МААМ-картинки

Проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»

Вера Шкурдода
Проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»

Авторы-составители:

Шкурдода Вера Сергеевна,

старший воспитатель ГБДОУ №114

Шлеменкова Анастасия Сергеевна,

воспитатель ГБДОУ №114

Аргиропуло Наталья Константиновна,

воспитатель ГБДОУ №114

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель проекта : Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

Публикация «Проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ „Здравствуй, детский сад!“» размещена в разделах

2. Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

3. Формировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями и поступающими в детский сад детьми

4. Обеспечить успешное проведение адаптационного периода с учётом индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка.

Срок реализации проекта : август—октябрь.

Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители (законные представители).

Возраст воспитанников : 1 - 3 года

Продукты проектной деятельности :

1. Модель единого информационного пространства «Детский сад – 7Я»;

2. Практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ;

3. Тренинг по профилактике конфликтных ситуаций в системе взаимодействия родители-педагог;

4. Стендовые рекомендации для родителей «Первые дни в детском садике»;

5. Виртуальная экскурсия по детскому саду;

6. Фонотека «Материнский фольклор»;

7. Стенгазета «Лайфхаки опытной мамы»;

8. Зона «Уголок уединения»;

9. Анкета для диагностики уровня ситуативной тревожности;

10. Анкета «Как прошла адаптация Вашего ребёнка к условиям ДОУ».

Ожидаемые результаты: Благоприятное прохождение адаптационного периода детьми раннего возраста. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Повышение уровня компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Степень применения проекта : возможность использования проекта в группах раннего и младшего дошкольного возраста различных ДОУ; возможность частичного использования элементов проекта во всех возрастных группах различных ДОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Период адаптации ребенка к детскому саду является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для детей раннего возраста изменение привычных условий жизни, отрыв от матери – это стресс, на борьбу с которым они тратят свой адаптационный потенциал. В то же время самим родителям также необходимо освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в дошкольное учреждение. Родители, привыкшие, что их ребенок всегда рядом, испытывают эмоциональное напряжение, тревожность перед садом. Всё это сказывается на адаптации детей.

Анализ практики работы с родителями детей раннего возраста показывает, что основная группа родителей предъявляет определенные требования к условиям адаптации ребенка в ДОУ. Таким образом, в современных социально – ориентированных рыночных отношениях родители выступают в роли основного заказчика, поэтому все усилия детского сада должны быть нацелены на реализацию их потребностей. Мы выявили и объединили потребности современного родителя при поступлении ребенка в ДОУ.

Родительская активность и просвещенность стимулирует образовательные организации непрерывно совершенствоваться. Свой проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад» мы посчитали важным направить на организацию педагогического сопровождения воспитанников и их семей в период адаптации к условиям детского сада.

Новизна проекта, заключается, в первую очередь в способах взаимодействия с семьёй, которые мы использовали. С учётом современных реалий мы сделали акцент на дистанционную работу с родителями и разработали модель единого информационного пространства «Детский сад - 7я», которая позволяет удовлетворить 7 основных потребностей современных родителей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проект был реализован в три этапа и включал в себя три направления работы: взаимодействие с педагогами, с родителями (законными представителями) воспитанников и с воспитанниками.

Планируя работу с педагогами, мы сочли необходимым провести практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ и тренинг по профилактике конфликтных ситуаций в системе взаимодействия родители-педагог. Такого рода мероприятия полезны не только для молодых специалистов, но и опытных педагогов, поскольку позволяют накапливать и обмениваться педагогическим опытом внутри коллектива.

На вышеуказанном практикуме мы предложили воспитателям конкретные варианты взаимодействия с детьми, направленные на снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации. Педагоги дополнили картотеки адаптационных игр с учётом полученной информации, обновили развивающую предметно-пространственную среду групп, включили в работу с детьми релаксационные техники.

Свою работу с семьями мы строили, отталкиваясь от потребностей современных родителей и с учётом текущей эпидемиологической обстановки. Поэтому большая часть взаимодействия с родителями происходила дистанционно, с использованием актуальных способов связи. Для этого мы разработали модель единого информационного пространства «Детский сад – 7Я».

