Папки-передвижки

Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки»

Жук Валентина
Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки»

ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки».

В гости к нам приходят наших предков сказки.

Ничего прекрасней этих сказок нет.

Говорят, была у них долгою дорога.

Птицами летели над землёй вперёд.

Люди их встречали прямо у порога.

Сказки – это мудрость, что вершит народ.

(Николай Оёгир)

Актуальность.

Публикация «Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „В гости к нам приходят наших предков сказки“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения, важное место занимает этнокультурное воспитание. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой и всё, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного возраста формировать духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и именно в дошкольном возрасте стоит начинать знакомить детей с этнической культурой коренных народов, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям. Не зря у эвенков есть такая мудрая пословица: «Человек начинается с детства.».

Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Баунта становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.

На базе нашего ДОУ оформлен мини-музей народов Севера, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории, традициях и быте. Совместно с детьми и родителями наш музей регулярно пополняется и обновляется. Эти работы мы активно используем для занятий, праздников и развлечений.

Так же у нас разработана и внедрена дополнительная программа этнокультурного компонента «Брусничка», целью которой является: приобщение детей к истокам родной культуры. Формирование патриотических чувств и развитие духовности.

Для углубления работы по данной теме мною был разработан проект «В гости к нам приходят наших сказок предки», в котором мы с детьми знакомились со сказками эвенкийских писателей.

Основная цель проекта: знакомство с обычаями, традициями и бытом эвенкийского народа.

Задачи:

• Приобщение детей к национальной культуре, быте коренного населения Баунтовского эвенкийского района;

• Повысить интерес детей к истории эвенкийского народа;

• Создать благоприятную среду для творческого развития детей;

• Обогатить словарный запас детей, изучить эвенкийские слова;

• Развивать и поддерживать интерес к театральной деятельности.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Длительность: 2 месяца.

Участники проекта: Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность взрослых и детей, целенаправленность, сотрудничество, открытость, системность работы.

Проект реализуется в три этапа:

1 этап – организационно-подготовительный:

• Изучение этнографической литературы;

• Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;

• Подбор произведений для чтения детям

2 этап – основной

• Посещение «Музея народов Севера»;

• Чтение литературы детям, беседы о прочитанном

• Викторина «Узнай сказку»;

• Выбор сказки для постановки («Эвенкийская лепёшка»);

• Разбор спектакля, распределение ролей, репетиции;

• совместно с музыкальным руководителем подбор музыкального сопровождения;

• совместно с родителями создание атрибутов и декораций, подбор костюмов для участников.

• Сотрудничество с центром эвенкийских ремесел и ЦДО (консультация по костюмам) и районным домом культуры (репетиции).

3 этап – заключительный

• Участие в VII Районном фестивале детских театральных коллективов «Театральные каникулы».

Реализация проекта:

1. На организационно-подготовительном этапе мы с педагогами изучили этнографическую литературу.

Затем была подобрана литература для чтения, которая подходит под возрастные особенности детей, планировалась деятельность, направленная на реализацию проекта.

2. Следующим пунктом у нас было посещение «Музея народов Севера», где опытные экскурсоводы провели нас по всем залам, рассказали нам о кочевом народе, показали жилище эвенков, познакомили с шаманами и первобытным орудием, которым эвенки выделывали оленьи шкуры для шитья национальных костюмов и юрт.

На протяжении основного этапа мы с детьми прочли множество эвенкийских сказок, таких как: «Лиса и налим», «Как медведь оленеводом был», «Как олень эвенку достался», «Маленький Уняны», «Как журавли стали небесными оленями», «Карась и медведь», «Как один эвенк на небе побывал», «Эвенкийская лепёшка», знакомились с красотой описываемой природы, именами писателей, воспевающих родной край богатством и разнообразием устного творчества эвенков. Так же познакомились дети с книгой «Сказки северного чума» Елены Куренной-Берцик. В литературе интересно, подробно, а главное доступно рассказывается об обычаях народа, о том, каким богам поклонялись предки, как они сделали собаку своим помощником, как приручили оленя, чем питались. Изюминкой данной книги стало то, что в книге описываются места и названия рек, местностей нашего родного края, нашего посёлка. Дети узнали много эвенкийских слов и их значения.

Закрепили и проверили знания в викторине «Узнай сказку» (Прил. 1, где детям необходимо было отгадать название сказки по строчке из произведения. Дети успешно справились, отгадали все сказки.

