Наталья Бикметова
Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Говорящие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по речевому развитию
детей раннего и младшего дошкольного возраста, через кружковую работу,
с использованием разнообразных форм пальчиковых игр
«Говорящие пальчики».
Название проекта:
Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста, через кружковую работу, с использованием разнообразных форм пальчиковых игр «Говорящие пальчики».
Описание проекта:
Публикация «Проект по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста „Говорящие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Программное содержание:
1. Формирование речи детей при помощи разнообразных форм пальчиковых игр.
2. Формирование умения у детей соотносить произносимые фразы и действия.
3. Развивать память, внимание, координацию движений, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать
Актуальность проекта:
Проект «Говорящие пальчики» направлен на реализацию образовательной деятельности по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.
Основной вид деятельности детей раннего и младшего возраста – игра, в процессе которой развиваются такие свойства, как: внимание, память, речь, воображение.
Формирование личности ребенка в детском саду – только первая ступень к формированию полноценного члена общества: умного, доброго, и, главное, здорового человека. Одно из важных значений в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Благодаря ей, у ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на формировании детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.
Специалисты утверждают: что за последние 10 лет уровень сформированности речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что родители меньше общаются с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Всеобщая компьютеризация общества заставляют детей выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.
Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.
Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми. Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Понимая всю важность развития мелкой моторики, я решила проводить с детьми нашей группы углубленную работу в этом направлении.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи ребенка.
Объект проекта: дети второй группы раннего возраста и второй младшей группы.
Предмет проекта: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
Цель проекта: Формирование речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики у детей через выполнение различных пальчиковых игр и упражнений.
Задачи проекта:
1. Ознакомить родителей с проектом по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста, через кружковую работу, с использованием разнообразных форм пальчиковых игр «Говорящие пальчики».
2. Разработать перспективный план работы по проекту "Говорящие пальчики".
3. В течении учебного года провести цикл занятий и мероприятий по данной теме.
4. Подготовить совместными усилиями воспитателя и родителей атрибуты к пальчиковым играм.
5. Оформить информационные листы для родителей с рекомендациями по данной теме.
6. Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по вопросу влияния пальчиковых игр на формирование речи дошкольников.
7. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по данной теме.
8. Провести заключительное мероприятие: презентацию проекта «Говорящие пальчики».
Срок реализации проекта: 2018-2020 учебные года.
Краткое описание проекта:
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковых игр во время досуга детей;
- использование пальчиковых игр на занятиях, на прогулке и т. д. ;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм.
Для достижения задач были выбраны разнообразные виды пальчиковых игр:
1. Игры – манипуляции.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
4. Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала (пробки, прищепки, мячики «ежики», пуговицы, крупные бусины разнообразных форм).
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
6. Театр в руке.
7. Сопряженная гимнастика.
Участники проекта:
1. Воспитатель 1 квалификационной категории: Бикметова Наталья Александровна.
2. Дети второй группы раннего возраста и второй младшей группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Проект реализуется в три этапа:
• подготовительный,
• практический,
• заключительный.
I. Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др., оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».
II. Основной этап реализации проекта:
- Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр с детьми;
- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковых игр;
- Включение пальчиковых игр в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Предложить детям выполнить движения вместе.
4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
5. Используйте максимально выразительную мимику.
6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Работа с родителями:
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- консультации индивидуальные и групповые: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
- беседа с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
- родительские собрания: знакомство с проектом «Говорящие пальчики»;
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
III. Заключительный этап.
Организация работы педагога.
1. Показ открытого занятия для родителей
2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
3. Самоанализ деятельности по реализации проекта.
Перспективы распространения результатов проекта.
1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.
2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.
Необходимые материалы:
Предполагаемый продукт проекта:
1. Перспективный план работы по проекту "Говорящие пальчики".
2. Презентация проекта «Говорящие пальчики».
3. Разработанные рекомендации для педагогов по применению в работе с детьми разнообразных форм пальчиковых игр.
4. Разработанные рекомендации для родителей по проведению и обучению детей пальчиковым играм.
5. Выставка пособий, необходимых для проведения кружковой работы.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. - М. :ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М. :ТЦ Сфера,2005.-С. 54-59.
3. Закревская О. В. Развивайся, малыш!. -М. : Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С. 60,65.
4. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С. 41.
5. КольцоваС. 146-148,с. 149-154,с. 173-181.
6. Пашкевич Т. Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.
8. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с. ,189с. ,200с.
9. Янушко Е. Помогите малышу заговорить--- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с. 162.
10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. ,«Олма Пресс», 2001.
11. Хвостовцев А. Ю. Развиваем мелкую моторику. [ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А. Ю. Хвостовцев. – Н. : Сиб. унив. изд – во., 2010 г.
12. Новиковская О. А. Веселая зарядка для пальчиков. [Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М. : Астрель: АСТ; СПб. : Астрель – СПб, 2009г.
13. Рузина, М. С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. – СПб. : Кристалл, 1997. – 336 с., ил.
14. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.