Папки-передвижки

Проект «Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Путря Ольга Сергеевна
Проект «Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ

«Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Тип проекта : познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта : родители, воспитатели, дети.

Целевая группа проекта : дошкольники старшей и подготовительной группы.

Продолжительность проекта : 1 год.

Руководитель проекта : воспитатель Путря О. С

Публикация «Проект „Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

(С. Михалков).

Актуальность

Сказка – благодатный, и ничем не заменимый источник нравственного восприятия. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу.

В сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап воспитания тоже происходит с помощью сказки.

Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику – не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Вопросы, направляющие проект :

Основополагающий вопрос:

• Чему учат народные сказки?

Проблемные вопросы:

• Как заинтересовать детей слушать сказки? Что, если сказок не будет?

Учебные вопросы:

• Что такое сказка?

• Какими бывают сказочные персонажи?

• Какой герой сказки понравился?

• Проследим его поведение на протяжении сказки : что хорошего в его поведении, а что можно было сделать по-другому?

Цель проекта :

• Развитие нравственного потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста через изучение русских народных сказок.

Задачи:

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре.

• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками, приобщить к чтению художественной литературы.

• Научить анализировать услышанное, уметь высказывать свое мнение.

• Совершенствовать речь дошкольников.

• Разработать конспекты и игровые сценарии, направленные позитивное восприятие сказок, формирующих культуру поведения и моральных качеств младших дошкольников.

Основные формы реализации: беседы, занятия, консультации для родителей.

Обеспечение:

Материально-техническое обеспечение:

Книги русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, кукольные театры, интерактивная доска, ноутбук.

Учебно-методическое:

1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.

3. Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.

4. 5. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст] : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.

План работы

месяц Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь • Беседа: «Какие люди живут на свете?»

• Сравнение русской народной сказки «Теремок» с украинской народной сказкой «Рукавичка»

Октябрь • Чтение сказки «Сивка-Бурка» Консультация: «Роль сказки в воспитании детей»

Ноябрь • Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей.

Декабрь • Ознакомление с окружающим «Спиридон -солнцеворот»

• Сравнение русской народной сказки «Волки семеро козлят» с таджикской народной сказкой «Коза с кудрявыми ножками» Информация для родителей «Народные сказки в жизни нашей группы»

Январь • Чтение детям русской народной сказки «Царевна-лягушка»

• Прослушивание аудиозаписей сказки. Консультация: «Почитай мне мама сказку, или с какими книгами лучше дружить дошколятам».

Февраль • Чтение сказки «Крошечка - Хаврошечка» Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Март • Сравнение русской народной сказки «Заяц-хвастун» с узбекской народной сказкой «Хвастливый заяц» Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

• Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) Создать уголок сказки «Сказка- ложь, да в ней намек» в группе, пальчиковый

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Май • Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

• Викторина по русским народным сказкам Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на методическом объединении в ДОУ.

Предполагаемый результат:

1. Сформировать у дошкольников морально- нравственную позицию- умение понимать нравственный смысл сказки, поступков, характер героев, уметь их оценивать.

2. Научиться связывать мотивы и поступки персонажей сказок, и на основе этого поступки, происходящие в жизни.

3. Развивать образное мышление, навыки анализа

Продукт проектной деятельности :

Выставка рисунков «Герои народных сказок»

Презентация :

Буклет «Народная сказка как средство нравственного воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 10:37
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД