МААМ-картинки

Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Говорящие пальчики»

Наталья Бикметова
Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Говорящие пальчики»

Проект по речевому развитию

детей раннего и младшего дошкольного возраста, через кружковую работу,

с использованием разнообразных форм пальчиковых игр

«Говорящие пальчики».

Название проекта:

Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста, через кружковую работу, с использованием разнообразных форм пальчиковых игр «Говорящие пальчики».

Описание проекта:

Публикация «Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста „Говорящие пальчики“» размещена в разделах

Программное содержание:

1. Формирование речи детей при помощи разнообразных форм пальчиковых игр.

2. Формирование умения у детей соотносить произносимые фразы и действия.

3. Развивать память, внимание, координацию движений, мелкую моторику рук.

4. Воспитывать

Актуальность проекта:

Проект «Говорящие пальчики» направлен на реализацию образовательной деятельности по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.

Основной вид деятельности детей раннего и младшего возраста – игра, в процессе которой развиваются такие свойства, как: внимание, память, речь, воображение.

Формирование личности ребенка в детском саду – только первая ступень к формированию полноценного члена общества: умного, доброго, и, главное, здорового человека. Одно из важных значений в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Благодаря ей, у ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на формировании детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Специалисты утверждают: что за последние 10 лет уровень сформированности речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что родители меньше общаются с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Всеобщая компьютеризация общества заставляют детей выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.

Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми. Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Понимая всю важность развития мелкой моторики, я решила проводить с детьми нашей группы углубленную работу в этом направлении.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи ребенка.

Объект проекта: дети второй группы раннего возраста и второй младшей группы.

Предмет проекта: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

Цель проекта: Формирование речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики у детей через выполнение различных пальчиковых игр и упражнений.

Задачи проекта:

1. Ознакомить родителей с проектом по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста, через кружковую работу, с использованием разнообразных форм пальчиковых игр «Говорящие пальчики».

2. Разработать перспективный план работы по проекту "Говорящие пальчики".

3. В течении учебного года провести цикл занятий и мероприятий по данной теме.

4. Подготовить совместными усилиями воспитателя и родителей атрибуты к пальчиковым играм.

5. Оформить информационные листы для родителей с рекомендациями по данной теме.

6. Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по вопросу влияния пальчиковых игр на формирование речи дошкольников.

7. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по данной теме.

8. Провести заключительное мероприятие: презентацию проекта «Говорящие пальчики».

Срок реализации проекта: 2018-2020 учебные года.

Краткое описание проекта:

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковых игр во время досуга детей;

- использование пальчиковых игр на занятиях, на прогулке и т. д. ;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковым играм.

Для достижения задач были выбраны разнообразные виды пальчиковых игр:

1. Игры – манипуляции.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4. Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала (пробки, прищепки, мячики «ежики», пуговицы, крупные бусины разнообразных форм).

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

6. Театр в руке.

7. Сопряженная гимнастика.

Участники проекта:

1. Воспитатель 1 квалификационной категории: Бикметова Наталья Александровна.

2. Дети второй группы раннего возраста и второй младшей группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Проект реализуется в три этапа:

• подготовительный,

• практический,

• заключительный.

I. Подготовительный этап:

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др., оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».

II. Основной этап реализации проекта:

- Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр с детьми;

- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковых игр;

- Включение пальчиковых игр в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3. Предложить детям выполнить движения вместе.

4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

5. Используйте максимально выразительную мимику.

6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- консультации индивидуальные и групповые: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседа с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

- родительские собрания: знакомство с проектом «Говорящие пальчики»;

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);

- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

III. Заключительный этап.

Организация работы педагога.

1. Показ открытого занятия для родителей

2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

3. Самоанализ деятельности по реализации проекта.

Перспективы распространения результатов проекта.

1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.

2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.

Необходимые материалы:

Предполагаемый продукт проекта:

1. Перспективный план работы по проекту "Говорящие пальчики".

2. Презентация проекта «Говорящие пальчики».

3. Разработанные рекомендации для педагогов по применению в работе с детьми разнообразных форм пальчиковых игр.

4. Разработанные рекомендации для родителей по проведению и обучению детей пальчиковым играм.

5. Выставка пособий, необходимых для проведения кружковой работы.

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. - М. :ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

2. Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М. :ТЦ Сфера,2005.-С. 54-59.

3. Закревская О. В. Развивайся, малыш!. -М. : Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С. 60,65.

4. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С. 41.

5. КольцоваС. 146-148,с. 149-154,с. 173-181.

6. Пашкевич Т. Д. Организация образовательного процесса в ДОУ

в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.

8. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с. ,189с. ,200с.

9. Янушко Е. Помогите малышу заговорить--- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с. 162.

10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. ,«Олма Пресс», 2001.

11. Хвостовцев А. Ю. Развиваем мелкую моторику. [ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А. Ю. Хвостовцев. – Н. : Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

12. Новиковская О. А. Веселая зарядка для пальчиков. [Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М. : Астрель: АСТ; СПб. : Астрель – СПб, 2009г.

13. Рузина, М. С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. – СПб. : Кристалл, 1997. – 336 с., ил.

14. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто это и где живет?» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто это и где живет?» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания. Развивать представления детей о том, какие.

Дидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: Закрепление у детей знаний о четырех основных цветах и понятий один - много, большой - маленький. Задачи: 1) расширять у.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План — конспект НОД «Домашние животные» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: 1)Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного от.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное лето» для детей младшего дошкольного возрастаПроект по художественно-эстетическому развитию «Разноцветное лето» для детей младшего дошкольного возраста "РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО" Актуальность проекта: Организация учебно-воспитательного процесса в детском саду в летний период вносит свои коррективы.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Говорящие пальчики»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 20:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД