Лучший педагог года

Проект «Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Липовцева
Проект «Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста»

Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук.

Публикация «Проект „Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Подвижность и активность моторики ребенка оказывает благоприятное влияние на развитие речи и коррекцию речевых нарушений.

Для того чтобы работа по коррекции речевых нарушений была успешной, необходимо создавать предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих активизации и развитию речи у детей дошкольного возраста.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, имеющих различные нарушения различными нарушениями в общей, мелкой моторики и речевого развития.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование здоровьесберегающих технологий. Одним из направлений здороьесберегающей технологии является кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность. Используя кинезиологию в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей межполушарное взаимодействие, психические процессы, улучшаем речь или корректируем ее недостатки. Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических игр и упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.

Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений раскрыты в трудах А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович, и др. Но еще древняя философская система (Конфунций, учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в речевом развитии и разных областях психики в целом.

Поскольку в нашем дошкольном учреждении увеличилось число детей с нарушениями речи (ограниченный словарный запас, нарушения звукопроизношения, слабый уровень развития произвольной и связной речи и пр., то для нас одним из актуальных направлений работы становится поиск и внедрение эффективных форм и инновационных технологий в образовательный процесс в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Мы считаем, что на сегодняшний день, одним из перспективных средств работы педагога - психолога выступает апробация кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста (в том числе и детьми с ОВЗ). В рамках данного направления деятельности были определены тема, цели и задачи проекта.

Тема проекта:

Влияние кинезиологии на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

определить эффективность использования методов кинезиологии на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (в том числе и детей ОВЗ).

Задачи проекта

1. выявить особенности использования и влияния кинезиологических упражнений в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

2. определить область применения кинезиологии, общие рекомендации, условия использования кинезиологических упражнений и игр;

3. создать условия для активизации речевого развития у детей;

Практическая значимость проекта заключается в подборе и апробации игровых приемов, игр и упражнений, направленных на коррекцию и активизацию речи детей.

Реализация проекта деятельности

В данном проекте рассматриваются вопросы изучении эффективности влияния кинезиологических упражнений на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки реализации проекта:

2022 - 2024

Участники проекта:

дети 5- 7 лет (в том числе дети ОВЗ)

Форма реализация проекта

в рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы педагога – психолога. Длительность проекта - 7 месяцев (ноябрь – май). 1- 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут в зависимости от возраста и особенностей ребенка.

Условия реализации проекта:

1. Упражнения проводятся регулярно в рамках групповых, индивидуальных занятий и в режимных моментах.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения могут проводиться стоя, сидя и лёжа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

6. Во время одного занятия использовать не более 3 упражнений разного направления.

Этапы реализации проекта

:

Вводный – определение темы работы, постановка проблемы, целей и задач работы;

Организационный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;

Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).

Заключительный – подведение результатов, оформление выводов, практического материала и рекомендаций по применению игр, упражнений и пособий.

Контрольный – обобщение и презентация работы над проектом, представление практического материала для работы воспитателей и специалистов.

Ожидаемые результаты проекта

- систематизация информационного и методического материала по изучаемой проблеме;

- оформление картотеки кинезиологических игр и упражнений для использования педагогами и родителями.

- оформление рекомендаций по использованию кинезиологических упражнений и игр для педагогов и родителей.

Продукт проекта

Картотека кинезиологических игр и упражнений с учетом использования на индивидуальных занятиях

Потребители проекта

- воспитатели ДОУ и педагоги других образовательных организаций;

- специалисты (педагоги – психологи, учителя – логопеды);

- родители детей дошкольного возраста

Дальнейшая перспектива работы над проектом

- пополнение базы практических упражнений и занятий

- внедрение кинезиологических упражнений в групповую коррекционно – развивающую деятельность педагога – психолога и воспитателей групп.

- разработка авторских игровых упражнений

- систематизация кинезиологических игр и упражнений по нозологическим группам детей с ОВЗ.

Список литературы

Список литературы для специалистов

1. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. : ил. Интернет ресурсы

2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.

3. Сборник кинезиологических упражнений и сказок для детей дошкольного возраста / сост. Е. С. Бутунина, Богданович: МДОУ №38 «Детский сад Будущего»,2021

4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. – 60с.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008.– 41с.

6. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

7. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

Список литературы для родителей

1. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Конспект занятия с использованием элементов кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие Колобка»Конспект занятия с использованием элементов кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие Колобка» Конспект занятия с использованием элементов кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие «Колобка» Цель: Развивать.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 19:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД