Анна Марадымова
Проект «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: учитель-логопед
МДОУ «Колобок» Марадымова А. Н.
Актуальность проблемы. В настоящее время количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведения и социализацию ребенка в целом. Все это стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.
Обоснование актуальности проблемы.
Публикация «Проект „Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребенка. Наиболее распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи. Для детей с ОНР характерно: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; ограниченный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; дефектное произношение звуков, плохая дикция; неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами); отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи (неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп).
Речевую недостаточность у детей необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях и в других видах деятельности. Следствие ограниченной речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления, страдает память, особенно вербальная, необходимая для формирования обобщенного мышления. Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, в свою очередь, влияет на недостаточную сформированность таких интеллектуальных функций, как сравнение, анализ, синтез.
Анализируя коррекционную работу с детьми с ОНР можно сделать вывод, что методы и приемы традиционно используемые в логопедии, оказываются недостаточно эффективными. Поэтому наряду с общепринятыми принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методов. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Новизна разработки
Метод мнемотехники обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями, так как результативность коррекционной работы зависит от личностной включенности ребенка в педагогический процесс, осознанности выполняемых действий.
Сфера использования
Данный проект используется в рамках дошкольного образовательного учреждения, в логопедической группе для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (II, III уровень).
Кем используется
Учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели ДОУ, родители.
Цель проекта - посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях.
Задачи проектной деятельности :
- обогащение активного словаря;
- закрепление навыков словообразования; совершенствование грамматического строя речи;
- формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции;
- развитие фонематических процессов; навыка правильного звукопроизношения и звуко - буквенного анализа и синтеза;
- развитие связной речи;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие высших психических функций (ВПФ) у детей, а именно зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, воображения.
- формирование мотивации к учебной деятельности.
Ожидаемые результаты от внедрения
В результате активного использования элементов мнемотехники у детей была отмечена
- ускорение сроков овладение правильным звукопроизношением,
- ускорение cроков автоматизации звуков;
- повышение до 90 % детей с нормой лексико-грамматического развития;
- повышение объёма зрительной и вербальной памяти;
-улучшение распределения и устойчивости внимания;
- активизация мыслительной деятельности
- повышение уровня мотивации к занятиям у 100 % воспитанников.
Содержание проекта
Первое направление: формировании правильного звукопроизношения
1 этап.
Цель: вызывание и постановка звука.
Задачи: с помощью схематично-графического образа звука помочь ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.
2 этап.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков.
Задачи: на основе использования графо-картинных моделей звуков и слов формировать навык правильного звукопроизношения.
3 этап.
Цель: введение звука в речь.
Задачи: с помощью графо-картинных моделей рассказов, стихов ввести в речь поставленные звуки.
Второе направление.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Третье направление.
Развитие связной речи.
Четвертое направление.
Составление описательных рассказов.
Пятое направление.
Систематизация знаний о сезонных изменениях в природе.
Шестое направление.
Заучивание стихотворений
Продолжительность реализации разработки
Данный проект реализовался в течение одного года: 2007-2008 учебный год (дети 6–7 лет)
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое
1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек/ Логопед 2009 № 5
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень,, , период. Методическое пособие для логопедов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002.
3. Крутий Е. Л. Волшебная логопедия. -М. : Издательство «Сталкер», 2001.
2. Материально – техническое
Комплекты предметных и сюжетных картинок по разнообразным темам.
Бумага: белая и цветная, картон: белый и цветной.
Карандаши, фломастеры, маркеры.
Дополнительные возможности реализованной разработки
При реализации данного проекта, помимо поставленных целей и задач, параллельно решаются задачи направленные на коррекцию вторичных нарушений у детей с ОНР:
- гармонизация психосоциального и эмоционального состояния детей;
- регуляция поведенческих особенностей;
- преодоление трудностей межличностных отношений.
Перспективы дальнейшей реализации разработки
Разработка еще большего количества мнемотаблиц на другие темы логопедических занятий.
Привлечение других специалистов (психолог, дефектолог, воспитателей ДОУ, родителей воспитанников для создания комплексного и всестороннего воздействия на развитие детей с ОНР.
Более углубленное изучение метода мнемотехники педагогами ДОУ и внедрение её в коррекционную работу в других группах детского сада.
Обучение старших дошкольников выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь и образовывать мнемотехническую цепь.
Описание выполненных работ.
На 1 этапе первого направления используем мнемоквадрат или мнемодорожку, где для облегчения запоминания и установления определенной последовательности характеристики звука служат зрительные опоры – символические схемы и рисунки (Приложение 1)
На 2 этапе используем графо-картинные модели для автоматизации и дифференциации звуков. Дети производят перекодировку информации в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание (Приложение 2).
На 3 этапе активно используем опыт педагогов, а также сами создаем модели стихов и рассказов, где закрепляем навык правильного звукопроизношения.
По второму направлению традиционно используем занятия по изучению предлогов. Обозначая предлоги схемами по Т. А. Ткаченко, составляем мнемодорожки с использованием предметных картинок и схем. Дети озвучивают их, тем самым учатся правильно употреблять предлоги в речи. Затем дети самостоятельно могут составить мнемодорожку. На заключительных этапах работы над предлогами составляем короткие рассказы с использованием мнемотаблиц.
В третьем направлении мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи. Мы их использую для : обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок (Приложение 3).
В четвертом направлении дети составляют описательные рассказы по лексическим темам. Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков (Приложение 4)
По пятому направлению систематизируем знания о сезонных изменениях в природе, разрабатываем схемы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень" (Приложение 5). Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
По шестому направлению дети заучивают стихотворения с помощью мнемотаблиц (Приложение 6). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Результатом работы логопеда по этим направлениям стало то, что у детей с ОНР:
- значительно возрастает интерес к учебной деятельности, дети чувствуют себя более успешными;
- сокращаются по времени этапы автоматизации и дифференциации звуков;
- по результатам психологического мониторинга увеличивается объем зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания.
Уровень проработанности разработки
Проект был разработан и реализован с детьми старшей группы. По данному проекту проходит обобщение опыта среди педагогов детского сада. При разработке проекта использовалась следующая научно-методическая литература:
1. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. / Пособие для логопедов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.
3. Смирнова Л. Н. логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 летс общим недоразвитием речи: Пособия для логопедов, дефектологов и родителей. –М. : Мозаика-Синтез, 2003.
4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.