Евгения Мелещенко
Проект «Путешествие по Арктике» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно - творческий.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки проведения: 14.01.2019. - 18.01. 2019.
Актуальность:
Публикация «Проект „Путешествие по Арктике“ (старшая группа)» размещена в разделах
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта :
Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям. Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
«Познавательное развитие» : Познакомить детей с Арктикой;
особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешним видом, повадками. Расширить представления о жизни людей в суровых условиях Арктики : научные и метеорологические станции. Сформировать экологические представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Развивать интерес к географическим маршрутам.
«Речевое развитие» Расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Обогатить речь словами: айсберг, северное сияние, экспедиции, лемминг, морж, тюлень, белуха и т. д. Закрепить названия детенышей животных. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать речь, как средство общения.
«Социально- коммуникативное развитие» Способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности. Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты. Развивать экологическое мышление.
«Художественно- эстетическое развитие» Развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему, учить замечать красоту природы, способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
«Физическое развитие» Создавать условия для развития двигательных умений каждого ребенка. Укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап.
• Постановка цели и задач работы над проектом.
• Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями об Арктике.
• Подготовка информации для родителей.
• Разработка конспектов занятий.
• Разработка картотеки дидактических игр, пальчиковых игр на тему «Путешествие в Арктику».
• Подбор настольных игр по теме.
• Подготовка описательных рассказов детей по теме «Животные Арктики» по плану
II. Основной этап.
Формы взаимодействия с детьми.
1. Беседы по темам: «Здравствуй, Арктика», «Что такое снег?», «Животные Арктики», «Птицы Арктики», «Люди в Арктике».
Составление описательных рассказов по теме «Животные Арктики»
Цель:
Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.
2. Чтение художественной литературы:
• Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка)
• «Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).
• Г. Снегирев «Пингвиний пляж».
• «Белёк». Геннадий Снегирев.
3. Отгадывание загадок по теме «Путешествие в Арктику».
4. Рассматривание альбомов «Здравствуй, Арктика», «Что такое снег?», «Животные Арктики», «Птицы Арктики», «Люди в Арктике».
5. Организация игр:
Дидактические игры:
«Что я за зверь?»
Цель: закреплять знания о животных Арктики.
«Узнай по контуру»
Цель: закреплять знания о животных Арктики, развивать речевые навыки.
«Назови маму и её детёныша»
Цель: формировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса.
Пальчиковые игры: «Строители», «Ледохад», "Северный мишка".
Подвижные игры: «Самолет», «Важенка и оленята», «Белые медведи»,
«Волк и олени», «Охота на куропаток».
Сюжетно-ролевая игра: «Полярники».
6. Взаимодействие с родителями:
Изготовление лэпбука "Путешествие в Арктику"
7. Экспериментирование:
"Замороженная земля"
Во время нашего путешествия на Северный полюс я объясняла детям, что из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделывали такой опыт.
Нам понадобились 2 стаканчика с землей, один из них мы вынесли на улицу на мороз. После того как почва замерзла, вместе с детьми мы попробовали проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем мы стали наливать воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.
III. Заключительный этап.
1. Презентация проекта на педсовете.
2. Создание стенгазеты «Профессии наших родителей».
3. Создание стенгазеты «Кем я буду, когда вырасту».
4. Создание выставки «Трудовичек».
5. Создание макета города.
Предполагаемый результат.
У воспитанников:
- сформировалось представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля;
- узнали о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);
- научились различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей. (Морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык – телёнок, нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру, способам передвижения, строению жилища;
- сформировался познавательный интерес к окружающему миру, и представление о гуманном поведении в природе;
- дети научились совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.
Продукты реализации проекта :
• Презентация проекта
• Создание выставки рисунков "Арктика"
• Создание выставки поделок из пластилина "Умка"
• Создание макета Арктики
Оборудование: ноутбук; проектор; экран для проецирования; стереофонические колонки.
Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Арктике» : слайды с анимацией и содержат аудиозапись; глобус; карта России; иллюстрации; макеты животных Арктики.
Раздаточный материал: альбомные листы, емкости для воды, краски, кисти, доски, пластилин, стека.
Вывод
Передо мной стояла задача, приобщить детей к природе. У детей сформировались представления о жизни в Арктике : животных, птиц, а также людей. Обогатился активный словарь у детей. У детей развивалась связная речь: через составление описательного рассказа, пополнение словарного запаса. Родители проявили активное положительное отношение к совместной творческой работе с детьми и педагогами группы. Сформировались навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов, плодотворного общения. Пополнился материал в нашей группе для ознакомления с природой и животным миром Арктики (картинки с изображениями животных, птиц, Северно-ледовитого океана, айсбергов).
Таким образом, при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогатил духовную сферу ребенка, поспособствовал формированию положительных моральных качеств.
Список литературы:
Алябьева Е. А «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» М 2005г
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» М 1990г
Горбатенко «Система экологического воспитания», 2007г
Иванов Ю. И, Михайлова Э. И «Играйте на здоровье», 1991г
Логинова В. И. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста, 1990г
Мир вокруг нас «Географический атлас для детей», 1990г
Михайленко М. «От края до края»
Сладков Н «Белая Земля», «Во льдах», «Птичий базар»
Сорокина А. И «Дидактические игры в детском саду», 1992г
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность», 2011г
Флинт В. «Животные севера»