Проект «Пословица недаром молвится»

Юлия Овсянникова
Проект «Пословица недаром молвится»

Овсянникова Ю. М., воспитатель МАДОУ №524

Хочу представить вам опыт работы по Знакомству детей с малыми фольклорными формами: пословицами и поговорками.

Анализируя начальную работу с детьми, выявила, что около 60% дошкольников не понимают образного смысла пословицы.

Без пословиц не проживешь - точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Пословицы — это настоящее богатство, в них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

При знакомстве детей с пословицами особое значение придавалапониманию точности языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в своей речи, умели их объяснить.

Пословицы характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству различных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы записывали, создавали книги, которые дополняли детскими рисунками, фотографиями.

Работа над пословицами не должна ограничиваться только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Вместе с логопедами пришли к выводу - надо делать совместный с родителями проект «Пословица недаром молвится»

Были поставлены следующие задачи:

-обобщить у детей знание пословиц;

- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;

- воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;

- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Для этого была проведена предварительнаяработа: дети старшей группы, вместе с воспитателями, разбирали смысловые значение пословиц на примере литературных произведений «Коли делать нечего» (Л. Н. Толстой, «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б. В. Шергин).

Совместо с логопедом учились пониманию прямого и переносного смысла пословиц. Дети по очереди брали карты с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице (прямой смысл, называли ее и пытались объяснятьпереносный смысл.

Совместно с родителями дома заучивали пословицы, готовили инсценировки и костюмы к ним, рисовали иллюстрации к пословицам.

В конце учебного года на итоговом развлечении совместно с логопедами, дети проявляли все свои способности, за правильные ответы получали жетоны.

Задания для детей были разнообразные:

«Доскажи словечко»

Не спеши языком, торопись. (Делом.)

Сначала подумай, потом. (Говори.)

Сумел взять — умей. (Отдать.)

Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал. (Умнее.)

О дереве судят по плодам, а о человеке по. (Делам.)

Терпение и труд, все. (Перетрут.)

«Продолжи пословицу»

Дружно не грузно. (А врозь — хоть брось.)

За двумя зайцами погонишься (ни одного не поймаешь.)

Сначала подумай — (потом говори.)

Едет Емеля. (Да ждать его неделю.)

«Узнай пословицу по двум словам»

Семь — один. (Семеро одного не ждут.)

Язык — дело. (Не спеши языком, торопись делом.)

Пчела — мед. (Одна пчела много меду не натаскает.)

Труд — лень. (Труд кормит, а лень портит.)

«Перепутаница»

Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься, гуляй смело.

Не имей сто рублей, людей насмешишь.

Далее дети представляли свои лучшие проекты, которые сделали с родителями дома. Яркие иллюстрации помогли рассказать и запомнить, а главное понять смысл пословицы.

Детям очень запомнился праздник, они многое узнали. Ушли со знанием важности своего творческого труда и с новенькими дипломами. Постепенно

увеличился уровень знаний пословиц у детей. Дети научились угадывать пословицы и использовать в театрализованной игре.

Публикации по теме:

«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы Цель: создать условия для расширения у детей старшего дошкольного возраста представления о русских народных праздниках. Задачи: продолжать.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1Подборка пословиц о зиме «Пословица не даром молвится». Часть 1 Пословицы и поговорки— неотъемлемая часть культурного развития русского фольклора. Это можно назвать даже одним из способов передачи накопленного.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Пословица недаром молвится»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 15:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Наблюдение на прогулке за работой дворника
Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, в процессе наблюдения за работой дворника. Задачи: 1....
Конспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для...
Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» ( для детей 4-6 лет) Цель занятия: приобщение детей к книге и чтению; формирование...
Фотоотчет «День детских изобретений»
Ежегодно 17 января во всем мире отмечается День детских изобретений или, в ином переводе, День детей-изобретателей ( Kid Inventors’ Day. Ежегодно тысячи...