Наталия Калдузова
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа — наш родной дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом»
(с использованием многофункционального дидактического пособия
«Волшебные круги Луллия»)
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Природа — наш родной дом“» размещена в разделах
Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой необходимо с дошкольного возраста, ведь только доброта открывает детям радость взаимопонимания. Воспитание доброты к природе – значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, безразличия к чужой судьбе. Чтобы экология стала для них не наукой, а частью души!
Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год
Цель проекта :
Освоение способа познания окружающего мира с использованием дидактического пособия «Волшебные круги Луллия»
Задачи проекта :
1. Формируют понятие «признак»
2. Учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, нахождению причинно-следственных связей между объектами.
3. Развивают навыки фантастического преобразования объектов.
4. Формируют чувствительность к объектам.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Форма работы с детьми:
1. Беседы педагога с детьми:
2. Основная образовательная деятельность: первично - ознакомительные; углубленно - познавательные; - обобщающие;
3. Дидактические игры;
4. Экологические сказки с кругами Луллия
5. Разучивания стихов
6. Прогулки – экскурсии
7. Сюжетно – ролевые игры
8. Игры с кругами Луллия
10. Выставки
11. Конкурсы
12. Развлечения
13. Чтение художественной литературы;
14. Проведение акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой», «Мусор Земле не к лицу»
15. Просмотр презентаций
Организация работы с родителями:
1. Привлечение родителей к изготовлению пособий.
2. Привлечение родителей к организации и проведения экскурсий
3. Участие в конкурсах;
4 Участие в экологических акциях.
Материально-техническая база:
- уголок природы в группе;
- круги Луллия
- экологическая тропа на территории детского сада;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, лэпбуки по временам года, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- уголок экспериментальной и опытнической деятельности;
- библиотека книг с экологическим содержанием;
Ожидаемые результаты:
У детей :
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес детей к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
У педагогов:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
У родителей:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования экологических мероприятий (акций, развлечений, игр)
Этапы работы:
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
-изучение программно - методического материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями:
- личностно - ориентированная;
- технология сотрудничества;
- программа «Юный эколог» С. Н. Николаева
- подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно, исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
-составление перспективного плана проведения ООД, совместной образовательной деятельности,
-наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников,
- проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы,
- разработка конспектов ООД с использованием экологического материала,
-применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающих тематические наблюдения,
- использование художественного слова и загадок,
- проведение экологических праздников.
3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, определение перспектив работы.
Результаты проекта :
В дошкольном возрасте в познавательной сфере происходят значительные изменения у ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Уже в процессе освоения экологических знаний у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру. Важнейшим показателем экологических знаний старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические знания и проявляется активное отношение к природе.
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы. В ходе реализации проекта «Природа - наш родной дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных знаний о явлениях и объектах неживой и живой природы, которые необходимы для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора дидактических пособий. Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности ребенка. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, которые формируют у детей их отношение к окружающему миру. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает знания о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников в процессе дидактических пособий, как на занятиях в совместной деятельности, так и в повседневной жизни показал свою эффективность.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.