Мы постарались охватить весь спектр запросов родителей и предоставить максимально подробную информацию об адаптации ребёнка, о режиме дня детского сада, о проводимых занятиях. Строя диалог с родителями, мы уделяли большое внимание обратной связи, что также позволило нам наладить доверительные отношения с семьями воспитанников. Все компоненты единого информационного пространства - это средства информационного взаимодействия с родителями. Каждый структурный компонент реализует одну из потребностей современного родителя при поступлении ребенка в детский сад.

Информационное пространство мы разрабатывали, исходя из семи перечисленных потребностей родителей, семи «Я – хочу». Первое и самое часто озвучиваемое родителями «я хочу» - это Я хочу быть здесь и сейчас. Родителям необходимо находиться на связи с детским садом и с педагогами в режиме нон-стоп, без перерыва. С учётом высокой заинтересованности родителей в онлайн общении, мы разработали систему поддержки в различных мессенджерах. Так, например, в популярной социальной сети Вконтакте педагоги систематически публикуют подборку фотографий из жизни детей в детском саду, дают рекомендации по актуальным темам.

Другой известный мессенджер – WhatsApp, используется воспитателями для оперативной связи с родителями (например, предупредить о болезни малыша, или отправить объявление о начале новой выставки детских работ). Для решения административных вопросов используется электронная почта детского сада. Это работа по приёму детей в детский сад (что было особенно актуально в период самоизоляции, оформление заявления на сохранение места и прочее. Сайт детского сада также является источником информации для родителей. В новостной ленте мы публикуем актуальные объявления, в разделе для родителей можно получить сведения о режиме работы детского сада, о группах, о медицинском обслуживании.

Но, конечно, перечисленных средств взаимодействия с родителями недостаточно. И мы переходим к следующей потребности – общению face to face, то есть, лицом к лицу. Для реализации данной потребности мы создали виртуальный Семейный клуб - своего рода семейные гостиные, где в дружелюбной и неформальной обстановке педагог рассказывает о проблемах адаптации. Конференцию мы строили по такому сценарию: Организационный момент – сбор участников конференции, проверка оборудования и подключения звука, затем Выступление педагога по теме встречи, Фотоотчёт в формате слайд-шоу и Дискуссия.

Еженедельный план встреч состоял из четырех тем:

- Особенности адаптации у детей раннего возраста;

- Режим дня детского сада;

- Игры и игрушки с 1 года до 3 лет;

- Итоги адаптации. Первый сентябрь в детском саду.

Также мы подключали к конференции и других сотрудников детского сада, например, врача, чтобы у родителей была возможность задать интересующие их вопросы конкретному специалисту.

Для того, чтобы снять излишнюю тревожность родителей, воспитатели еженедельно подготавливали небольшую подборку с фотографиями малышей. Такой фотоотчёт мы демонстрировали на встречах Семейного клуба, что, во-первых, позволило нам наладить доверительные отношения с семьями воспитанников, а во-вторых, благотворно сказалось на посещаемости родителями конференций. Фотоотчёты мы подготавливали в формате слайд-шоу в приложение ИнШот. Приложение удобно тем, что устанавливается на телефон, и педагоги имеют возможность сразу обработать фотографии, наложить музыку и создать фото или видеоряд.

Дополнительно к слайд-шоу мы решили заснять короткие 30 секундные видео с различными режимными моментами - утренней гимнастикой, приёмом пищи, подготовкой ко сну, проведением прогулки и так далее. Такая визуализация режима дня позволила нам окончательно избавиться от тревожности родителей, а также наглядно разъяснить процесс организации малышей в детском саду.

Для того, чтобы облегчить процесс привыкания малышей ко сну, мы предложили родителям помочь нам в формировании фонотеки, то есть сборника аудиозаписей, которые с рождения звучат в доме малыша в процессе подготовки ко сну. Кто-то из ребят засыпает под материнскую колыбельную, кто-то – под мелодичное звучание классической музыки. Знакомые колыбельные, которые воспитатели включают малышам в тихий час, помогают ребёнку раннего возраста легче преодолеть сложный период адаптации ко сну в детском учреждении. Результатом совместной работы с родителями стала фонотека «Материнский фольклор».

Также мы предложили родителям поделиться с нами различными идеями и необычными воспитательными приёмами, которыми они пользуются дома. Советы родителей мы собрали в стенгазету «Лайфхаки опытной мамы». Такая форма взаимодействия с семьей в период адаптации направлена, в том числе, и на сплочение коллектива родителей, которые тоже проходят своего рода адаптацию к условиям детского сада.

Ещё одна интересная разработка, направленная на удовлетворение потребности «Я хочу знать всё про детский сад», - это виртуальная экскурсия по детскому саду. В современных реалиях, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, такой вариант экскурсии находится, на наш взгляд, на пике актуальности.

Таким образом, сформировав единое информационное пространство «Детский сад – 7Я» мы смогли реализовать семь заявленных потребностей современных родителей при поступлении в детский сад.

Подробный план работы по проекту представлен ниже :

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Дата проведения Взаимодействие между педагогами Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Взаимодействие с воспитанниками

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

15.08.2020-04.09.2020 1. Консультирование с практическими рекомендациями по использованию игр и игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.

Ответственный: старший воспитатель

2. Практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

Ответственный: старший воспитатель

3. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группах.

Ответственный: воспитатели группы 1. Помещение информации в родительский уголок (стендовые консультации об особенностях адаптации)*;

Ответственный: воспитатели группы

2. Анкетирование родителей на тему : «УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ»;

Ответственный: старший воспитатель

3. Памятка для родителей на сайте ДОУ «Виртуальная экскурсия по детскому саду».

Ответственный: старший воспитатель

4. Первое заседание «Семейного клуба» по теме «Особенности адаптации у детей раннего возраста»

Ответственный: воспитатели группы

1. Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками.

2. Обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.

Ответственный: воспитатели группы

ОСНОВНОЙ ЭТАП

07.09.2020-23.10.2020

1. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

Ответственный: старший воспитатель

2. Ежедневное ведение листов адаптации;

Ответственный: воспитатели группы

3. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

Ответственный: старший воспитатель

4. Тренинг по профилактике конфликтных ситуаций в системе взаимодействия родители-педагог.

Ответственный: старший воспитатель

1. Еженедельные заседания семейного клуба по темам:

- Режим дня детского сада;

- Игры и игрушки с 1 года до 3 лет;

- Итоги адаптации. Первый сентябрь в детском саду.

Ответственный: воспитатели группы

2. Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах;

Ответственный: воспитатели группы

3. Создание фонотеки «Материнский фольклор»*;

Ответственный: старший воспитатель

4. Оформление стенгазеты «Лайфхаки опытной мамы»*;

Ответственный: старший воспитатель

1. Обучение предметным действиям;

2. Проведение адаптационных игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации (пальчиковые игры, экспериментирование, игры-потешки)*;

3. Создание и введение в РППС атрибутов для проведения игр («коробочка примирения», «уголок уединения»).

4. Использование методики «Любимая игрушка» для стабилизации эмоционального состояния детей.

5. Применение техник релаксации (музыкотерапия, элементы телесной терапии, су-джок терапия, песочная терапия).

Ответственный: воспитатели группы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

23.10.2020-30.10.2020 1. Диагностика уровня адаптированности к детскому саду детей раннего возраста;

Ответственный: воспитатели группы

2. Тематический контроль «Адаптация детей раннего возраста условиям детского сада»;

Ответственный: старший воспитатель

3. Презентация опыта ДОУ на районном семинаре «Сопровождение воспитанников и их семей в период адаптации к условиям ДОУ».

Ответственный: старший воспитатель

1. Оформление слайд-шоу «Мы в детском саду»;

Ответственный: воспитатели группы

2. Анкетирование родителей на тему : «Как прошла адаптация Вашего ребёнка к детскому саду

Ответственный: старший воспитатель

1. Проведение игрового досуга «Дружные ребята».

Ответственный: воспитатели групп

По итогам адаптации, можем с уверенностью сказать, что в результате целенаправленной и систематической работы по данному направлению задачи проекта были полностью выполнены, поставленная цель – достигнута, а сам проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад апробирован и успешно включен в работу учреждения.

Материалы проекта были представлены 27 октября 2020 года на районном семинаре «Сопровождение воспитанников и их семей в период адаптации к условиям ДОУ».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Игры с водой в период адаптацииИгры с водой в период адаптации Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком Кружат пчелы, вьются птицы, Детвора вся веселится.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»
Опубликовано: 5 мая 2021 в 15:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД