Картотека игр с использованием русского народного фольклора

Оксана Долганова
Картотека игр с использованием русского народного фольклора

Подвижные игры для детей младшего возраста

Игра - это комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Такую радость доставляют народные произведения, народные игры. Игры, в основе которых используется детский фольклор – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

В процессе использования подвижных народных игр решаются следующие задачи:

создание здоровьесберегающей и развивающей среды;

накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;

укрепление физического, психического и духовного здоровья;

повышение творческого двигательного потенциала детей;

формирование личностной культуры здоровья;

обогащение словаря.

К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни-, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

№ Название игры Цель Описание игры

1 «Не боимся мы кота»

Упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.

Ход игры.

Выбирает водящий - он будет котом, все остальные участники мыши.

Кот садится на пол и спит. Ведущий говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!

Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

По сигналу воспитателя: "проснулся кот!" - мыши убегают в свой домик, а кот пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой, становятся его добычей.

По второму сигналу воспитателя: "Уснул кот!" – играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и спит, и снова поют песенку мышей.

После трех выходов кота на охоту его сменяет новый водящий.

2 «Заинька»

(игра с пением, слова и музыка народные)

Приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать на двух ногах, хлопать в ладоши; доставить детям радость.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель поет песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, этак топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Дети топают ножкой, руки на поясе.

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, этак бей в ладоши! (2 раза)

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, этак повернись! (2 раза)

Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки на поясе.

Заинька, попляши

Серенький, попляши,

Вот так, этак попляши! (2 раза)

Дети подпрыгивают на двух ногах.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, этак поклонись! (2 раза)

Дети наклоняются, разводя руки в стороны.

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только первый, второй, четвертый куплеты. При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться, выполняя движения. При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай,

Вот так, этак выбирай! (2 раза)

Ребенок выбирает другого заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

3 «Огуречек»

Укреплять мышцы ног, формировать чувство ритма. Ход игры.

На одной стороне –воспитатель (ловишка, а на другой – дети. Они приближаются к воспитателю прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

«Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.

Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.

4 «Дождик»

Обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.

Ход игры:

Дети сидят на коврике, воспитатель говорит:

Дождик, дождик, ты не лей,

Наших деток пожалей:

Сидят дома деточки,

Словно птицы в клеточке.

Дети сидят, сложив ладошки под щёчку.

Солнышко, солнышко,

Посвяти немножко!

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть!

Дети встают на ножки, хлопают в ладошки, играют, бегают, прыгают.

5 «Гуси – гуси»

Обучение выполнению действий после окончания слов потешки. Ход игры:

Взрослый (птичница) стоит на одном конце площадки, а дети (гуси) на

противоположном.

Птичница говорит: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га.

Птичница: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Птичница: Идите ко мне!

«Гуси» бегут к «птичнице», раскинув руки-«крылья» в стороны, «клюют» воображаемые

зёрнышки. Затем «птичница» говорит:

Кыш! Ну, бегите в поле!

Дети бегут, помахивая ручками -«крыльями» на прежнее место. Игра повторяется

снова.

6 «Котя-кошечка»

Упражнять в ходьбе, беге, развивать ориентировку в пространстве. Ход игры:

Дети сидят на стульях. Воспитательница ставит игрушечную кошечку на окно и поёт:

Котя-кошечка, котя-кошечка,

Не сиди ты на окошечке,

Приходи ты, в гости к нам,

я тебе сметанки дам.

Воспитательница снимает кошечку. Кормит из блюдца, затем показывает детям

пустое блюдце и поёт:

Всё из блюдечка слизала,

И от деток убежала.

Воспитательница убегает от детей, держа в руках кошечку. Затем поставив игрушку на

пол, говорит:

Кто поймает, кто найдёт?

Тебе миску принесёт?

Ребёнок, поднявший киску, приносит её воспитательнице, и игра повторяется.

7 «Кот Васька»

Развитие быстроты, расширение словарного запаса. Ход игры:

Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребёнок изображает кота, он

прогуливается перед «мышками» (идёт на носочках, оглядывается то вправо, то влево,

мяукает). Взрослый и дети поют:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой,

А бежит стрелой!

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него «засыпает».

Взрослый поёт:

Глазки закрываются.

Спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла!

«Мышки» подбегают к коту, смотрят, спит иль нет. Ходят около кота, скребут по

стулу, где «спит котик». Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише, мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот

Разогнал весь хоровод!

«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.

8 «Заиньки перебегают»

Развитие быстроты. Ход игры:

Дети изображают «зайчиков», а взрослый - «волка». «Зайчики» делают то, о чём поётся

в песенке, а на последних словах песенки: «Волк идёт!» - «волк> бежит за «зайчиками»,

которые убегают.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок!

Скок да скок!

Здесь полянка мягче шёлка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поёт!

Убегайте без оглядки:

Волк идёт, волк идёт!

9 «Хорошая и плохая погода»

Учить выполнять движения в соответствии со словами.

Ход игры:

Часть площадки - домик, часть - двор. Воспитательница и дети сидят в домике.

Воспитательница приговаривает:

Смотрит солнышко в окошко. Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладошки. Очень рады солнышку.

При словах «хлоп» дети похлопывают в ладошки. Окончив песню, воспитатель

приглашает детей «погулять». Дети с воспитателем выходят из домика, собирают

цветы, ягоды.

Воспитательница, неожиданно для детей поёт:

Дождик, дождик, кап да кап

Мокрые дорожки,

Побежим скорей домой

Мы промочим ножки.

Кап, кап, кап, кап.

Мы промочим ножки.

Все бегут в домик и прячутся там. Воспитательница снова поёт песню про дождик,

заменяя третью строчку: «Нам нельзя идти гулять», затем игра повторяется.

10 «У медведя во бору»

Развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Ход игры.

Среди детей выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

11 «Птица и птенчики»

Упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, использовать всю площадь зала.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей играть и объясняет:

— Я буду птица, а вы — мои птенчики.

Она чертит большой круг.

— Вот какое большое у птицы гнездо! Заходите в него!

Дети входят в круг и присаживаются на корточки. Воспитатель дает сигнал «полетели, полетели за кормом!». «Птенцы» выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, «птица-мать» (воспитатель) летает вместе с ними. Затем она говорит «полетели домой». «Птенцы» летят домой.

Игра повторяется несколько раз по усмотрению воспитателя.

12 «Мыши водят хоровод»

Развивать двигательную активность.

Ход игры.

Перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

13 «Ходит Ваня»

Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

14 «Мороз Красный Нос»

Развивать умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Ход игры.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

15 «Курочка – хохлатка»

Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры:

Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше)«кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

16 «Снежок»

Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу.

Ход игры: дети встают в круг

На мотив («как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

17 «Пузырь»

Развивать умение выполнять характерные движения.

Ход игры.

Дети берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся пузырь.

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».

Игра повторяется 2-4 раза

18 «Каравай»

Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу, учить двигаться по кругу. Ход игры.

Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

19 «Паучок»

Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу Ход игры.

С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.

Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.

Паучок садится в центр круга на корточки.

Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

— Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь!

(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)

После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

20 «Козлик»

Развивать двигательную активность, умение выполнять характерные движения.

Ход игры.

В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр с использованием сказок Картотека дидактических игр с использованием сказок. Цель. 1. Приобщение детей к русским народным сказкам. 2. Вызвать интерес к творчеству.

Картотека игр по математике с использованием конструктора. Старшая группа. Что такое конструктор? Как вы понимаете это слово? Мы - взрослые с уверенностью скажем, что это игрушка для детей, из него можно строить.

Консультация для родителей «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого.

Мастер-класс «Картотека игр по математике с использованием LEGO конструктора»Мастер-класс «Картотека игр по математике с использованием LEGO конструктора» Картотеки игр бывают разные! Они просто необходимы в работе воспитателя. А самое главное должны быть всегда под рукой! В основном картотеки.

Нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора Проблема духовно-нравственного воспитания.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Праздник с элементами русского народного фольклора «Весёлая ярмарка» Сценарий осеннего праздника для старших дошкольников. «Весёлая ярмарка» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №18 Карасёва Светлана.

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Сценарий развлечения с использованием народного фольклора «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Сценарий развлечения с использованием народного фольклора «К бабушке Варварушке в гости на оладушки». Цель: познакомить с новыми фольклорными.

Спортивно-музыкальные упражнения для дошкольников на основе русского народного фольклора «Веселая игра»Спортивно-музыкальные упражнения для дошкольников на основе русского народного фольклора «Веселая игра» .

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека игр с использованием русского народного фольклора
Опубликовано: 23 января 2018 в 16:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 ноября. День рождения Деда Мороза

14 лет в этом году исполняется замечательной традиции – праздновать день рождения Дедушки Мороза. Ведь 18 ноября – именно тот день, когда в Великом Устюге, главной резиденции новогоднего волшебника,...

18 ноября. Выставка рукавичек на МААМ

Впереди зимние холода, самое время вспомнить о рукавицах. Ох, уж эти рукавички – непослушные сестрички. Так и норовят потеряться. Даже Дедушка Мороз постоянно теряет свои рукавицы, а они у него не...

Фотозарисовки «Мое знакомство с островом Тенерифе»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю делиться с вами своими впечатлениями о моих путешествиях. Остров Тенерифе. Остров вечной весны....
Картотека игр по интеграции физкультурно — оздоровительной работы и разных видов...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии, во время...
Опыт работы школы по теме «Внеурочное занятие как основа развития творчества учащихся»
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на...