Подбор сказки для театрализованной постановки был осуществлен совместно с детьми. Наш выбор пал на сказку «Эвенкийская лепешка», из знакомой уже книги Елены Куренной-Берцик. После обсуждения, разбора спектакля и распределения ролей, началась наша плодотворная работа с родителями. Были подобраны и нарисованы макет жилища эвенков, атрибуты и декорации к сказке.

Так же мы обратились в Центр эвенкийских ремесел с просьбой оказать консультацию по подбору и прокату костюмов героям. В районном доме культуры мы проводили репетиции на «большой сцене». Детям было очень интересно, так как все актёры выступали на «большой сцене» в первый раз.

3. На заключительный этапе реализации нашего проекта дети приняли участие в VII районном фестивале детских театральных коллективов «Театральные каникулы». Родители принимали активное участие: сопровождали нас в районный центр с. Багдарин, где проходил конкурс, помогали воспитателю с актёрами за сценой.

Результаты реализации проекта:

• Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по воспитанию национально – культурного наследия;

• Усвоены знания об коренных жителях родного края- эвенков;

• Повысился интерес детей к истории эвенкийского народа;

• Создана благоприятная среда для творческого развития детей;

• Дети заняли 1 место в VII Районном фестивале детских театральных коллективов «Театральные каникулы», некоторые актеры получили дипломы в следующих номинациях: «Симпатия жюри» и «Самый юный актер».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание детей посредством чтения эвенкийских книг и театральной деятельности помогло пробудить интерес детей к культуре эвенкийского народа, к их обычаям и традициям. В дальнейшем планируется создание на базе ДОУ детского театра с этнокультурным компонентом.

Список использованной литературы:

1. Куренная-Берцик Е. Ф. «Сказки северного чума» Чита: «Экспресс издательство»2004.

2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.

3. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.

4. Посашкова И. П. «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград: «Учитель» 2009.

5. Губа Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности: дисс. канд. пед. наук Курск, 2007.

6. Малиновский И. В. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования народностей Севера: На материалах Томской области: дисс. канд. пед. наук. Томск, 2004.

Приложение 1.

Викторина по эвенкийским сказкам.

1. «Когда мы побежим, я буду на каждом мысу останавливаться и окликать тебя, а ты мне отвечай!» (Лиса и налим).

2. «Погнали лиса с волком оленей в тайгу» (Как медведь оленеводом был).

3. «Даю вам его коленную чашечку. Кто у кого её отберет, тому и достанется олень» (Как олень эвенку достался).

4. «Корэндо – могучий шаман. Его победить невозможно!» (Маленький Уняны)

5. «Собрались у большого озера все болотные пртицы. Собрались и заспорили» (Как журавли стали небесными оленями).

6. «Бросился он в воду, опустился на самое дно. Лежит там не дышит» (Карась и медведь).

7. «Долго шел. Потом человек великан ему повстречался» (Как один эвенк на небе побывал).

8. «Случилось им голодать, а голод как известно не тётка» (Эвенкийская лепешка).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе детского сада «Сказки в гости к нам приходят» Открытая образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит» Автор: Молдованова Ульяна Владимировна.

Проект «Быт наших предков» в подготовительной группеПроект «Быт наших предков» в подготовительной группе Актуальность проекта: Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, поскольку именно там мы находим ответы на многие вопросы. Нормы.

Проект «Наше здоровье в наших руках» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Наше здоровье в наших руках» для детей старшего дошкольного возраста ПАСПОРТ ПРОЕКТА Проект: «Наше здоровье в наших руках» Актуальность. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Мы живем в трудное, но и благое время - время возрождения нашего Отечества после неисчислимых бедствий и испытаний. В последнее время особое.

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Группа «Непоседы (возраст детей 5 – 6 лет) Воспитатель:.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста .

Проект по патриотическому воспитанию «Герои наших семей» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Кочетова Екатерина Алексеевна МДОУ детский сад № 6 "Колокольчик" г. Фурманов Ивановской обл. ПАСПОРТ педагогического проекта.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа — наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального.

Проект по экологическому воспитанию «Земля — Наш общий дом» для детей средне-старшего дошкольного возраста с ОНР РАЗРАБОТАЛИ: воспитатель – Макарова И. В., учитель-логопед – Смирнова С. Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: В настоящее время губительное воздействие.

Сценарий развлечения для детей всех возрастных групп «В гости к нам приходят сказки» Сценарий развлечения для детей всех возрастных групп «В гости к нам приходят сказки» Цель: Создать радостное настроение у детей, организовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки»
Опубликовано: 9 августа 2019 в 11:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД