МААМ-картинки

Проект «Царство света»

Наталья Кололеева
Проект «Царство света»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект :

«Царство света» на основе развитие естественно - научных понятий у дошкольников на основе программированных упражнений.

Тип проекта :

(долгосрочный)

Автор: Кололеева Наталья Анатольевна.

Основополагающий вопрос:

Какова роль света в природе, в жизни человека, животных.

Вопрос учебной темы:

В чём заключается значение света для окружающей действительности.

Учебные предметы:

Занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, изо деятельность.

Публикация «Проект „Царство света“» размещена в разделах

Участники проекта : Дети старшей группы.

Методические задачи:

Расширить понятия детей о многообразии светового окружения в жизни человека, растений, животных. Совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи между светом и явлениями в природе, жизни человека на основе программированных упражнений. Использовать на практике полученные знания. Развивать речевую и творческую активность, логику мышления. Математические способности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактические цели:

В доступной, реалистической форме рассказать детям о понятии свет на основе принципа от простого к сложному.

Проблемы темы:

Изучить значение и особенности света для окружающей действительности.

Сроки проведения проекта :

С октября по март.

Этапы реализации:

Февраль (первая неделя)

Программированное игровое упражнение:

Кто в домике живёт? (см. рис. №1)

Дети называют (солнышко, лампочка, луна). Далее воспитатель подводит детей к тому, что в этих домиках живёт свет. А домики эти не простые а необычные.

Детям предлагается рассмотреть домики с крышами различных геометрических форм (прямоугольник, трапеция, овал) тем самым закрепить название геометрических фигур.

Какого цвета бывает свет? (вопрос рассуждение на основе жизненного опыта детей). Если дети затрудняются в ответе, то воспитатель предлагает наводящие вопросы такие как:

Какого цвета солнце? Какого цвета бывают лампочки (если лампочка красного цвета, то она светится красным светом, а если зелёная то зелёным и так далее). Можно назвать все цвета спектра.

Февраль (вторая неделя)

Программированное игровое упражнение:

По каким дорожкам «ходит» свет? (см. рис. №2)

В процессе обсуждения дети приходят к выводу что, свет может иметь различные направления, световой луч может падать прямо и преломляться. Объяснить почему и в каких условиях это происходит.

Февраль (третья неделя)

Программированное игровое упражнение:

Прыгает по стеночке не догнать его Леночке? (солнечный зайчик)

Что такое солнечный зайчик? Почему он появляется? (см. рис. №3)

Дети рассматривают предложенные картинки и то что на них нарисовано. Затем называют способ появления солнечного зайчика.

Вопрос к детям:

Какая картинка отображает солнечного зайчика?

Если бы не было солнца смог бы появиться солнечный зайчик?

А если бы не было зеркала смог бы появиться солнечный зайчик?

Задавая данные вопросы, воспитатель закрепляет полученные знания детей о способе появления солнечного зайчика.

Февраль (четвёртая неделя)

Игровое упражнение:

Игровое упражнение «Солнечный зайчик»

Используя всё необходимое (солнечный день, зеркало) поиграть с солнечным зайчиком.

Март (первая неделя)

Программированное игровое упражнение:

Что такое северное сияние?

Как появилось северное сияние? (см. рис. №4)

Воспитатель выясняет, что дети знают о северном сиянии. Прослушав ответы детей, дополняет их.

Северное сияние – одно из самых красивейших явлений на нашей планете. Древние легенды связывают его появление с богиней утренней зари Авророй.

Северное сияние – это сверкающее, многообразное сияние неба. Выглядит как сияющая занавеска, переливающаяся разным цветом.

Северное сияние происходит с помощью солнца на северном полюсе. Солнце в холодных условиях севера излучает свет так, что он сверкает всеми цветами радуги. Северное сияние – завораживающее и чарующее зрелище.

Далее воспитатель предлагает назвать жителей северного полюса, условия обитания и как северное сияние отражается на их образе жизни.

Март (вторая неделя неделя)

Программированное игровое упражнение:

Фантастическая история на тему: «В наше городе Петровске произошло северное сияние»(придумывают дети)

Март (третья неделя)

Программированное игровое упражнение:

Радужный сюжет (см. рис. №5)

Воспитатель предлагает детям отгадать данные загадки.

Что за чудо-красота! Расписные ворота

Показались на пути, В них ни въехать, ни войти.

(Радуга)

Приказало солнце: строй семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет - рухнул мост, и щепок нет.

(Радуга)

Разноцветно коромысло над дорогою повисло.

Семь цветов - одна дуга, это чудо.

(Радуга)

После дождика бывает, что полнеба закрывает.

Разноцветная дуга солнечная.

(Радуга)

Это редкое явление, всех приводит в изумление.

Над землёй, небесный мост после дождика подрос.

Волшебство семи цветов, разноцветных семь подков

Изогнулись над планетой, и короновали лето.

Отвести глаз не могу, я смотрю на.

(Радугу)

Затем воспитатель спрашивает детей как вы думаете что же изображено на картине которую я вам сейчас покажу (радуга)

О радуге также существует большое многообразие пословиц, поговорок, примет. Вниманию детей предлагаются данные пословицы, поговорки и приметы с дальнейшим их обсуждением.

Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.

В радуге больше красного цвета - к ветру.

Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью.

Радуга утром - к дождю.

Двойная радуга - признак дождливой погоды.

Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.

Радуга низкая и концами упирается в воду (в реки, озера или низкие

места) к ненастью.

Если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после, то дождь

будет продолжаться.

Радуга зимою - к морозу либо к снегу.

Если радуга появляется при хорошей погоде - наступит ненастье, а если

при плохой, то будет сухо.

Если радуга протянется высоко, то тотчас после этого прояснится, если

низко - то скоро будет дождь.

Если радуга яркая - к ненастью.

Зеленая радуга к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре, ветру.

Когда видят радугу, то ожидают перемены погоды.

Радуга вечерняя предвещает хорошую погоду, а утренняя - дождливую.

Радуга стоит с севера на юг - к дождю, с востока на запад - к хорошей

погоде.

Март (четвёртая неделя)

Программированное игровое упражнение:

Выяс нить происхождение радуги (см. рис. №5)

Почему появляется разноцветная радуга?

Откуда же появляется такая красивая разноцветная радуга?

Кто ее построил?

А ответ такой - это солнечные лучи и дождевые капли. А объясняется это все так:

Радуга - это солнечный луч, который преломляется о дождевые капли и отражается на противоположной стороне неба и мы видим разноцветную радугу. Радугу мы видим не часто, не после каждого дождика, но иногда бывает чудо! Иногда в небе видны целых 2 радуги - одна из них очень яркая, вторая - бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды. Природа удивительна! Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

И самое по-моему, удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой.

Воспитывать интерес к явлениям в неживой природе.

Апрель (первая неделя)

Программированное игровое упражнение:

Что мы знаем о светлячке? (см. рис. №6)

Детям предлагаю отгадать загадку.

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый….(светлячок)

Воспитатель предлагает детям рассказать то. Что они знают о светлячке. Затем предлагает послушать притчу.

Взяв в свою крохотную ладошку маленького жучка, малыш спросил:

— Мамочка, что это за жучок?

— Это светлячок. Несмотря на то, что он маленький, он может излучать свет. Малыш задумался и спросил:

— Почему же он светится?

Светлячок — это дитя света, но светит только ночью. Когда другие жучки спят, он стоит на страже света, освещая путь тем, кто в нём нуждается. Светлячков не так много, чтобы осветить ночь, но когда они зажигают свои фонарики, людям кажется, что это драгоценные камни, разбросанные по земле.

— Как хорошо быть светлячком! — захлопал радостно малыш в ладоши. — Я бы так хотел стать светлячком, — с грустью добавил он.

— Не печалься, моё солнышко, — сказала она, ласково взяв ладошку сына в свою руку, — когда человек делает добро и дарит любовь, он несёт с собой свет, чем больше добрых дел он совершает, тем сильнее разгорается в нём свет. Таких трудно разглядеть среди других людей, их можно почувствовать сердцем, потому что их фонарики — это их сердца, и огонь в них светлый и тёплый. Господь и ангелы, наблюдая с небес, видят их золотые сердца и радуются. Твори любовь и добро и станешь светлячком для окружающих тебя людей.

А ещё существует такая примета:

«Светлячки ярка светятся в траве – на хорошую погоду»

Дети как вы думаете, почему светлячок светится ночью? (ответы детей).

Воспитатель делает вывод:

Светлячки вырабатывают специальное вещество, с помощью которого они светятся ночью.

Апрель (вторая неделя)

Программированное игровое упражнение:

«Какому растению срочно нужен Айболит?» (см. рис. №7)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, на которых изображены растения и сопоставить их путём рассуждения, почему так произошло. И какому из предложенных растений нужна помощь Айболита и почему.

Апрель (третья, четвёртая неделя)

Опытно – исследовательская деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям стать юными исследователями.

Провести с детьми опытно – исследовательскую деятельность с растениями в уголке природы. Светолюбивые растения поставить в теневое место и наблюдать за ним осуществляя уход (полив, рыхление почвы) занося все изменения в дневник наблюдения день за днём. Затем сделать вывод.

Май (первая, вторая неделя)

Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, что рост растений зависит от освещения помещения, в котором оно находится.

Только ли растениям необходим свет?

Беседа – рассуждение на предложенную тему.

Май (третья, четвёртая неделя)

Программированное игровое упражнение:

«Сказочное царство света»

Воспитатель предлагает детям вспомнить всё, что они узнали о свете. Какого значение света к окружающей действительности (живой и неживой природе) Затем самостоятельно придумать сказку, рассказ, небылицу.

Что случилось бы, если бы исчезло солнце?

Что случилось бы, если бы исчезло солнечное сияние?

Если бы растения росли в тени?

Если бы после дождя не было бы радуги? (и т. д.)

Публикации по теме:

Логопедический проект «Роль предметно-развивающей среды в коррекционной работе логопеда» Автор проекта Фамилия, имя отчество Киселева Оксана Александровна Должность учитель-логопед Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ.

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Царство света»
Опубликовано: 17 июня 2014 в 12:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Царство света»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кололеева (УИ 223514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД