Надежда Морозова
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Актуальность проекта : Воспитание экологической культуры детей, нравственности являются важнейшей задачей, решаемой детским садом и семьей, с раннего возраста. Определяя работу над проектом, поставлены следующие цели:
- формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Узнавать птиц, называть части тела;
- дать детям представление о перелетных птицах, об их внешнем виде, повадках, о6 особенностях их жизни весной;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым. задачи:
- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
- формировать желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
- формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
- повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников).
Предполагаемый результат проекта :
- систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам,
- желание детей заботиться о пернатых;
- понимание их значимости в жизни людей;
- активное участие родителей в проекте, что дополнительно способствует воспитанию у детей любви и бережного отношения к птицам.
1 этап - подготовительный - подготовка к проведению проекта -подготовлена методическая, художественная и познавательная литература по теме, подобран дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения, т. е. подготовлена развивающая среда группы. Составлен перспективный план, созданы атрибуты для занятий и игр. Был объявлен конкурс между родителей «Изготовление кормушки или скворечника». С детьми была запланирована выставка поделок «Птички-невелички».
2 этап - практический. Представлена реализация данного проекта по «Направлениям развития» и «Образовательным областям».
Социально-коммуникативное развитие:
Через учебные презентации, видеофильмы формировалось у детей представление о связях в природе «человек и птица»; Игровая деятельность: - развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх; - формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх; Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица.». Дидактические игры: «Назови птицу» «Кто, где живёт?», «Когда это бывает», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Назови птичку ласково», «Чей голос?», «Подбери крылышко по цвету» Напольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест?» Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». Беседы: «Зачем нужны птицам гнезда?», «Пернатые - братья наши меньшие». Здесь важно поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Образовательная область «Безопасность». Беседы на тему: «Осторожно - кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (Беседы о том, что птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)
Познавательное и речевое. Вся работа в этой области строится на развитии познавательных способностей, желания узнать самостоятельно что - либо о птицах; Во время наблюдения за птицами, прилетевшими на участок детского сада необходимо выявить особенности строения тела, повадки, кормление. Напольные игры: «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы», «Кто живет в лесу?» и многие другие. Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка». Беседы: «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда?», «Городские птицы», «Лесные птицы». Вся работа в этой области направлена на то, чтобы научить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности; - игры на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена). Развитие речи: - формировать желание произносить слова правильно; - выделять звуки в словах, учить звукоподражанию; - игры: «Назови детёнышей», «то как кричит», «Чей голос?» -рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». - рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», «Снегири». - составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок. Было проведено открытое занятие: «Зимующие птицы».
НОД «Зимующие птицы»
Воспитатель : Ребята посмотрите, кто к нам прилетел. (Птичка) Жил-был воробей, звали его Пудик, а жил он в теплом гнезде из мха и пакли. Летать Пудик еще не умел, но крыльями уже махал. Все выглядывал из гнезда и спрашивал: «Чив-чив» :
Воспитатель : Дети, подскажите Пудику. (Модели признаков весны)
-Какое сейчас время года? (Весна) -Погода весной. (какая) (Теплая) -Снег. (Что делает) (Тает) -Сосульки. (Капают, тают, капель) -Ручейки. (Бегут, журчат) -Солнышко весной. (Яркое, ласковое, греет) -Листья на деревьях. (Появляются) -Весной травка вырастает. (Зеленая, молодая) -Весной прилетают с юга. (Перелетные птицы)
Воспитатель : Весной все оживает, просыпается после зимы. Как только солньппко начинает ярче светить: снег тает, бегут ручьи, капель. Оживают растения, выходят из своих нор животные, появляются насекомые, с юга возвращаются перелетные птицы.
Пудик: «Чив-чив» А у меня много друзей-птиц, одни зимуют с нами - зимующие, а другие осенью улетают на юг - перелетные. Только я все время путаю их. Подскажите мне, пожалуйста. Игра «Отгадай загадку» (Выбрать и показать картинку птицы, назвать зимующая или перелетная)
1/ Вот вещунья - белобока, А зовут ее. (Сорока - зимующая птица)
2/ Чик - чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей, Кто же это. (Воробей - зимующая птица)
3/ Черный, проворны кричит «Кран», Червякам враг. (Грач - перелетная птица)
4/ Кто присел на толстый сук И стучит «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел. Зимует)
5/ Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири - зимующие птицы)
6./ Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик над окном Из травы и глины. (Ласточка - перелетная птица)
Пудик: Какие вы молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно, да еще и мне помогли узнать зимующих и перелетных птиц.
Воспитатель : А знаешь, Пудик, скоро ласточки прилетят к нам, и будут жить под V крышей детского сада все лето.
Пудик: Ребята, давайте поиграем в прятки с моими друзьями - птицами.
Воспитатель : Давайте посмотрим, кто с нами будет играть (показываю картинки птиц) : Сорока, ворона, воробей, дятел, голуби, снегири, синица, грач.
Воспитатель : Когда вы закроете глаза, одна птичка улетит, спрячется. Откроете глаза и назовете птицу, которой не стало. Игра «Какая птичка улетела?» (повторить 3-4 раза)
Пудик: Молодцы! Правильно запомнили, кто из птиц улетел.
Воспитатель : Как всегда, открыли весну грачи. На потемневших дорогах в поисках пищи неуклюже зашагали грачи. Они охотно поедают червяков, жуков, семена растений, клюют молодую травку. Сейчас грачи строят новые и ремонтируют старые гнезда, для этого используют сучья и ветви. Представляете! У взрослого грача - клюв белый, а у молодого он черный. Грач много работает своим клювом, добывая из почвы червей и личинок. При этом черные перышки вокруг клюва стираются, и он белеет. Рассматривание методического пособия грача (Выставляю пособие грача) А вот и грач к нам прилетел. Давайте рассмотрим его: - Это что у грача? (Туловище) - А это что? (Голова) - Какого цвета перья у грача? (Черного) - Чем клюет птица? (Клювом. Показ, как клюет) -Для чего грачу ноги? (Ходить, за веточки цепляться, когда сидит на дереве - дети показывают) - А зачем птице хвост? (Помогает летать, выполняет роль руля) - Как передвигается грач? (Летает. Дети изображают летающих птиц). Физкультминутка аГрачн прилетели»
Как -то раннею весной На опушке лесной Появилась стая птиц: Не скворцы, и не синицы,
А большущие грачи.
Цвета черного, как ночь Разбежались по опушке, Прыг - скок, кран - краи! Тут жучок! Там червяк! Крак-крак-крак!
Стоят в кругу Бегут
Машут руками, идут, высоко поднимая Ноги Присели Бегут, прыгают «Клюют»
Рисование грача.
Воспитатель : Что-то наш Пудик загрустил. А знаете, скоро у грачей появятся маленькие птенчики - грачата, с которыми он мог 6ы поиграть. Пока их нет, давайте поможет Пудику и нарисуем маленьких грачат.
Воспитатель : Давайте обведем пальчиком птицу на листе бумаги и будем называть, что «рисуем». (Ведем пальцем по контуру грача, приговариваем: голова, туловище, хвост, ноги, клюв) - рисуем сухой кистью по контуру, а потом внутри него. - рисуем краской под пение птиц (аудиозапись «Звуки природы») и дополняем мелкими деталями свой рисунок. - рассматриваем работы детей.
Воспитатель : Смотри, Пудик, сколько теперь у тебя друзей-грачат! С ними можно играть. Видишь, какие они пушистые, веселые, игривые, озорные. - Дети пританцовывают с рисунками под музыку «Птичка».
Пудик: Спасибо, ребята, вы помогли мне и рассказали много о птицах весной и нарисовали мне друзей-грачат. А мои друзья птицы прислали вам в подарок перышки. Какие они легкие, пушистые! Подуем на них - полетели! Образовательная облапь «Чтение художественной литературы» :
Поставлены следующие задачи: - прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам; -поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции как положительных, так и отрицательных Чтение следующих произведений: А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»;Е. Авдеенко «Воробей»;А. Толстой «Умная галка» и другие.
Художественно-эстетическое развитие. Совместно с музыкальным руководителем совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений; - способствовать развитию певческих навыков, используя произведения: «Вышла курочка гулять», «Кот и птицы», «Дятлу весело, дятлу грустно» сл. Е. Попляновой; «Кукушечка» рус. нар. пес. в обр. И. Арсеева; «Птичка» Найденовой; прослушивание аудиозаписи» Птичьи голоса».
Продуктивная деятельность: лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками». - аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь». Т. Потапенко, сл. Н. - рисование «Птички клюют рябину», «Птичка в ладошке». - использование книжек-раскрасок. - использование трафаретов с изображением птиц.
Физическое развитие: Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», «Перелет птиц». Образовательная область «Здоровье» С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние. Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия. Игры на развитие дыхания, пальчиковые игры: «Птичка», «Полёт стрижа».
Работа с родителями: Рекомендовано родителям с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их; - была организована выставка совместных работ по теме «Птицы - наши друзья»; - привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечника, к участию в конкурсе рисунков птиц.
З этап. Заключительный. На заключительном этапе подвести итоги реализации проекта : - чем лучше кормить птиц? - как часто необходимо кормить птиц? - организация выставки «Птицы - наши друзья»; - презентация проекта.