Лариса Лукьянскова
Проект по экологическому воспитанию «Все на свете друг другу нужны»
Проект по экологическому воспитанию
«Все на свете друг другу нужны"
Срок реализации проекта : 3 недели (07.04-28.04.25)
Тип проекта : познавательный, творческий, краткосрочный.
Участники проекта :
- Дети средней группы «Колобок» (4-5 лет);
- воспитатель;
- родители.
Постановка проблемы:
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Все на свете друг другу нужны“» размещена в разделах
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды — всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
Актуальность проекта :
o Современные дети мало взаимодействуют с природой, не всегда понимают взаимосвязи между живыми существами. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Проект поможет сформировать у дошкольников представление о том, что все в природе взаимосвязано, и каждый организм играет важную роль. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на Земле.
o Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Цель:
Формирование у детей представлений о взаимосвязях в природе и воспитание осознанного, бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием "экосистема"и её основными компонентами.
- Дать представление об элементарных пищевых цепочках в природе.
- Учить наблюдать за природными явлениями и делать простые выводы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, воображение.
- Совершенствовать навыки наблюдения, сравнения, анализа.
Воспитательные :
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
- Формировать экологическую культуру и ответственность за природу.
Социальные:
- Привлечь родителей к совместной экологической деятельности.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-речевое развитие;
-познавательное развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Применяемые методы и приё мы:
беседы, наблюдения, практическая деятельность, дидактические игры, сюжетно –ролевая игра, чтение и пересказ произведений, презентации, обзор интернет-ресурсов, обращение к жизненному опыту детей.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап
- Составление плана работы по проекту.
- Беседа для выявления первоначальных знаний.
- Подбор литературы, иллюстраций, видеороликов,
загадок, сказок, информации с интернет-ресурсов.
- Беседа с родителями. Знакомство с проектом.
- Консультация для родителей: "Экологическое воспитание в семье".
- Создание экологического уголка в группе (фотографии, иллюстрации, игры, книги).
- Разработка конспектов занятий, сценариев игр.
II. Основной этап
1. Познавательные занятия и беседы:
- «Кто такие насекомые и зачем они нужны?»,
- «Птицы – наши друзья».
- «Как животные помогают друг другу».
- «Деревья – дом для многих и лёгкие нашей планеты» (значение леса).
- «Кто кого ест?» (простая пищевая цепочка).
- «Как люди помогают природе?» (правила экологичного поведения).
2. Игровая деятельность:
- Дидактические и развивающие игры:
- «Кто где живет?» (соотнесение животных и среды обитания).
- «Кто кем питается?» (собери простую пищевую цепочку).
- «Исключи лишнего» (разные группы животных).
- «Зачеркни лишнюю картинку» (Живая и неживая природа и рукотворные объекты).
- «Найди животным и их детёнышей».
- «Найди и свяжи соответствующие картинки».
- «Собери пазлы» (Собаки – наши помощники и спасатели)
- Подвижные игры:
- «Птички в гнездышках».
- «Лиса в курятнике».
- «Рыбаки и рыбки».
- Сюжетно-ролевые игры:
- «Ветеринарная больница» (помощь животным).
- «Юные экологи» (уборка мусора, посадка растений).
3. Наблюдения и опыты:
- «Как растёт лучок?».
- «Как пьют растения?".
4. Творческая деятельность:
- Рисунки: «Луг» и «Лес».
- Аппликация: «Подводный мир».
- Лепка: «Птички в гнезде».
- Коллективная работа: рисование и оформление плаката «Береги природу!».
5. Работа с родителями:
- Совместные с родителями поделки: «Жучки и паучки», «Птицы».
- Предоставление материала на фотовыставку: «Наши питомцы».
- Консультация «Экологическое воспитание в семье»
III. Заключительный этап:
- Выставка совместных творческих работ.
- Викторина "Знатоки природы".
- Создание экологического плаката «Береги природу!».
- Папка – передвижка «Наши питомцы».
- Фотоотчёт о проведённом мероприятии в презентации, и представление её
на педагогическом часе коллегам.
4. Ожидаемые результаты:
- Дети понимают, что всё в природе взаимосвязано.
- Знают, как помогать природе (не мусорить, беречь растения и животных).
- Проявляют интерес к наблюдениям за природой.
- Родители активнее участвуют в экологическом воспитании.
5. Ресурсы:
Книги: «Энциклопедия о природе детям», «Русские писатели «Детям»», «Русские поэты «Детям»», «Стихи и рассказы о природе».
Материалы для творчества: краски, гуашь, карандаши, клей, пластилин, природные материалы.
Оборудование: стаканчики для опытов, лейки, совки.
Видеофильмы, аудиозаписи, презентации.
6. Заключение:
Проект "Все на свете друг другу нужны" помогает детям осознать, что человек – часть природы, и от его действий зависит её благополучие. Через игры, наблюдения и творчество дошкольники учатся любить и беречь окружающий мир.