Лучший педагог года

Проект «Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами»

Ольга Тюменцева
Проект «Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами»

Тема: «Приобщение старших дошкольников к искусству России

через ознакомление с народными промыслами».

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.

Публикация «Проект „Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами“» размещена в разделах

Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Вид проекта : познавательно-творческий

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2020г. -май 2021г.)

Цель проекта :

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные:

Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

• Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

• Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

• Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

• Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивающие:

• Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

• Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

• Развивать технические умения и навыки художественного творчества.

• Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

• Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

• Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

Для родителей:

- вызвать интерес к народным промыслам;

- приобщить к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей.

Конечный продукт проекта

Для детей:

• выставка рисунков и поделок «Изделия народных умельцев»;

• итоговое развлечение «Путешествуем по народным промыслам»

Для педагогов:

• картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;

• иллюстрации, папки-передвижки, конспекты нод;

• создание лэпбука «Народные промыслы».

Предполагаемые результаты:

Дошкольники :

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.

Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.

Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

Родители:

систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;

активное участие в совместных мероприятиях.

в ДОУ:

наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа :

• Мини-музей «Народные промыслы»

• Разработаны конспекты нод;

• Создана картотека дидактических игр.

• Создан лэпбук «Народные промыслы».

Этапы реализации проекта :

Подготовительный

Основной

Заключительный

1 этап-подготовительный.

Постановка цели и задач.

Диагностика знаний детей о народном искусстве.

Подбор наглядно-иллюстративного материала.

Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи, русские народные

сказки и тд).

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций.

Консультации для родителей.

1. Работа с детьми.

Тема1.«Народное декоративно-прикладное искусство»

Беседа: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство

Просмотр презентации «Народные промыслы земли русской»

Рассматривание альбома «Народные промыслы»

Чтение стихотворений о народных промыслах

Д/и «Назови роспись»

Раскраски по теме «Народные промыслы»

Тема2. «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа «Дымковская игрушка»

Рисование «Украсим дымковскую барышню»

Пластилинография «Дымковский конь»

Разучивание стихотворений о дымковской игрушке.

Д/и «Одень барышню»

Слушание русской народной песни «Барыня», разучивание движений под музыку

Тема3. «Знакомство с хохломским узором»

Беседа «История Хохломы»

Рисование на шаблонах ложки «Ягодный орнамент хохломской росписи»

Пластилинография «Хохлома»

Чтение легенды «Золотая Хохлома»

Рассматривание изделий хохломских мастеров.

Д/и «Составь хохломской узор»

Тема4. «Знакомство с гжельским художественным промыслом»

Беседа: «Сине-голубое чудо»

Рисование по мотивам гжельской росписи «Гжельская посуда»

Чтение стихов П. Синявского о гжельской росписи

Чтение легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет?»

Рассматривание альбома «Гжель»

Д/и «Составь гжельский узор»

Тема5. «Знакомство с русской матрешкой»

Беседа «Знакомьтесь, русская матрешка»

Просмотр презентации «Откуда пришла к нам матрешка»

Рисование на силуэтах «Очень любим мы матрешки разноцветные одежки»

Чтение и заучивание стихотворений о матрешке

Д/и Собери матрешку»

Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»

Работа с раскрасками «Матрешки»

Тема 6. «Знакомство с городецким узором»

Беседа «Веселый Городец»

Чтение поэмы о городецкой росписи.

Заучивание стихотворений о городецкой росписи.

Рассматривание изделий городецких мастеров;

Декоративное рисование на шаблонах «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»

Д/и «Составь городецкий узор»

Тема 7.«Знакомство с филимоновской игрушкой»

Беседа «Филимоновские игрушки»

Рассматривание альбома «Филимоновская роспись»

Рисование «Барашек» с последующей росписью по мотивам филимоновской росписи.

Чтение фольклора о филимоновской игрушке.

Тема 8. «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Беседа «Полхов-Майданская роспись»

Рассматривание композиций Полхов-Майданской росписи;

«Роспись силуэтных форм в стиле Полхов-Майданской росписи»

Д/и «Украсим коврик»

Тема 9. «Знакомство с жостовской росписью»

Беседа: «Жостовская роспись»

Рисование по мотивам жостовской росписи «Жостовские подносы»

Рассматривание альбома «Жостовская роспись»

Д/и «Составь жостовский узор»

В работе с родителями:

Консультации: «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников», «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома», «Народная игрушка. Советы родителям»

Выставка работ «Город мастеров»

3 этап – заключительный.

Оформление мини музея «Город мастеров», выставка детских работ и работ родителей.

Создание лэпбука «Народные промыслы»

Итоговое развлечение «Путешествуем по народным промыслам».

Совместное обсуждение полученных результатов.

Мультимедийная презентация проекта «Народные промыслы».

Список использованной литературы

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Гаврилова В. В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий, изд-во «Учитель», 2009 г.

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

4. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий, изд-во «Скрипторий», 2003 г.

Грибовская А. А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.

5. Казакова Р. Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий, изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.

6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

7. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.

8. Смирнова М. Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры, изд-во

«Учитель», 2008 г.

9. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

10. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

Публикации по теме:

«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии". Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в "Год Японии в России". Соавторы: Минчукова.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группеОтчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами РоссииИспользование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание»Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание» Год назад в нашей группе стартовал проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Дети узнавали свою родословную, традиции.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами»Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами»
Опубликовано: 31 мая 2021 в 13:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД