Папки-передвижки

Развитие речи детей с помощью русского народного фольклора

Тамара Горбачёва
Развитие речи детей с помощью русского народного фольклора

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А. Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А. А. Леонтьев, А. С. Рубинштейн, О. С. Ушакова. Л. С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу : «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И я полностью согласна с ним. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка. Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.

Публикация «Развитие речи детей с помощью русского народного фольклора» размещена в разделах

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи :

- свободное речевое общение;

- культурно – языковая среда;

- обучение родному языку и речи на специальных занятиях;

- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка);

- использование произведений народного творчества;

- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.

Работая в детском саду много лет, наблюдая за детьми, делая ежегодную диагностику, сделала вывод, что важнейшим принципом обучения родному языку является комплекс решения всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей роли связной речи. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие подготовки к обучению в школе. В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Чтобы обучение было более качественным, интересным, доступным для детей, я выбрала направление в своей работе «Развитие речи детей малыми фольклорными формами».

Набрав детей 3 летнего возраста столкнулась с трудностью, как пройдет адаптация детей к дошкольному учреждению, когда дети останутся без мамы и папы в новой обстановке. Тогда-то особую значимость приобрело народное творчество – фольклор. Ведь в период адаптации к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не уверенно могут общаться с другими детьми, взрослыми важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому я начала использовать малые фольклорные формы : потешки, песенки, пестушки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период использовала потешки:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду

Красно яблочко в саду.

Дети вспоминают, как ласково играли с ними мамы и бабушки. Внимательно прислушиваются. Вместе с родителями в группе подбирали игрушки так, что среди них были персонажи из потешек и песенок: петушок, гуси, заинька, кошечка, мишка, ёжик и т. д. Это все ласковые и успокаивающие игрушки. Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать или наоборот расшалились и не могут успокоиться. И тут на помощь опять приходил фольклор :

Не плачь, не плачь- Андрей – воробей!

Куплю калач Не гоняй голубей

Не плачь, дорогой,- Гоняй галочек из-под палочек

Не плачь, не кричи Не клюй песок, не тупи носок

Куплю тебе три. Клевать колосок.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда дети ложатся спать, во время умывания, еды, бодрствования.

Баю – баю – баиньки Водичка – водичка,

Купим сыну валенки Умой мое личико,

Наденем на ножки Чтобы глазоньки блестели,

Пустим по дорожке Чтобы щечки краснели,

Будет наш сынок ходить Чтоб смеялся роток,

Новы валенки носить. Чтоб кусался зубок.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху-

Грру-грру-грру-у!

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!

А как Петя- петушок

Ранним-рано по утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь. В потешках дети улавливают доброе, гуманное ко всему живому. В младшем дошкольном возрасте происходит существенный перелом в отношении ребенка к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.

Поэтому использую народные произведения (фольклор) в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, на занятиях по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности.

Познакомила родителей со своими планами и предложила им принять участие, а также оказать помощь в их осуществлении. Так в группе появились вышивки, деревянные игрушки, предметы, уголок ряжения, а в книжном уголке книги с яркими картинками (сказки, потешки, песенки, прибаутки, загадки). Игровой уголок пополнился новыми игрушками т. к. игра является основным видом деятельности в детском саду. Игра- это ещё и комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Такую радость доставляют народные произведения, народные игры. К таким играм можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи :

Пальчик-мальчик

Где ты был?

- С этим братцем

В лес ходил

С этим братцем – щи варил

С этим братцем - кашу ел

С этим братцем – песни пел.

Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «Колпачок», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.

Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, колпачком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей:

За стеклянными горами

Ходит Ваня с пирогами

- Здравствуй Ванечка дружок

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты.

В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить, а котик идё т на торжок:

Пошёл котик на торжок

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улицу

Купил котик булочку

Самому съесть иль Ванечке снесть

Я и сам поем

И Ванечке снесу.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках, песенках оживают явления природы («ночь пришла темноту привела», «Солнышко - вёдрышко» обогрело «телят, да ягнят, да ещё маленьких ребят»).

Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:

Солнышко – вёдрышко, Радуга – дуга,

Выгляни в окошко, Не давай дождя,

Твои детки плачут, Давай солнышко – колоколнышко.

По камушкам скачут.

Стихи, потешки, песенки, поговорки, прибаутки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова. Помогают установить с ребёнком эмоциональный контакт.

В общении с детьми с детьми стараюсь повторять известные потешки. Что даё т возможность проявлять речевую активность детям:

Катя, Катя маленька, - Ваня, Ванечка, куда ходил? – В лесочек.

Катенька удаленька, - Что видал? – Пенечек.

Пройди Катя по дорожке, - Под пенечком что? – Грибок.

Топни Катя ножкой. – Хвать, да в кузовок.

Общение детей со взрослыми, образец их речи способствуют формированию вкуса и «чувства языка». Художественное слово народного поэтического творчества сопровождает детей ещё с раннего возраста. Когда дети ещё совсем маленькие песенки, потешки пропеваются, проговариваются ласковым голосом. Но в более старшем возрасте использовала разную интонацию:

Баю – баю, баю – бай!

Ты собачка не лай

Белолапа не скули (строгим голосом)

Мою Таню не буди

Тёмна ноченька – не спится.

Моя Танечка боится (ласково)

Ты собачка не лай

Мою Таню не пугай (строго)

Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно договаривать и проговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте

Ай, качи – качи - качи

Глянь – баранки, калачи

Глянь – баранки, калачи

С пылу, жару из печи

С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи

Налетели тут грачи

Похватали калачи

Нам осталися

Ба-ра-ноч-ки.

Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использовала народные песенки «Сорока-белобока», «Идёт коза…», «Чики-чики кички, берёзовые лычки…».

В своей работе использую инсценирование народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи :

Курочка – рябушка, куда пошла?

- На речку.

- Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушка, зачем тебе водичка?

- Цыплят поить.

- Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром. Так при знакомстве с сказкой «Как коза избушку построила» дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубе растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя. Из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни. В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать если «ребёнок» заплакал. Его нужно качать, баюкать:

Люли, люлюшки, люли

Прилетели гулюшки.

Гули, гулюшки.

Сели в гули люлюшку.

Они стали ворковать

Мою деточку качать

Прибаюкивать…

Детский фольклор учит детей играть.

Еду – еду, к бабе к деду,

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо.

А потом вдруг…в яму!

Бух!

Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.

Прежде чем отгадать загадку мы с детьми рассматривали предмет, выделяли основные признаки. Так загадка про цыплёнка

Жёлтый, но не солнышко,

Круглый, но не мяч,

Пушистый, но не котёнок.

Сначала дети отгадывают готовые загадки, а затем пытаются придумывать сами, тем самым развивается словотворчество.

Народное творчество (фольклор) способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом использую такие потешки, как

На улице три курицы

С петухом дерутся,

В окошечко три курицы

Смотрят и смеются,

Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха!

А также пальчиковые игры

1,2,3,4,5- пошли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик жарить стал,

Этот всё на стол подал,

А этот пальчик сел и всё съел!

Считалки помогают вести счёт в игре, помогая тем самым выбрать ведущего в игре. Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение, вырабатывают чувство ритма, необходимые в песне в танце. Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемые впечатления. Песенность, в лучшем смысле этого слова, присущая считалкам помогает использовать их на музыке.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там! Тут и там!

Сюда мчится он-

Выходи из круга вон!

Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия. Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника. Детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале начинаются с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок. Во время прослушивания народной песенки

Большие ноги шли, шли по дороге,

Т-о-о-п, т-о-о-п, т-о-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

дети выполняли движения ногами.

Исполняя песенку «Жили у бабуси два весёлых гуся…» дети показывали как гуси вытягивают шеи, моют лапки. Руководитель исполняла танцевальную музыка, а дети придумывали движения сами.

Перед пением песенок делаем артикуляционную гимнастику, используя народные песенки :

Ой, ду-ду-ду-ду, потерял пастух ду-ду.

Ранним – рано по утру пастушок туру-руру.

А коровки на лугу: «Му-му-му!»

Использовали разную силу голоса.

Тихо, тихо, тихо, тихо, в наши двери входит Тихон.

Не аукать, не кричать, а баюкать и качать…

Музыкально – ритмические движения сопровождаем речевыми играми. Это и хороводные игры: «Мы на луг ходили…», «Зайка серенький сидит…», «Ходит Ваня…». А игры на музыкальных инструментах сочетаем со звучащими жестами, рифмами:

Ой, ду-ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная.

Труба славная, песня складная.

Сочетание музыки, движений, при использовании детского фольклора помогает делать занятия увлекательными, интересными доставляет большую радость детям и помогает развивать речь детей.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора на занятиях по физической культуре благоприятно действует на развитие речи детей. Так упражнение на дыхание используем детскую потешку: «Петушок, петушок…», где на слова «Ку-ка-ре-ку…» дети делают выдох. Это комплекс ОРУ по потешку «Наши уточки с утра…». Для распределения ролей используем считалки. Подвижные игры «Воробушек и кот», где нужно проговаривать слова:

Котя –котенька, коток, котя чёрненький хвосток.

Он на брёвнышке лежит, притворился будто спит.

Тишина. Не колышется вода, не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Это и игры малой подвижности:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушки

7 сыновей, 7 дочерей

Вот с такими глазами

Вот с такими носами

Вот с такими руками …

Они не ели, не пили

На Маланью глядели

Делали вот так.

Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.

Особый отклик находят малые фольклорные формы используемые в художественно – эстетическом воспитании. Здесь также используются загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, совершенствованию звуковой культуры:

Ра - ра - ра – месит тесто детвора.

Ра - ра - ра – с глиной нам играть пора.

Загадка – это одна из самых распространённых и таинственных разновидностей фольклора. Она учит понимать красоту родного языка, слышит, сколько удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.

Палочка волшебная

Есть, у меня, друзья

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом самолёт,

И большущий пароход! (Карандаш)

Разноцветные страницы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (Краски и кисть)

Знакомство с героем, можно осуществлять с помощью сказки, игры, вовремя, которой дети осваивают движение персонажа, что обогащает их воображение, жизненный опыт. Например, дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик, радуется куколка. На занятиях также используются песенки, потешки. Так вовремя физминутки дети обыгрывают потешку: «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки».

В конце занятия проводится игра игр с главным героем:

Уточка луговая, серая, полевая,

Где ты ночевала

Под кустиком, под берёзкой,

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву

Детей своих поведу

Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок (петушок, колобок, курочка, бычок, дети показывают, как они кричат т. е. произносят звукоподражательные слова, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.

Ранний возраст для ребёнка - это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Приятно видеть, когда ребёнок радостно выбегает к родителям и весело, оживлённо рассказывает им новую потешку, сказку, загадывает загадку, или как он научился говорить быстро скороговорку.

Значит день прошёл не зря!

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены, познают окружающий мир, развивается речь.

Публикации по теме:

Картотека игр с использованием русского народного фольклора Подвижные игры для детей младшего возраста Игра - это комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости.

Конспект занятия по развитию речи с элементами русского фольклора во второй младшей группе «Лиса и заяц» Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Цель: Продолжить знакомство с жанрами русского фольклора. Вызывать эмоциональный отклик.

Консультация для родителей «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Праздник с элементами русского народного фольклора «Весёлая ярмарка» Сценарий осеннего праздника для старших дошкольников. «Весёлая ярмарка» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №18 Карасёва Светлана.

Развитие речи детей 2–4 лет с помощью устного народного творчества Я работаю в младшей разновозрастной группе, где собраны дети первой младшей и второй младшей групп. В нашу группу ходят дети 2-4 лет. Этот.

Развитие речи детей с помощью дидактических игр Из опыта работы по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую игру» я могу утверждать, что именно дидактические игры в большей степени.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора подготовила воспитатель: Джиоева Развитие.

Спортивно-музыкальные упражнения для дошкольников на основе русского народного фольклора «Веселая игра»Спортивно-музыкальные упражнения для дошкольников на основе русского народного фольклора «Веселая игра» .

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО «Физическое развитие» средствами народного фольклора Тема: «Моя профессия-музыкальный руководитель» Работа: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей по ОО «Физическое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с помощью русского народного фольклора
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 17:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД