Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора

Светлана негляд
Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Сказка»

Проект

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Разработала и подготовила

Воспитатель: Негляд С. В

г. Приморско-Ахтарск

2018г

Содержание проекта.

1. Паспорт проекта.

1.1 Вид проекта.

1.2 Продолжительность проекта.

1.3 Участники проекта.

2. Пояснительная записка.

3. Актуальность.

4. Этапы работы над проектом.

5. Вывод.

6. Список литературы.

7. Приложения.

7.1 Конспекты образовательной деятельности.

7.2 Картотека игр для речевого развития детей старшего возраста.

7.3 Работа с родителями.

7.4 Фотоматериалы.

Паспорт проекта.

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора»

Вид проекта: Творческо-поисковый.

Продолжительность: Краткосрочный (2.09.2017-19.10.2017)

Участники проекта: дети старшей группы «Семицветик», воспитатель, родители.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель проекта: Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора;

Задачи:

Образовательная

- Познакомить детей с разнообразными жанрами народного фольклора.

- Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Развивающая

-Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами народного фольклора

Воспитывающая

-Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Воспитывать доброе отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

Актуальность проекта:

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период становления личности ребенка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на равных этапах играет роль семья, детский сад и средство массовой информации.

Родители - первые главные учителя. Но, к сожалению, им сейчас порой не до сказок: у них серьезные дела и совсем нет времени на небылицы.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.

Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Так почему же дети старшего дошкольного возраста стали плохо говорить? Может потому что мы, взрослые разучились разговаривать с ними. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта. Ведь родители являются первыми учителями для своих детей,начиная с самого раннего возраста. Но, к сожалению, им сейчас порой не до сказок: у них серьезные дела и совсем нет времени на небылицы.

Таким образом, чтобы решить эту проблему, мы решили объединить усилия ДОУ и семьи, и начали знакомство детей на только с русскими народными сказками, но и с русским народным фольклором. Родители стали нашими помощниками и единомышленниками

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1Этап - подготовительный.

- Постановка целей и задач, подбор литературы для детей старшего дошкольного возраста по устному народному творчеству;

2 Этап – основной.

- Выполнение основных мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями и педагогами. Разработка организации образовательной деятельности по развитию речи.

1. Создание предметно- пространственной среды для развития речи детей в группе

- Оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме.

2. Работа с детьми.

-Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшей группы

«Посиделки»

-Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Хозяюшки»

- Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшей группы

«Русская матрешка» с использованием инновационных технологий

-Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Пословица недаром молвится» (Приложение №1)

Для речевого развития детей подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

-Картотека русских народных игр.

-Картотека детского фольклора (прибаутки, потешки, пестушки, заклички, колыбельные, считалочки) Приложение №2)

3. Работа с родителями.

- Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

-Беседа с родителями по теме.

При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей

- Консультации на тему «Малые фольклорные формы в воспитании детей»;

«Детский фольклор»

Консультация для родителей «Красота русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках»

(Приложение№3)

- Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

4. Работа с педагогами.

-Анкетирование воспитателей

-Консультация для воспитателей «Роль народного фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

3 Этап – заключительный.

- Обобщение результатов работы, их анализ, формулирование выводов.

Результаты проведения проекта:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза в начале работы о том, что развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.

Список литературы.

1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.

3. Живая вода. / Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В. П. - М.: Дет. лит., 200

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч. - метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.

6. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Публикации по теме:

Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора Хочу поделиться с вами уважаемые коллеги своей работой по самообразованию по теме:«Формирование у детей представления о богатой русской.

Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебный квадрат» «Проект, направленный на организацию деятельности детей старшего возраста по речевому развитию» на тему: «Волшебный квадрат».Содержание.

Развитие речи детей с помощью русского народного фольклора Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора. Компетенция.

Из опыта работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Видео Сегодня мы представим наш опыт работы по речевому развитию детей старшего возраста. Уже несколько лет мы с детьми снимаем видео ролики,.

Картотека игр с использованием русского народного фольклора Подвижные игры для детей младшего возраста Игра - это комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости.

Консультация для родителей «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Праздник с элементами русского народного фольклора «Весёлая ярмарка» Сценарий осеннего праздника для старших дошкольников. «Весёлая ярмарка» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №18 Карасёва Светлана.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Краски русского севера» Паспорт проекта «Краски русского севера» Тип проекта: информационно – практико - ориентированный Вид проекта: групповой Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 10:47
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Посткроссинг. Фото отчет «Привет из Рязани». (часть первая)
Посткроссинг. Фото отчет «Привет из Рязани». ( часть первая) Лариса Гацко. Блог. Урожайной осень выдалась, друзья, Щедро наградила наши закрома,...
Фотоотчёт конкурса из природного материала «Осень золотая!»
ОСЕНЬ Дарит осень чудеса, Да ещё какие! Разнаряжены леса. В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей....
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...