа с родителями.